Трамвайчик

    Главная : Новости : Связь
Новости киноляповНовости маразмовIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   

Автор Тема: ПРО ТРЕХ КИТОВ И ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ  (Прочитано 24857 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн eLsIe

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 336
    • Просмотр профиля
Re: ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #60 : 28 Март 2018, 15:59:27 »
За то, что уже без малого 30 лет, если не больше, не изменяет своей фирменной оправе
Вообще-то я про то, что это нам такое счастье... [Сижу с секундомером, смотрю, сколько прогружаются полностью страницы. Хотя тут можно и не с секундомером, песочные часы вполне подойдут.]

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #61 : 28 Март 2018, 18:01:20 »
Я же не виновата, что ссылки такие большие!

ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ

А можно ли извлечь из баяна, фортепьяно или оркестра красный аккорд, зеленую мелодию или черный ритм? Конечно, нет - никто и никогда еще не видел звуков, выкрашенных каким-нибудь цветом.
Но малоизвестный английский композитор Блисс сочинил "цветную" симфонию, состоящую из пурпурной, красной, голубой и зеленой частей.



Так что нельзя просто посмеяться над красным аккордом или зеленой мелодией, не разбираясь в этом интересном вопросе. А интересен он тем, что занимал внимание таких чудаков-музыкантов, как Римский-Корсаков и Скрябин - этим композиторам звучащая музыка представлялась окрашенной в тот или иной цвет.
Скрябин даже пытался осуществить свою мечту о цветомузыке в симфонической поэме "Прометей, или Поэма огня".



В этом сочинении Скрябин хотел передать содержание греческого мифа о том, как Прометей подарил людям огонь, знания и счастье, за что был прикован к скале, и орел каждый день терзал его печень - пока Геракл не освободил Прометея от страданий.
Музыка Скрябина на протяжении всей поэмы разрастается, как огонь - от неясного мерцания до яркого пламени. На первой странице Скрябин сделал пометку "туманно", а на последней - "с блеском". Музыку он создал пламенную, увлекающую слушателей своим постепенным нарастанием.
А соединить ее со светом Скрябину не удалось - не было такой аппаратуры, которая могла бы заливать концертный зал тем или иным цветом, да и сливаясь друг с другом, разные цвета образуют новые краски.
В наши дни инженеры и музыканты попытались довести замысел Скрябина до конца, но это не привело к удаче - если Скрябину те или иные звучности представлялись окрашенными, то другим слушателям связи музыки с цветом просто мешали слушать прекрасную безо всяких световых эффектов музыку "Прометея".
Дело в том, что музыка не нуждается для восприятия в световом сопровождении, как живопись в музыкальном - музыку надо слушать, а живопись надо смотреть.
Но есть обстоятельства, при которых музыка и живопись существуют вместе - это музыкальный театр, где ставятся оперы и балеты. Там надо заботиться, чтобы всё, что сидящие в зале люди увидят и услышат в спектакле, было согласовано между собой. Эта согласованность должна начинаться еще до того, как поднимется занавес, отделяющий сцену от зрительного зала.
Например, оркестр заиграл веселую музыку марша, с которого начинается опера "Кармен".



Безразлично ли для того, как мы воспримем эту музыку, то, какого цвета будет занавес? Конечно, нет.
Но прежде, чем вы скажете, какие здесь цвета, надо вспомнить, что увертюра к опере, а тем более и вся опера, состоит не только из веселых маршей. В конце увертюры появится печальный мотив, который предупреждает о смерти главной героини в финале.
А теперь попробуйте сказать, какие краски помогают музыке увертюры настроить нас так, чтобы мы верно восприняли всю оперу. Большинство назовет вот такие цвета: красный (цвет радостный, праздничный), оранжевый (цвет огня, страстей) и черный (цвет смерти, траура).
Каждый из этих цветов отражает какую-нибудь сторону содержания оперы, а все вместе они дают возможность понять и почувствовать события, которые пройдут перед нами на сцене.
Но никто из вас не назовет этих цветов, если надо окрасить занавес, когда оркестр начнет играть нежную, лирическую музыку, с которой Чайковский начал свою любимую оперу "Евгений Онегин".



Он назвал эту оперу лирическими сценами, чтобы подчеркнуть лиричность своего произведения. Вспомните характер этих лирических сцен - начиная от девичьего дуэта Татьяны и Ольги, и кончая драматической встречей Татьяны с Онегиным. Даже сцена дуэли, завершающаяся смертью Ленского, написана в нежных лирических тонах.
На этот раз вы должны назвать вот такие цвета (почти белые): бледно-голубой, бледно-зеленый и бледно-розовый.
Попробуйте задать эти и другие вопросы в кругу друзей и знакомых - интересный разговор или спор может у вас завязаться. Ведь от удачного сочетания красок и музыки зависит удача художника в театре. А то музыка в оперном или балетном спектакле часто страдает, оттого что во время увертюры, которая должна настроить слушателей, как мы настраиваем радиоприемник на нужную волну, перед нашими глазами висит ничего не выражающий грязно-рыжий занавес. А во время самого спектакля найти сочетание цвета и музыки еще труднее - действие на сцене и музыка меняются, движутся, развиваются. Зато интересна работа театрального художника - увлекательные задачи ставит музыка.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #62 : 28 Март 2018, 20:17:59 »
ЛИТОВСКИЙ КОЛУМБ

Сокровища искусства велики, и в них много разных граней, так как все страны и народы обогащают их своим талантом, тем своеобразием и необычностью, которые отличают эти народы друг от друга. Каждый народ рождает своих музыкантов, писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов.
Эта сокровищница была бы гораздо беднее, если бы в нее не внесли свой вклад такие композиторы, как украинец Лысенко, армяне Комитас и Спендиаров, киргиз Сатылганов, азербайджанец Гаджибеков, грузин Палиашвили, латыш Витол и другие музыканты, чье творчество стало почвой, на которой выросло музыкальное искусство всех стран и народов.
В этом ряду стоит имя литовца Чюрлёниса - он был и композитором, и художником. Оба этих таланта принесли свои прекрасные плоды. То, что Чюрлёнис соединил музыканта и художника в одном лице, тесно связывает его живописные произведения с музыкальным творчеством. Так что вам будет интересно узнать об этом необычном мастере.
За свою короткую жизнь Чюрлёнис успел сделать так много, что заслужил славу классика литовской музыки и крупного литовского художника. Он стремился в музыке приблизиться к живописным картинам, а картинами вызывал у зрителей ощущение, что они слушают музыку.
У него есть симфонические поэмы "В лесу" и "Море". Как писал он сам в письмах к друзьям и близким, "В лесу" начинается с тихих широких аккордов, как тихий и широкий шелест литовских сосен, а "Море" состоит из шума волн, таинственной речи столетнего леса и мерцания звезд.





И несмотря на то, что композитор не может изобразить лес или море так же, как художник, музыка Чюрлёниса заставляет нас поверить, что мы действительно не только слышим, но и видим море, то спокойное, то бурное, и раскинувшийся на побережье сосновый лес.
А своими картинами Чюрлёнис вызывает у зрителей такое ощущение, как будто звучит музыка. Его картины даже имеют музыкальные названия - прелюдии, фуги, сонаты. Например, "Соната звезд", "Соната весны", "Соната пирамид".







Сонатами называются музыкальные произведения, написанные в нескольких частях. Живописные сонаты Чюрлёниса тоже состоят из нескольких картин. По содержанию они необычны и даже фантастичны - не зря же его называют символистом.
Вот, например, "Соната моря":



1 - аллегро. Высоко вздымаются волны, но они не страшные, а радостные. Со смехом набегают они на песчаные холмы-дюны, разбрасывая во все стороны брызги мелкого веселого янтаря. Еле видная над водой, стремительно летит чайка, словно хочет слиться с волнами. А за ней просвечивает через воду, как будто стремясь вырваться и взлететь, рыба.



2 - анданте. Эта часть спокойна, недвижима. Ночь, фосфорным цветом обрисованы очертания сказочного подводного города. Рядом человеческая рука держит на ладони парусное судно - хочет поднять его с морского дна на поверхность, где 2 неподвижных корабля излучают мягкий и нежный желтый свет.



3 - финал. Гигантская волна закрыла собой всё небо. Эта волна еще страшнее 9 вала у Айвазовского. Словно ожидая гибели, трепещут у подножья этой волны 4 маленьких кораблика. Вся картина полна трагического напряжения.



Художник-музыкант воплотил в этих картинах музыку моря - то жизнерадостную, то затихшую, то страшную.
Если на картины Чюрлёниса посмотреть мельком и не сосредоточить на них внимания, они кажутся непохожими на то, что мы видим вокруг себя, какими-то надуманными. Но когда первое впечатление проходит, начинаешь понимать, что всё, изображенное на картинах, не более надумано, чем ковры-самолеты, змеи-горынычи и другое, о чем мы читаем в сказках и видим на иллюстрациях к ним. За этой сказочностью кроются настоящие человеческие чувства и раздумья.
Когда французский писатель и музыкант Ромен-Роллан познакомился с картинами и музыкальными произведениями Чюрлёниса, он поразился стремлению этого мастера сблизить музыку с живописью и, сравнив его с Колумбом, открывшим Америку, сказал, что Чюрлёнис открыл новый "духовный континент", но не на земле, а в искусстве.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #63 : 28 Март 2018, 21:57:58 »
РАССВЕТ НА РУСИ

Чюрлёнис - явление уникальное. Другого мастера, который был бы одновременно художником и композитором, найти невозможно.
Но есть много музыкальных произведений разных эпох и народов, которые сочинены с расчетом на то, что их будут и слушать, и смотреть. Это музыка для театра и кино. И в спектакле, и в кинофильме мы слушаем музыку и смотрим на то, что происходит на сцене или экране.
Например, послушайте вступление к опере Мусоргского "Хованщина", известное также как "Рассвет над Москвой-рекой".



Эта музыка хорошо звучит не только в театре, но и в концертном зале вместе с другими симфоническими произведениями. Она будет восхищать вас и красотой мелодий, напевных, как русская песня, и нарисованной композитором картиной того, как, борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Композитор добавил к музыке 2 изобразительные подробности, уточняющие нарисованную им картину рассвета - короткие фразы гобоя и трубы, изображающие утреннюю перекличку петухов, и колокольный звон, как бы приглашающий на утреннюю молитву.
То же самое мы услышим и при исполнении "Рассвета" в оперном театре, но мы его еще и увидим - слуховое восприятие будет обогащено зрительным: лучи солнца позолотят нарисованные в глубине сцены купола церквей, раздастся колокольный звон, ночное небо станет розовым и голубым, а пустая сцена наполнится людьми. Когда мы это увидим и услышим, впечатление возрастет - зрительные образы помогут воспринять музыку, и благодаря музыке сами наполнятся чувствами. Тут на нас будет воздействовать и музыка, и живопись, и свет, и сцена с действующими актерами, и само действие.
А если мы будем знать, что старая боярская Русь сопротивлялась новому, которое хотел дать своей стране ее преобразователь Петр 1, что старому пришлось уйти в прошлое и уступить место новому - тогда мы будем слушать "Рассвет над Москвой-рекой" по-другому: услышим в этой музыке рассвет не только над Москвой-рекой, но и надо всей Русью. Возможно, что именно это и хотел выразить Мусоргский в "Хованщине".
Убедиться в том, как меняется впечатление от музыки, которую мы только слушаем или только смотрим, нетрудно. Для этого попробуйте проделать в театре или перед телевизором, где показывают оперу, балет или кинофильм, такой опыт - сначала закройте уши или выключите звук у телевизора, а потом откройте уши и закройте глаза. Вы убедитесь в том, что музыка, рассчитанная на то, чтобы ее смотрели, много теряет, если мы ее только слушаем, и бедным становится зрительный образ, который мы воспринимаем только глазами, когда он рассчитан на то, чтобы мы его услышали.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #64 : 28 Март 2018, 23:45:37 »
ПОЛЯ, НАРИСОВАННЫЕ МУЗЫКОЙ

Вернемся еще раз к Берлиозу, автору Траурно-триумфальной симфонии.



Есть у этого композитора и Фантастическая симфония - наряду с простыми жизненными эпизодами, в ней есть и фантастический, о замысле которого композитор рассказал так: "Герой симфонии видит себя на шабаше среди скопища ведьм, колдунов и всякого рода чудовищ".



Но есть в этой симфонии другая по характеру часть - сцена в полях. Музыка этой части спокойная, безмятежная, почти не движется - такое впечатление может вызвать картина бескрайней дали, тихих, застывших в вечерних сумерках полей. Вдруг издалека раздается пастушеский рожок, а другой отвечает. Мы теперь видим не только поля, но и стада, и силуэты пастухов, слышим перекличку рожков. А спустя некоторое время издалека раздаются раскаты грома - один ближе, другой еще ближе. Тишина становится напряженной, пастушеские наигрыши - тревожными. Но гроза прошла стороной - ее рокот опять доносится издали. Затейливая мелодия пастушеской свирели на этот раз не получает отклика. Опять неподвижность и бескрайние поля.
Когда мы слушаем эту поэтичную и живописную музыку, в нашем сознании вырисовывается картина - мы видим ее внутренним зрением, которое существует у нас так же, как и внутренний слух.
Не только живопись можно услышать, но и музыку увидеть - хотя это и не обязательно. Но эти 2 самостоятельных и независимых друг от друга искусства тесно связаны друг с другом.
Точно так же близки друг другу все искусства, но мы, привыкнув замечать различия между ними, не замечаем их близости.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #65 : 28 Март 2018, 23:48:47 »
А МОГУТ ЛИ МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА ЖИТЬ ДРУГ БЕЗ ДРУГА?

ЧТО ВАЖНЕЕ В ПЕСНЕ - МУЗЫКА ИЛИ СЛОВА?

Такой вопрос задают часто - и так же часто отвечают на него, с полной убежденностью в своей правоте.
Одни говорят, что слова важнее - они раскрывают мысль, заложенную в песне, ее идею и сюжет, а если мысль, идея и сюжет непонятны, песня становится неинтересной и ненужной. И еще ссылаются на то, что из песни слов не выбросишь - как будто музыку можно выбросить. А другие утверждают, что музыка важнее, и, в подтверждение своей правоты, называют стихи, которые никакой самостоятельной ценности не представляют - например, тот же Чайковский писал замечательные песни и романсы на посредственные слова.
Кто прав в этом споре? Прислушаемся к песням, проследим за их судьбой и вспомним то, как они создавались.
Прочитайте рассказ Горького "Как сложили песню". В этом рассказе ничего не придумано - Горький сам видел и слышал всё описанное, когда жил в Арзамасе:

"Вот как две женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной моего шабра, земского начальника.
- А еще чего пишут? - выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом.
- Да ничего еще-то, - задумчиво и тихонько отвечает горничная, худенькая девица, с темным лицом и маленькими испуганно-неподвижными глазами.
- Значит, - получи поклоны да пришли деньжонок, - так ли?
- Вот...
- А кто как живет - сама догадайся... эхе-хе... В пруду, за садом нашей улицы, квакают лягушки странно стеклянным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется, что это храпит, уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа.
- Родные, - грустно и сердито говорит Устинья, - а отойди от них на три версты - и нет тебя, и отломилась, как сучок! Я тоже, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живешь - не вся вместе, - а половина души в деревне осталась, и всё думается день-ночь: как там, что там?..
Ее слова словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно говорит в тон им. Горничная, держась за острые свои колени, покачивает головою в белом платке и, закусив губы, печально прислушивается к чему-то. Густой голос Устиньи звучит насмешливо и сердито, звучит мягко и печально.
- Бывало - глохнешь, слепнешь об злой тоске по своей-то стороне; а у меня и нет никого там: батюшка в пожаре сгорел пьяный, дядя - холерой помер, были братья - один в солдатах остался, ундером сделали, другой - каменщик, в Койгороде живет. Всех будто половодьем смыло с земли...
Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых лучах красноватое солнце. Тихий голос женщины, медный плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушек - все звуки, которыми жив город в эти минуты. Звуки плывут низко над землею, точно ласточки перед дождем. Над ними, вокруг их - тишина, поглощающая всё, как смерть.
Рождается нелепое сравнение: точно город посажен в большую бутылку, лежащую на веку, заткнутую огненной пробкой, и кто-то лениво, тихонько бьет извне по ее нагретому стеклу.
Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:
- Ну-кось, Машутка, подсказывай...
- Чего это?
- Песню сложим...
И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:

Эх, да белым днем, при ясном солнышке.
Светлой ноченькой, при месяце...

Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:

Беспокойно мне, девице молодой...

А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:

Всё тоскою сердце мается...

Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:
- Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить... Ну-ко...
Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ленивому звону колоколов, она снова ловко заиграла словами и звуками:

Ой, да ни зимою вьюги лютые,
Ни весной ручьи веселые...

Горничная, плотно придвинувшись к ней, положив белую голову на круглое плечо ее, закрыла глаза и уже смелее, тонким вздрагивающим голоском продолжает:

Не доносит со родной стороны
Сердцу весточку утешную...

- Так-то вот! - сказала Устинья, хлопнув себя ладонью по колену. - А была я моложе - того лучше песни складывала! Бывало, подруги пристают: "Устюша, научи песенке!" Эх, и зальюсь же я!.. Ну, как дальше-то будет?
- Я не знаю, - сказала горничная, открыв глаза, улыбаясь.
Я смотрю на них сквозь цветы в окне; певицы меня не замечают, а мне хорошо видно глубоко изрытую оспой, шершавую щеку Устиньи, ее маленькое ухо, не закрытое желтым платком, серый бойкий глаз, нос прямой, точно у сороки, и тупой подбородок мужчины. Это баба хитрая, болтливая; она очень любит выпить и послушать чтение святых житий. Сплетница она на всю улицу, и больше того: кажется, все тайны города в кармане у нее. Рядом с нею, крепкой и сытой, костлявая, угловатая горничная-подросток. Да и рот у горничной детский: маленькие, пухлые губы надуты, точно она обижена, боится, что сейчас еще больше обидят, и вот-вот заплачет.
Над мостовой мелькают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями: значит, мошкара опустилась низко, - признак, что к ночи соберется дождь. На заборе, против моего окна, сидит ворона неподвижно, точно из дерева вырезана, и черными глазами следит за мельканием ласточек. Звонить перестали, а стоны лягушек еще звучней, и тишина гуще, жарче.

Жаворонок над полями поет,
Васильки-цветы в полях зацвели, -

задумчиво поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и смело:

Поглядеть бы на родные-то поля!

И Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова:

Погулять бы, с милым другом по лесам!..

Кончив петь, они длительно молчат, тесно прижавшись друг ко другу; потом женщина говорит негромко, задумчиво:
- Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь...
- Гляди-ко, - тихо остановила ее горничная.
Они смотрят в правую сторону, наискось от себя: там, щедро облитый солнцем, важно шагает большой священник в лиловой рясе, мерно переставляя длинный посох; блестит серебряный набалдашник, сверкает золоченый крест на широкой груди.
Ворона покосилась на него черной бусиной глаза. И, лениво взмахнув тяжелыми крыльями, взлетела на сучок рябины, а оттуда серым комом упала в сад.
Женщины встали, молча, в пояс, поклонились священнику. Он не заметил их. Не садясь, они проводили его глазами, пока он не свернул в переулок.
- Охо-хо, девушка, - сказала Устинья, поправляя платок на голове, - была бы я помоложе да с другой рожей...
Кто-то крикнул сердито, сонным голосом:
- Марья!.. Машка!..
- Ой, зовут...
Горничная пугливо убежала, а Устинья, снова усевшись на лавку, задумалась, разглаживая на коленях пестрый ситец платья.
Стонут лягушки. Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера. Цветисто догорает день. На полях, за отравленной рекой Тёшей, сердитый гул, - дальний гром рычит медведем".

Эти простые русские женщины приехали в город из деревни, работают в чужих домах и не находят покоя от тоски по своей стороне.
Любовь к песне живет в душе этих женщин, как и в душе каждого человека. Обе они готовы сложить новую песню из своих раздумий и чувств и найти в песне, самими созданной, душевное облегчение и жизненную опору.
Так зародилась и стала складываться на наших глазах песня. Горький просто описал этот таинственный, немножко непонятный акт творчества. В этой простоте заключена мудрость писателя, его талант и наблюдательность, помогающая проникнуть внутрь всего, что он видел и о чем писал.
Он раскрыл эту сердцевину перед нами в сцене рождения песни, показал, как просто и естественно создавали творцы из народа свои песни, не будучи поэтами и композиторами. Для народных творцов песня никогда не делилась на музыку и стихи - мелодия создавалась вместе со словами, а слова возникали вместе с мелодией.
Если бы мы спросили Устинью или Машу, что в песне важнее - мелодия или слова, они бы ответили: "А что в человеке важнее - ум или сердце?" - или: "А разве они порознь существуют?"
И в самом деле, в народной песне, которая создавалась безвестными творцами, музыка и слова существовали вместе - это был неразделимый сплав, цельное, неразрывное и единое музыкально-поэтическое искусство. Таким единым и неразделимым в народной песне был сплав мыслей и чувств, ума и сердца народа, создавшего эти песни.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #66 : 29 Март 2018, 03:08:47 »
А вот еще.

КОГДА ПЕСЕННЫЕ СТИХИ ЖИВУТ БЕЗ МУЗЫКИ?

Вы знаете песню "Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии блистали, и беспрерывно гром гремел, и ветры в дебрях бушевали".



А можете ли вы ответить на вопрос - народная это песня или нет?
И то, и другое. Кто сочинил музыку этой песни, мы пока еще не знаем - имя ее создателя неизвестно. А вот автор стихов - поэт-декабрист Рылеев, повешенный за то, что участвовал в организации восстания, и за стихи, возмущавшие народ против самодержавия.
Выпуская сборник своих дум, Рылеев и не помышлял, что дума о Ермаке будет положена на музыку и превратится в народную песню.
Став песней, дума о Ермаке зажила новой жизнью, но продолжала жить и самостоятельно, как стихотворение талантливого поэта. И все-таки прочитайте стихи без музыки, а потом спойте мелодию без слов - вы почувствуете, что, связанные воедино, они обретают силу, которой порознь не имеют.
Таких песен, рожденных от слияния стихов известных поэтов с музыкой забытых народных сочинителей, мы знаем много - "Кольцо души-девицы" Жуковского, "Сквозь волнистые туманы" Пушкина, "Соловьем залетным" Кольцова, "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова, "Коробейники" Некрасова.










Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #67 : 29 Март 2018, 03:15:17 »
Так складывались не только русские, но и украинские песни. Например, мелодии песен "Заповiт" и "Реве та стогне Днiпр широкий" на стихи Шевченко сочинены учителями - полтавский учитель пения Гладкий сочинил мелодию "Заповiта", а белгородский учитель русского языка и латыни Крыжановский сочинил мелодию песни "Реве та стогне Днiпр широкий". Профессиональными музыкантами они так и не стали, поэтому, даже зная их имена, мы называем сочиненные ими песни народными.





Стихи, ставшие народными песнями, проникнуты любовью к народу, сочувствием к его тяжелой доле, пониманием народной жизни. В этих стихах поэты радовались и печалились вместе с народом. Поэтому народ сложил музыку на эти стихи и запел их, как свои собственные, им самим созданные.
Народные певцы, передавая песни из уст в уста, изменяли и мелодии, и слова. Например, в песне "Колодники" припев "динь-бом, слышен звон кандальный" родился в народе - в стихотворении Алексея Толстого никакого припева вообще нет.



Изменениям подвергались даже стихи Пушкина. По-разному пелись его слова в песне "Узник".



Стихи эти нравились народу за смелый образ молодого орла, призывающего к свободе. Но сложный язык пушкинского стихотворения непривычен для народных песен, и народ, внося свои изменения, старался сделать Пушкинские строки простыми и понятными.
Так стихи, созданные известными поэтами-профессионалами, с музыкой мастеров из народа, становились песнями. Поэтому мы встречаем эти стихи и в сборниках песен, и в сборниках стихов.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #68 : 29 Март 2018, 03:23:03 »
НОВАЯ ЖИЗНЬ ПЕСЕННОЙ МЕЛОДИИ

Нетрудно представить себе, что на литературном или музыкальном вечере с эстрады будут прочитаны стихотворения "Узник", "Дума о Ермаке", "Заповiт" - но вряд ли на этом вечере будет пропета только мелодия этих песен без слов, как вокализ.
А в концертах фортепьянной, камерной и симфонической музыки с бессловесным звучанием песен мы встречаемся часто - это и "Камаринская" Глинки, и симфонии Чайковского, и струнные квартеты Бетховена.










Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #69 : 29 Март 2018, 03:26:16 »
Музыка песни без слов много теряет, но, соприкасаясь с инструментальной музыкой, приобретает не меньше. Композитор получает возможность раскрытия песенной мелодии так, что мы даже и не догадываемся, в каком простом и скромном виде она сложена своими создателями. В симфоническом оркестре композитор передает мелодию от одного инструмента к другому, добавляет подголоски, заставляет ее звучать то тихо в исполнении одного инструмента, то громко, сливая все инструменты оркестра, может соединять одну мелодию с другими, добавляя свои собственные. Скромная песенная мелодия, включаясь в поток симфонической музыки, разрастается до огромных масштабов.
Конечно, никакая симфония не заменит песню - но композитор о такой замене даже и не помышляет. Например, Кабалевский сочинял музыку к фильму "Щорс".



В этом фильме есть такой эпизод - по выжженной, растерзанной врагами украинской земле медленно идут бойцы и несут на носилках умирающего командира.
Кабалевский и Довженко долго думали, какая музыка должна звучать в этом печальном и героическом эпизоде, всматривались и вслушивались в безмолвные кадры фильма. Но эти кадры не были безмолвными - командир своими предсмертными словами просил бойцов не выпускать оружия из рук до полной победы над врагом.
Этот умирающий, но зовущий к борьбе командир чем-то напоминает Шевченко. Поэтому в оркестре зазвучала народная мелодия "Заповiт" - без слов, без пения.



Музыка, выросшая из песни, наполнила этот эпизод силой и смыслом - она протянула нить от современных героев к первым революционерам и зазвучала, как реквием памяти всех, кто погиб за Украину.
Так что не только слова, но и мелодия несет в себе идею, мысль песни, раскрывает ее характер. Даже оставшись без слов, песенная мелодия, как музыкальный символ, помогает слушателям ощутить характер музыки и делает понятным замысел композитора и содержание произведения.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #70 : 29 Март 2018, 03:27:43 »
МАССОВАЯ ПЕСНЯ

Так с полным правом мы можем назвать современную песню. Эта песня стала частью жизни всего народа, и трудно представить, что когда-то общенародных песен просто не существовало.
Когда бОльшая часть народа жила в селах и деревнях, народная песня была преимущественно крестьянской. Народ пел о своей тяжелой доле под гнетом помещиков, в этих песнях звучали гнев и ненависть к помещичьему строю, терпеть который крестьянам было трудно. Помещики боялись этих песен.
А потом запели свои боевые песни рабочие и революционеры. Могли ли спокойно относиться к этим песням те, против кого они направлены? Вместе с революционерами песни уходили в подполье - их пели шепотом, вполголоса, чтобы не навести на след полицию. Песня стала участником борьбы, ее запрещали, боролись с ней, как с врагом, а тех, кто ее пел, арестовывали и ссылали на каторгу.
В тех кругах помещичье-дворянского аристократического общества, которые чувствовали приближение народного восстания и были как будто стеной отгорожены от рабочих и крестьян, пели свои песни - сентиментальные, далекие от народной жизни, лишенные мыслей и чувств, эти песни были непонятны народу.
Впоследствии песни рабочих и крестьян пришли на помощь строителям новой жизни. Эти песни стали основой, на которой выросла и развивалась общенародная массовая песня. Она выражает мысли и чувства всего народа, объединенного общими интересами.
У этой общенародной массовой песни обычно 2 автора - поэт и композитор. И хоть издаются песни музыкальными издательствами, без поэта, написавшего слова, не могла бы родиться песня.
Поэты и композиторы создали столько массовых песен, что перечислить их все не представляется возможным. Лучше вы сами вспомните песни братьев Покрасс, Васильева-Буглая, Александрова, Дунаевского и поэтов, на чьи слова они писали свои песни. Не забудьте Дешкина и Жарова, сочинивших пионерскую песню "Взвейтесь кострами, синие ночи".



Вспомните песни войны, песни, написанные в послевоенные годы. Песни лирические, распевные - "Вечер на рейде" Соловьева-Седого и Чуркина, "Подмосковные вечера" Соловьева-Седого и Матусовского.




Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #71 : 29 Март 2018, 22:09:48 »
Песни бодрые, маршевые - "Гимн демократической молодежи" Новикова и Ошанина, "Солнечный круг" Островского и Ошанина.




 

Страница сгенерирована за 0.089 секунд. Запросов: 21.

Назад Наверх
 
   © 2025 Генрих Лиговский