Трамвайчик

    Главная : Новости : Связь
Новости киноляповНовости маразмовIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   

Автор Тема: ПРО ТРЕХ КИТОВ И ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ  (Прочитано 20274 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #72 : 29 Март 2018, 22:10:33 »
Песни, окрашенные романтикой далеких походов - "Орленок" Белого и Шведова, "Песня о тревожной молодости" Пахмутовой и Добронравова.




Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #73 : 29 Март 2018, 22:15:52 »
Песни о военных годах - "Ой, Днипро, Днипро" Фрадкина и Долматовского, "На безымянной высоте" Баснера и Матусовского.





Шутливо-танцевальные песни - "Я шагаю по Москве" Петрова и Михалкова.



Вчитайтесь и вслушайтесь в слова этих песен - вы найдете в них мысли, чувства и образы. Слова песен увлекают не меньше, чем музыка, на которую они поются. Но вряд ли эти слова живут, как самостоятельные стихотворения, которые можно читать на литературном вечере - они писались специально для того, чтобы пуститься в полет по жизни, именно как песни, вместе с музыкой. Точно так же создавались слова и в народных песнях - они редко живут отдельно от музыки, самостоятельной поэтической жизнью.
Поэт и композитор всегда трудятся над песней вместе. Часто поэт пишет слова до того, как композитор начнет сочинять музыку, иногда слова и мелодия создаются одновременно, а бывает, что и мелодия начинает песню, потом поэт пишет слова. Но главное при этом - совместность работы композитора и поэта (а иногда даже и в одном лице).
Поэты подсказывают композиторам ритм песни, форму, строение, а композиторы принимают участие в сочинении слов, что-то меняя в стихах, предложенных поэтом. Это похоже на то, как в давние времена народ складывал песни.
И не случайно многие современные песни получают такое широкое распространение, что во всех странах их называют народными, забывая, кто их сочинил.
« Последнее редактирование: 31 Март 2018, 01:36:01 от Миллисента »

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #74 : 29 Март 2018, 22:19:13 »
"КРЫЛЬЯ" ПЕСНИ

Поэт Ошанин, который вместе с композитором Новиковым сочинил "Гимн демократической молодежи", однажды рассказал интересную историю.



В Австрии, на международном фестивале молодежи и студентов, он услышал, как швейцарцы поют "Песню о встречном" Шостаковича и Корнилова.



Ошанина заинтересовало, знают ли швейцарцы, кто написал эту песню, и он спросил, какую песню они поют.
"Неужели вы не знаете этой песни?" - удивились они. - "Ее поют и в Швейцарии, и в Венгрии, и в Америке. Нам даже рассказывали, что ее знают и в России".
Кто сочинил эту песню - швейцарцы так и не узнали. Не знают этого и в других странах, где песню Шостаковича иногда поют с новыми словами. Перелетев через границу, она стала для многих народной песней, и мало кто знает, где и кем она создана.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #75 : 29 Март 2018, 22:22:56 »
Похожую историю рассказал один журналист, приехав из Венгрии: "Молодые крестьяне попросили нас послушать в их исполнении венгерские народные песни. Мы удивились, когда они запели "По долинам и по взгорьям". Мы сказали, что это дальневосточная партизанская песня. Они ответили, что там нет ни слова ни о партизанах, ни о Дальнем Востоке, что это песня об их счастливой жизни. Потом они сказали, что исполнят другую народную песню, и запели "Если завтра война" Покрасса. На этот раз мы не стали спорить и ответили, что у нас тоже поют эту песню".




Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #76 : 29 Март 2018, 22:35:55 »
А вот еще интересная история. В Японии есть небольшое кафе, которое заполняют молодые любители пения. Это кафе называется "Катюша". Имя написано русскими буквами на книжках со словами русских, французских и японских песен.
Откуда взялось в Японии русское имя? После войны в разных странах распространились русские песни - в том числе и "Катюша" Блантера и Исаковского. Ее именем даже назвали реактивный миномет. И везде неизвестные стихотворцы придумывали к ней новые слова. Например, итальянские партизаны пели ее под названием "Свистит ветер". Она залетела и на Восток, став любимой песней японской молодежи.



Последний пример напомнит вам о судьбе "Интернационала" - песни, известной практически всем. Многие сборники песен начинаются "Интернационалом", и мы так привыкли к этой песне, что считаем ее своей. Точно так же и в странах Европы, Америки, Азии, Африки и Австралии считают "Интернационал" своей песней, хотя написали ее французский поэт Потье и бельгийский композитор Дегейтер.



Исаковский назвал музыку "крыльями" песни - это красивое, поэтичное и верное определение. Ведь, при всем равноправии музыки и слов, жизнь песне дает музыка - ни одни стихи не станут песней, пока их не поднимут в полет музыкальные "крылья".
Но эти "крылья" должны быть такие сильные, чтобы и самим взлететь, и слова за собой поднять. Хорошие стихи не станут песней, если на них написана плохая музыка. Это значит, что на слабых "крыльях" не в силах подняться в песенный полет даже Пушкин.
А вот с обратной картиной мы иногда встречаемся - могучие "крылья" поднимают даже слабые посредственные стихи. И так прекрасен полет этих "крыльев", что мы перестаем замечать изъяны поднятых в полет стихов - озаренные светом музыки, они и сами начинают светиться отраженными лучами. Этим и объясняется тот факт, что у Чайковского мы встречаем песни и романсы, сочиненные на посредственные стихи.
Но пусть этот известный факт не будет служить оправданием плохих стихов в песне - лучше на вопрос, что в песне важнее, музыка или стихи, ответить вопросом: "Разве они порознь существуют?"

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #77 : 29 Март 2018, 22:58:10 »
ЧТО БЫЛО БЫ С МУЗЫКОЙ БЕЗ ЛИТЕРАТУРЫ?

Представьте, что на свете нет ни прозы, ни поэзии, ни драматургии, ни музыки, которая с ними связана. Что случится тогда с музыкой?
Нам придется распрощаться с песнями - народными и профессиональными, детскими и взрослыми, сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и серьезными, созданными давно и только задуманными, с песнями разных стран и народов.
Вслед за песнями исчезнут романсы, дуэты, трио, квартеты и другие ансамбли для голосов, музыка для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров. Та же судьба постигнет и крупные произведения, в которых к прозе и поэзии прибавляется драматургия - это кантата, оратория, оперетта, мелодрама и опера.
А если исчезнут песни, то исчезнут и оркестровые, камерные, фортепьянные произведения, в которых использованы мелодии этих песен - ведь песенными мелодиями разных народов пользовались все композиторы.
Нам и с балетом надо расстаться - в основе балета лежит литературное произведение, например, трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" у Прокофьева, поэма Пушкина "Медный всадник" у Глиэра, сказки "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" у Чайковского или специально написанная по заказу пьеса "Гаянэ" у Хачатуряна.












Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #78 : 29 Март 2018, 23:03:02 »
Есть также "программные" произведения, названия которых указывают на их связь с литературой - например, симфоническая сюита Хренникова "Много шума из ничего" по Шекспиру и симфонические "гравюры" Караева "Дон Кихот" по Сервантесу. Такие произведения тоже не могли бы появиться, если бы не было литературы.





Теперь мы ясно видим, какую опору для музыки представляет ее сестра-литература - из музыки литературы не выбросишь. Благодаря литературе музыка становится богаче, сильнее воздействует на слушателей, делается понятной и доступной.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #79 : 29 Март 2018, 23:16:35 »
ЧТО БЫЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ БЕЗ МУЗЫКИ?

Первой жертвой исчезновения музыки стали бы стихи - раз нет песен, не было бы и причины их сочинять.
Не жили бы вместе с музыкой литературные произведения - а ведь музыка обогащала их и раскрывала с новой стороны. Возьмем, например, Пушкина - оперы "Руслан и Людмила" Глинки, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Борис Годунов" Мусоргского, "Пир во время чумы" и "Капитанская дочка" Кюи, "Дубровский" Направника, "Моцарт и Сальери", "Сказка о царе Салтане" и "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского, "Алеко" и "Скупой рыцарь" Рахманинова, "Мавра" Стравинского, балеты "Бахчисарайский фонтан" и "Кавказский пленник" Асафьева, "Медный всадник" и "Домик в Коломне" Глиэра, романсы на Пушкинские стихи.








Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #80 : 29 Март 2018, 23:18:16 »







Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #81 : 29 Март 2018, 23:19:15 »









Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #82 : 29 Март 2018, 23:19:42 »




Всё это вдохновлено Пушкиным, но и композиторы обогатили Пушкинское творчество - трудно представить "Онегина" и "Пиковую даму" без Чайковского, "Бориса Годунова" без Мусоргского, сказки без Римского-Корсакова.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #83 : 29 Март 2018, 23:20:36 »
А кто бы знал Мея, если бы Римский-Корсаков не написал на его сюжеты "Псковитянку" (преквел - "Боярыня Вера Шелога") и "Царскую невесту"?







Никто бы не знал и Ратгауза, на чьи стихи Чайковский написал несколько романсов, в том числе и "Ночь". Эти стихи вызвали в нем какие-то мысли и чувства, которые вдохновили его на создание музыки.



Есть и еще одна область литературы, которая вполне может обходиться без музыки - и все-таки предпочитает брать ее себе в союзницы. Это драматургия - пьесы для театра и сценарии для кино. Режиссеры привлекают композиторов для написания музыки, усиливающей впечатление от спектакля или кинофильма. Если бы там не было музыки, спектакль или кинофильм много потеряли бы.

 

Страница сгенерирована за 0.277 секунд. Запросов: 21.

Назад Наверх
 
   © 2024 Генрих Лиговский