ЛУННАЯ СОНАТА
Некоторые говорят: "Когда смотришь на картину, всё сразу понятно - а музыку понять труднее, для этого надо много знать". Верно ли, что живопись понятна, даже если мы ничего не знаем о картине? Конечно, если мы смотрим на пейзажи "Золотая осень" Левитана, "Рожь" Шишкина, "Грачи прилетели" Саврасова, портреты "Стрекоза" Репина, "Девочка с персиками" Серова или "Неутешное горе" Крамского, то поймем даже без подготовки, что на них изображено - сами названия картин помогут нам.
Но если мы не умеем всматриваться и вдумываться в живопись, мы поймем картины поверхностно, разберемся во внешнем сюжете (березы, рожь, девочка на жердочке, убитая горем женщина) - а чувства и мысли, заложенные художниками в эти простые картины, могут до нас и не дойти, незамеченными останутся и художественные особенности этих картин.
То же самое относится и к более сложным картинам. Например, понятно ли будет вам полотно Сурикова "Утро стрелецкой казни", если вы не знакомы с царствованием Петра 1, с его борьбой за новый уклад жизни на Руси?
А поймете ли вы картины Репина "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали", если вы не знаете о революционерах, которые вели борьбу с самодержавием?
Да и на обычный портрет вы смотрите по-разному - в зависимости от того, что вам известно о личности, изображенной на портрете. Много знаний и опыта нужно вам накопить, чтобы не только оценить внешнюю сторону и сюжет картин "Бурлаки" Репина, "Меншиков в Березове" Сурикова, "Владимирка" Левитана, "Тачанка" Грекова, но и понять их внутреннее содержание.
И с музыкой так же - чем больше мы знаем о композиторах, тем ближе и понятнее становится музыка, и мы слушаем ее с бОльшим увлечением. Например, все знают и любят Лунную сонату Бетховена - эта волшебная музыка покоряет своей красотой и волнует силой выраженных в ней чувств.
Чтобы испытать на себе воздействие Лунной сонаты, можно и не знать, при каких обстоятельствах она написана, что Бетховен назвал ее сонатой-фантазией (обычно 1 часть быстрая, 2 медленная, а здесь наоборот), а название "Лунная" появилось уже после его смерти - поэт Рельштаб считал, что 1 часть напоминает озеро, освещенное луной. Но вы будете слушать Лунную сонату несколько по-другому, если узнаете историю ее возникновения.
Когда Бетховен понял, что его глухота неизлечима, он, наконец, почувствовал настоящую любовь. О своей ученице, молодой графине Джульетте Гвичарди, он думал как о будущей жене, надеясь, что счастье любви поможет одолеть недуг. А она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя - знаменитого, но не знатного по происхождению. Она отвернулась от него и вышла замуж за некоего графа Галенберга.
Бетховен был великим музыкантом, человеком могучей воли и высоких чувств. Велики были его страдание, любовь и стремление одолеть страдание. Лунная соната была создана в трудную пору его жизни. Под ее названием "Соната-фантазия" Бетховен написал посвящение Джульетте Гвичарди.
А теперь вслушайтесь в эту музыку - и слухом, и сердцем. Вы услышите в 1 части скорбь, во 2 светлую и в то же время печальную улыбку, а в финале - стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором Бетховен говорил: "Я схвачу судьбу за глотку - согнуть меня ей не удастся!"