Трамвайчик

    Главная : Новости : Связь
Новости киноляповНовости маразмовIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   

Автор Тема: ПРО ТРЕХ КИТОВ И ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ  (Прочитано 20301 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #84 : 29 Март 2018, 23:30:50 »
РОДНЫЕ СЕСТРЫ

Но и это еще не всё. Литература, как искусство слова, даже не связанная с музыкой в единое поэтическое или драматическое целое, часто рассказывает о музыке, описывает ее звучание, делает ее участником событий и переживаний, заставляет нас слышать ее со страниц прозы или стихов.
Литература много потеряла бы, если бы у нее не было такой возможности. Не могли бы появиться рассказы "Певцы" Тургенева, "Слепой музыкант" Короленко, трагедия "Моцарт и Сальери" Пушкина, роман "Жизнь Бетховена" Ромен-Роллана и другие произведения, посвященные музыке, исчезло бы множество страниц Лермонтова, Есенина, Гоголя, Горького, Паустовского.
А попробуйте представить без музыки "Войну и мир" Толстого. Музыка звучит и в дни мира, и в дни войны. Причем это и песни, и танцы, и марши - везде мы встречаемся с 3 "китами".
Песни, романсы и хоры звучат часто. Поют солдаты - пехотинцы и кавалеристы, то с запевалой-барабанщиком, то с ложечником. Поют таборные песни цыгане. Много поют в доме Ростовых. Денисов, аккомпанируя себе на клавикорде, исполняет романс. Поют Борис Друбецкой, Николенька и Соня. Поют порознь, дуэтами и квартетом. А Наташа вообще без музыки и дня прожить не может - она учится профессиональному пению. Все наслаждались ее прекрасным голосом и хотели еще раз услышать его. Наташа пела и для себя, и для гостей, и для князя Андрея. Кроме того, она училась играть на клавикордах, арфе и гитаре.
Танцевальная музыка звучит на балах и праздниках - это мазурки, котильоны, экосезы, полонезы и вальсы. Именно под звуки вальса Наташа впервые встретилась с князем Андреем. И трудно отделить поэтичные строки Толстовского романа от волшебной мелодии Прокофьевского вальса.



Кроме того, кучер Митька играл на балалайке "Барыню", а дядюшка Ростовых пел под гитару охотничьи песни. Можно вспомнить и военные марши, и церковные перезвоны. В общем, звуча со страниц произведения, музыка неотделима от литературы, как и от всей жизни.
Естественность звучания "Войны и мира" на оперной сцене как раз и объясняется тем, что весь роман пронизан музыкальностью.
Так сестра-музыка, обогащенная литературой, не осталась в долгу - музыка без литературы не могла бы жить полной жизнью, но и литературе без музыки пришлось бы нелегко.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #85 : 29 Март 2018, 23:59:11 »
НАДО ЛИ ЧТО-НИБУДЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПРИ СЛУШАНИИ МУЗЫКИ?

"ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ"

Вы часто бываете в хорошем настроении, вам радостно, легко на душе, хочется улыбаться, но отчего - вы и сами не знаете. Просто вы радуетесь.
А бывает и наоборот - становится грустно, тревога просыпается в мыслях и чувствах, даже плакать хочется. И опять вы не знаете, отчего вам грустно.
Музыка тоже бывает веселой и грустной. Например, у Бетховена есть фортепьянные пьесы, которые всегда исполняются вместе. Они так и называются - "Веселая и грустная".



Что мы в них услышим, как их понять? Надо ли представлять какую-нибудь картину? Конечно, нет. Ищите только радость в одной, печаль в другой. Ведь чувства радости и печали играют большую роль в жизни человека. Люди, которые не радуются и не печалятся, не умеют быть серьезными и веселыми, не способные на гнев и доброту, скучны и неприятны.
То же самое происходит и с музыкой, если в ней нет никаких человеческих чувств. А Бетховенские пьесы, в которых заключена человеческая радость и печаль, понятны всем. Почувствовать в них улыбку и слезу - это и значит понять их.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #86 : 30 Март 2018, 00:37:53 »
БУРЯ И ПОКОЙ

Считается, что каждый человек слышит и понимает музыку по-своему, но это не совсем так. Например, люди по-своему воспринимают те же Бетховенские пьесы - одни вспомнят детство, своих друзей, другие свяжут свои впечатления со стихами, а третьи с событиями сегодняшней жизни. Но никто не услышит веселое при исполнении "Грустной", а грустное при исполнении "Веселой".



Есть музыка, которая изображает бурю. Каждый услышит в ней что-то свое, свяжет музыку с переживаниями, мыслями, воспоминаниями. Для одних это буря боев и сражений, для других буря на море, для третьих буря в душе человека - но это музыка бури, а не тишины и покоя.
И наоборот - есть музыка, в которой все услышат покой и тишину. Они могут быть напряженными и тревожными, как затишье перед грозой, битвой или несчастьем, или спокойными, как лунная ночь, серьезными и улыбчивыми, близкими и далекими - но всегда останутся тишиной и покоем.
Вряд ли в музыке веселой польки почудится грусть и печаль, а в музыке траурного марша веселые танцевальные образы. Но одну и ту же музыку мы можем воспринимать по-разному - в зависимости от настроения. Если у вас случилась беда и на душе тяжело, то веселая музыка может вызвать раздражение - вам от нее еще грустнее станет. А грустная музыка успокоит вас, наполнит силой и поможет с собственной грустью справиться.
Композиторы часто использовали такие контрасты в своей музыке. Кармен погибает на фоне жизнерадостного марша - от этого ее смерть производит сильное впечатление.



Глупые рассуждения царя Додона об управлении государством звучат смешно, так как он поет их на серьезную музыку. А Риголетто узнает о смерти дочери под звуки легкомысленной песенки герцога - этот контраст делает переживания старика ужасными.



Наше восприятие музыки зависит не только от самой музыки, а еще и от нас, не только от того, ЧТО мы слушаем, но и от того, КАК мы слушаем - ведь буря и покой бывают и в музыке, и в человеческой душе.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #87 : 30 Март 2018, 01:43:48 »
ЧУВСТВА И МЫСЛИ

Радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть, гнев и нежность доступны и понятны всем людям. Эти чувства лежат в основе музыкального языка, который понятен всем людям на земном шаре и в переводе не нуждается. А так как чувства связаны с мыслями, то и музыка передает людям не только чувства, но и мысли.
Например, Бетховенские пьесы "Веселая и грустная" всегда исполняются вместе, но Бетховен указал, что сначала надо играть "Веселую", потом "Грустную", а потом опять "Веселую" - без радости и грусти человеку не прожить, но радость важнее, она делает человека сильным и мужественным. Радость должна одерживать победу над печалью.



Так от порядка исполнения изменилась не только форма сочинения и последовательность выраженных в нем чувств, но и заложенная в нем мысль.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #88 : 30 Март 2018, 01:55:19 »
ГЕРОИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ

Бетховен в музыке, как Шекспир в поэзии и драматургии, потрясает нас силой чувств и мыслей. Их равновесие мы ощущаем в любом творении обоих.
Вот какую историю имеет, например, 3 симфония Бетховена.



В творчестве композитора, как в реке, слились 2 потока - один был рожден героическими настроениями французской революции, а другой болезнью Бетховена, которая привела его к глухоте. Героизм и скорбь - основные части Бетховенского творчества, насыщенного борьбой и устремленного к радости. В поисках жизненного героя, который отвечал бы его настроениям, Бетховен обратился к образу Наполеона, восхищенный его военными победами, мужеством и волей, веря в его революционные идеи. Бетховен написал на партитуре 3 симфонии посвящение Наполеону. Но когда Наполеон стал императором Франции, Бетховен понял, что он будет попирать человеческие права, ставить себя выше других, станет тираном. Заглавный лист партитуры был уничтожен, под заголовком появилось слово "героическая". Мы и воспринимаем музыку этой симфонии как героическую - по-другому услышать ее невозможно:
1 часть наполнена напряженной борьбой. Темы-мелодии сталкиваются друг с другом, порой кажется, что всё смешалось, рушится, и произойдет катастрофа - но борьба продолжается.
2 часть - траурный марш. Скорбная мелодия чередуется с мужественными и героическими, и мы понимаем - хоронят не обычного человека, а героя.
3 часть - передышка после похорон. Собираются новые силы - призывные фанфары зовут не скорбеть и не рыдать, а продолжать борьбу за то дело, за которое погиб герой.
Финал - начинается так же, как 1 часть. Потом разрастается поток музыки - ширится, крепнет и выливается в гимн радости, прославляющий героя, поющий о продолжающейся жизни.
В этой музыке тоже не надо искать определенных картин - разве мало повести о прекрасном герое, мужественной борьбе, его героической гибели и торжестве жизни?

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #89 : 30 Март 2018, 02:05:49 »
2 "ОСТРОВА"

В начале 20 века 2 композитора создали музыкальные произведения с необычными названиями - "Остров радости" и "Остров мертвых". По своим названиям эти сочинения выстраиваются в один ряд с Бетховенскими пьесами - в этих сочинениях воплощены те же чувства, что лежат и в основе "Веселой и грустной", только в более развитой форме.
Симфоническую поэму "Остров мертвых" создал Рахманинов под впечатлением мрачной картины немецкого художника Беклина "Остров мертвых".



Но Рахманинов был русским композитором - поэтому его музыка напоминает протяжную русскую народную песню. В ней можно услышать и щемящую тоску, и рыдания, которые невозможно сдержать, и предчувствие смерти, и гневный протест против нее. Но как бы ни был сложен мир человеческих чувств, воплощенный Рахманиновым, в этой поэме преобладают чувства печальные, как в Бетховенской "Грустной".



Контрастом к Рахманиновской музыке звучит музыка фортепьянной поэмы французского композитора Дебюсси "Остров радости". Она написана под впечатлением картины французского художника Ватто "Паломничество на остров Киферу".



Мы слышим в ней и смех, и пение, и танцы, и журчание ручьев, и перезвон колоколов - это остров, в котором уместилось целое море радости, как в Бетховенской "Веселой".



Оба "острова" относятся к программной музыке - каждый из них имеет название, которое делает понятным замысел композитора, направляет внимание слушателей. Но чтобы понять их музыку, не обязательно знать программу этих сочинений - в них нет развивающегося сюжета, а только выражены понятные всем людям чувства радости и печали. Чтобы пережить эти чувства, можно и не знать картину Беклина, изображающую скалистый остров, лишенный жизни, окруженный морем, словно вдавленный в него тучами, не обязательно знать и картину Ватто, на которой художник изобразил веселую компанию, приехавшую в раскрашенной лодке на остров радости и любви - хотя знание этих картин, конечно, обогатит и нас самих, и наше восприятие музыки Рахманинова и Дебюсси.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #90 : 30 Март 2018, 10:36:10 »
"РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА"

Иное дело - сложное произведение, где есть развивающийся сюжет, в музыке воплощены образы действующих лиц, изображены события. Послушайте симфоническую фантазию "Ромео и Джульетта". Если вы не читали Шекспира, вам будет труднее понять музыку Чайковского, чем если бы вы были знакомы с трагедией английского поэта и драматурга.



Чайковский начал свое произведение с церковного хорала - так он знакомит нас с монахом Лоренцо, наставником и покровителем Ромео Монтекки и Джульетты Капулетти, которого Шекспир наделил умом и добрым сердцем.
В музыке много столкновений и борьбы - Чайковский передал этой музыкой атмосферу вражды семей Монтекки и Капулетти. Зная Шекспира, вы услышите в музыке и образы влюбленных героев трагедии. Услышите их смерть в траурном звучании финала.
Конечно, не зная Шекспира, вы всё равно услышите в симфонической фантазии Чайковского и хорал, и напряженную борьбу, и эпизоды нежной любви, и трагическую развязку драмы - всё это есть в самой музыке. Но зная программу, ощущая в музыке образы Шекспировских героев, вы воспримете музыку полнее, она произведет на вас большее впечатление, заставит думать о любви и ненависти, о дружбе и вражде, о жизни и смерти.
То же самое относится и к другим программным произведениям. Кто знаком с литературой, живописью или событиями из действительной жизни, вдохновившими композитора, владеет ключом к пониманию этой музыки.
Например, разве не потеряется для вас многое в "Картинках с выставки" Мусоргского, если вы не будете знать названия этих картинок?



Слушая симфоническую сюиту "Шехерезада", вы получите удовольствие, даже если и не читали арабские сказки "1001 ночь".



Да Римский-Корсаков и не требовал от слушателей подробного сравнения ее с сюжетом определенных сказок. Он напечатал в нотах лишь краткое изложение своего замысла: "Много чудес рассказала султану Шахрияру Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, сплетая сказки и рассказы". Объединяющей нитью являются короткие вступления для скрипки, рисующие Шехерезаду, рассказывающую султану сказки.
Каждый может свободно фантазировать, связывая разные части музыки Римского-Корсакова с восточными сказками. Но у тех, кто читал "1001 ночь", фантазия будет богаче и музыка откроется им щедрее, чем тем, кто этих сказок не читал.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #91 : 30 Март 2018, 13:21:51 »
ЛУННАЯ СОНАТА

Некоторые говорят: "Когда смотришь на картину, всё сразу понятно - а музыку понять труднее, для этого надо много знать". Верно ли, что живопись понятна, даже если мы ничего не знаем о картине? Конечно, если мы смотрим на пейзажи "Золотая осень" Левитана, "Рожь" Шишкина, "Грачи прилетели" Саврасова, портреты "Стрекоза" Репина, "Девочка с персиками" Серова или "Неутешное горе" Крамского, то поймем даже без подготовки, что на них изображено - сами названия картин помогут нам.













Но если мы не умеем всматриваться и вдумываться в живопись, мы поймем картины поверхностно, разберемся во внешнем сюжете (березы, рожь, девочка на жердочке, убитая горем женщина) - а чувства и мысли, заложенные художниками в эти простые картины, могут до нас и не дойти, незамеченными останутся и художественные особенности этих картин.
То же самое относится и к более сложным картинам. Например, понятно ли будет вам полотно Сурикова "Утро стрелецкой казни", если вы не знакомы с царствованием Петра 1, с его борьбой за новый уклад жизни на Руси?



А поймете ли вы картины Репина "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали", если вы не знаете о революционерах, которые вели борьбу с самодержавием?







Да и на обычный портрет вы смотрите по-разному - в зависимости от того, что вам известно о личности, изображенной на портрете. Много знаний и опыта нужно вам накопить, чтобы не только оценить внешнюю сторону и сюжет картин "Бурлаки" Репина, "Меншиков в Березове" Сурикова, "Владимирка" Левитана, "Тачанка" Грекова, но и понять их внутреннее содержание.









И с музыкой так же - чем больше мы знаем о композиторах, тем ближе и понятнее становится музыка, и мы слушаем ее с бОльшим увлечением. Например, все знают и любят Лунную сонату Бетховена - эта волшебная музыка покоряет своей красотой и волнует силой выраженных в ней чувств.



Чтобы испытать на себе воздействие Лунной сонаты, можно и не знать, при каких обстоятельствах она написана, что Бетховен назвал ее сонатой-фантазией (обычно 1 часть быстрая, 2 медленная, а здесь наоборот), а название "Лунная" появилось уже после его смерти - поэт Рельштаб считал, что 1 часть напоминает озеро, освещенное луной. Но вы будете слушать Лунную сонату несколько по-другому, если узнаете историю ее возникновения.
Когда Бетховен понял, что его глухота неизлечима, он, наконец, почувствовал настоящую любовь. О своей ученице, молодой графине Джульетте Гвичарди, он думал как о будущей жене, надеясь, что счастье любви поможет одолеть недуг. А она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя - знаменитого, но не знатного по происхождению. Она отвернулась от него и вышла замуж за некоего графа Галенберга.
Бетховен был великим музыкантом, человеком могучей воли и высоких чувств. Велики были его страдание, любовь и стремление одолеть страдание. Лунная соната была создана в трудную пору его жизни. Под ее названием "Соната-фантазия" Бетховен написал посвящение Джульетте Гвичарди.
А теперь вслушайтесь в эту музыку - и слухом, и сердцем. Вы услышите в 1 части скорбь, во 2 светлую и в то же время печальную улыбку, а в финале - стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором Бетховен говорил: "Я схвачу судьбу за глотку - согнуть меня ей не удастся!"

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #92 : 30 Март 2018, 15:06:39 »
ХОРОШО И ПЛОХО

Однажды у ребят возник спор о 2 разных сочинениях - Патетической оратории Свиридова и Маяковского в исполнении солистов, хора и оркестра, и фортепьянном концерте Щедрина в исполнении автора и оркестра. С ораторией было проще, а с концертом сложнее - музыка Свиридова оказалась ближе к произведениям русских композиторов-классиков, которые часто исполняются по радио, в концертах и на дисках, а музыка Щедрина была незнакомой, новой и необычной.



Содержание музыки Свиридова всем было понятно - стихи Маяковского, положенные в основу оратории, облегчили ее понимание. Да и музыка тоже помогала понять замысел сочинения - в марше слышны революционные песни, в рассказе о бегстве Врангеля заметно церковное песнопение, а в воспоминаниях о героях звучат песни гражданской войны. Всё это ребята услышали - они любили слушать музыку, и накопленный опыт помог им в этом разобраться.
Один из ребят был уверен, что стихи Маяковского надо громко декламировать, подобно оратору на митинге. А музыка Свиридова убедила его в том, что в стихах Маяковского есть лирика, задушевность и даже песенность.
Большинству ребят оратория не только понравилась, но и вызвала у них интересные мысли - они поняли характер музыки и содержание произведения.



А с концертом Щедрина дело оказалось сложнее в смысле не оценки (концерт тоже всем понравился), а определения характера и содержания музыки. Когда ребята захотели ответить, о чем говорит музыка, возник спор. Одни утверждали, что Щедрин ничего не хотел изображать, а просто написал бодрую, веселую и энергичную музыку - такую же, как и он сам. Один из ребят добавил: "Он про себя написал это. Музыку я не понял - она странная, я не привык к такой, но слушать ее весело и интересно".
Другой участник спора возразил: "А мне недостаточно, чтобы музыка была просто веселой и интересной. Когда я слушал ораторию, я понял, о чем она, а концерта я не мог понять. Мне эта музыка тоже понравилась, но я хочу знать, о чем она написана".
А ученица музыкальной школы ответила: "Я знаю, о чем это - я однажды играла на школьном вечере пьесу Щедрина "Бассо остинато", то есть повторяющийся бас. В этой пьесе нет ничего, кроме веселья, бодрости и энергии. Он это сочинил не только про себя, но и про современную молодежь - мы тоже веселые, бодрые, жизнерадостные и энергичные. В последней части концерта я услышала целую картину - сначала настраивают рояль, потом молодежь собирается повеселиться, все шумят, разговаривают, смеются, шутят, друг друга перебивают, а потом заиграл джаз, разговоры прекратились, и все начали танцевать".



Ребята хотели узнать, кто из них прав - обязательно ли представлять себе определенную картину при слушании музыки?
Есть люди, которым музыка понятна, когда они связывают ее с литературными образами, природой, картинами или жизненными событиями. Такие слушатели любят программную музыку - песни, романсы, оперы, оратории, где композитор сам разъясняет свой замысел. Их легко понять - образы из искусства и жизни помогают им воспринимать музыку.
А другие предпочитают слушать музыку, не связывая ее с литературными, художественными и жизненными представлениями. Они переживают чувства, воплощенные композитором, и размышляют над всем, что ими пережито под влиянием музыки. Этих слушателей тоже нетрудно понять - музыка богатая и могучая, может оказывать на нас огромное воздействие сама по себе, без помощи извне.
Если при слушании музыки в вашем воображении вырисовываются определенные образы и картины - это хорошо. Если при слушании музыки в вашем воображении не возникает ни образов, ни картин - это тоже хорошо. Но если вы вообще не слушаете музыку, если она вас не увлекает и не волнует - это действительно плохо.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #93 : 30 Март 2018, 15:09:19 »
МУЗЫКА ЛЕГКАЯ И СЕРЬЕЗНАЯ

2 ОШИБКИ

Попробуйте ответить на вопрос, какая музыка легкая, а какая серьезная? Возможно, это вам не удастся. Но все-таки давайте попробуем ответить.
Музыка, литература и другие виды искусства являются частью жизни человека. Поэтому в искусстве отражается всё, чем живет человечество. А что главное в человеческой жизни - серьезное или легкое?
Серьезное - это труд, занятия, мысли, чувства, дружба, любовь, радость, печаль, события в жизни человека и всего мира, борьба. Всё это служит источником серьезного искусства, является его содержанием и смыслом.
Но есть и легкое искусство - улыбка, смех, шутка, веселье, отдых, развлечение, юмористические рисунки, карикатуры, забавные рассказы, веселые стихи, развлекательные пьесы, фильмы, эстрадные представления. Но ни одно искусство не занимает такого места в играх и развлечениях в часы досуга, как музыка. Когда мы хотим развлечься после работы, повеселиться, собраться в клубе или дома на вечеринке - без музыки мы не можем ни танцевать, ни петь. Музыка создает праздничную атмосферу на спортивной площадке и в туристическом лагере.
Но не всякая музыка окажется здесь на месте. Захотелось танцевать - для этого нужна танцевальная музыка, но тут нам ни Бах, ни Бетховен, ни Глинка, ни Чайковский не помогут: в балетах и операх на эту музыку ставятся не те танцы, которые мы сегодня танцуем. А в походе или на прогулке захотелось петь - тут тоже ни Моцарт, ни Мусоргский не помогут: нужны специальные туристические песни, обязательно легкие, чтобы в пути легко пелись, и современные, чтобы каждое слово было понятно, а мелодия дышала нашим временем. Легкая музыка, молодая, жизнерадостная и упругая, нужна в любом концерте, где без нее окажутся скучными любые номера эстрадного искусства.
Джаз - сравнительно новая область легкой музыки. Выйдя из афро-американской песенности, джаз оторвался от своего народного источника и в разных странах приобрел свою окраску. Джаз подчинил себе легкую танцевальную музыку. Как музыка вальса из танцевальной перешла в симфоническую, так и джаз иногда пытается войти в концертные программы серьезной музыки.
Но самая богатая и развитая форма легкой музыки - оперетта. Главное в оперетте, ее душу и составляет веселая, легкая и жизнерадостная музыка.
Вот как много причин, объясняющих распространение легкой музыки. Отражая легкие стороны жизни в общедоступной форме, она не всегда содержит в себе мысли и чувства. Поэтому для того, чтобы ее воспринять, не требуется напряжения душевных сил. Развлекательность, ритмичность, красота и легкость - основные качества этой музыки, которую может слушать, петь, и под которую может танцевать практически каждый человек. В этой доступности и есть достоинство легкой музыки.
И все-таки народная мудрость говорит, что недостатки - продолжение достоинств. Люди, встречаясь с легкой музыкой, думают, что это и есть лучшее, даже не догадываясь, что любая другая музыка - самое настоящее музыкальное искусство. Как избежать этой ошибки? Подойдем к вопросу с другой стороны - ведь иногда встречаются и обратные случаи: человек, любящий серьезное, великое искусство, пренебрежительно относится к легкой музыке. Это тоже плохо - ограниченность обедняет человека. В качестве примера можно привести комедию Ивановского "Антон Иванович сердится" по мотивам Ильфа и Петрова с музыкой Кабалевского. Но такая крайность встречается редко - человек, знающий и любящий серьезную музыку, обычно понимает толк и в легкой развлекательной.


Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #94 : 30 Март 2018, 15:21:43 »
"АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ"



Профессор консерватории Антон Иванович Воронов (актер Коновалов) - органист, приверженец классической музыки, враг современного музыкального искусства. Он даже прекратил общение с коллегой, который видел в его дочери Симочке (актриса Целиковская) звезду оперетты. И тут Антон Иванович узнаёт о том, что молодой композитор Мухин (актер Кадочников) имеет наглость писать фокстроты и оперетты.
Симочке было запрещено общаться с композитором, но она, в тайне от отца, согласилась петь в оперетте, написанной Мухиным. Когда стало ясно, что Симочка будет петь, и помешать этому нельзя, Антон Иванович, узнав о премьере, лично присутствовал на триумфе дочери на сцене театра оперетты, вернувшись домой в тяжелом состоянии.
Антон Иванович видит во сне своего кумира Баха (актер Гардин) - величайшего композитора всех времен и народов. Даже Бетховен склонял перед ним свою львиную голову. Бах означает по-немецки ручей. "Не ручьем, а морем надо его называть", - говорил Бетховен о своем предшественнике.
Бах выходит из портрета и, покачивая головой, покрытой белым париком, со смехом говорит Антону Ивановичу, что писать оратории, кантаты и хоралы на церковные темы скучно, а его заветной мечтой было написать какой-нибудь веселый танец. Потом Бах заявляет, что Антон Иванович - не столько серьезный, сколько скучный музыкант, упрямый, как осел.
После такого сна Антон Иванович смиряется с выбором Симочки, с ее репертуаром, с ее женихом Мухиным, и даже принимает участие как органист в премьере оратории Мухина.
Конечно, помог этому серьезный разговор о легкой музыке с Бахом, но помогла и Симочка. Она серьезно отнеслась к выступлению в театре оперетты и проявила при этом вкус и мастерство, так что Антон Иванович почувствовал, что даже легкую музыку надо исполнять серьезно. Помог и молодой композитор - слушая его веселую танцевальную музыку, Антон Иванович понял, что легкая музыка тоже настоящая, если композитор серьезный музыкант со вкусом и мастерством.
Вот какая невероятная история, с легкой руки Ильфа и Петрова, произошла с профессором Антоном Ивановичем Вороновым.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #95 : 30 Март 2018, 15:23:50 »
КОФЕЙНАЯ КАНТАТА

Несмотря на то, что комедия "Антон Иванович сердится" впервые вышла на экран еще до войны, ее и сегодня часто можно увидеть на экранах.



Дело в том, что спор о легкой и серьезной музыке до сих пор не затихает среди молодежи, а переданный в форме музыкальной комедии, становится еще более наглядным и понятным.
Бах был введен в фильм между Антоном Ивановичем и Симочкой не случайно - он учит нас отношению к серьезной и легкой музыке. Он был серьезным, но не был скучным музыкантом. Он любил сочинять веселую легкую музыку, хотя и понимал, что не только из нее состоит искусство, как жизнь человека состоит не только из одних шуток - кроме того, он и к легкой музыке относился серьезно, не снижая своего вкуса.
Но в разговоре с Антоном Ивановичем все-таки Бах пощадил бедного профессора, побоялся его поразить и, говоря о своей симпатии к веселой музыке, утаил от него, что сам тоже написал оперетту (хотя вполне возможно, что Ильф и Петров об этом знали). Правда, тогда такого жанра еще не существовало, поэтому у Баха это не оперетта, а кантата - сочинение для солистов, хора и оркестра (хотя в наше время ее ставят именно как оперетту). Называется она "Кофейная".



Это произведение Бах написал в качестве рекламы по заказу кофейного дома. В то время кофе считался новшеством и служил предметом раздоров между стариками и молодежью. Бах интересовался всем, что вокруг него происходило, и даже к кофейным спорам не остался безучастным. Посещение кофейных домов напоминало посещение клубов в наше время. Тогда многие с недоверием относились к новому напитку и предпочитали традиционное пиво. Продажа кофе облагалась налогами, а кое-где вообще была запрещена. Владелец кофейни, заказывая Баху произведение о кофе, хотел популяризировать этот напиток.
Содержание кантаты незатейливо, но забавно:

1 часть (речитатив рассказчика) - предисловие.
2 часть (ария Стародума) - строгий и угрюмый господин Стародум недолюбливает кофе, а его дочь Лизетта - наоборот, увлекается этим напитком.
3 часть (речитатив Стародума и Лизетты) - Стародум возмущен поведением дочери, которая отказывается выполнить приказание отца, запретившего ей пить кофе.
4 часть (ария Лизетты) - "Папаша", - взывает она к Стародуму, - "будьте же добрей. Я трижды в сутки по маленькой чашке кофе пить должна, не то костлявой буду я, как пересохшее жаркое".
5 часть (речитатив Стародума и Лизетты) - Стародум пытается воздействовать на строптивую Лизетту, запрещает ей гулять, не пускает ее в гости. "И пусть, зато я кофе не лишусь", - слышит он в ответ.
6 часть (ария Стародума) - угрозы становятся всё страшней: "Останешься без модного кринолина, ни с кем из знакомых не будешь говорить, нарядной ленты для чепца не получишь", - но ничего не помогает.
7 часть (речитатив Стародума и Лизетты) - Стародум произносит самую жестокую угрозу: "Вовек ты не получишь мужа".
8 часть (ария Лизетты) - Лизетта не выдержала: "О, кофе, сахар и печенье, простите вы - ни чашки больше в рот". Стародум готов торжествовать победу.
9 часть (речитатив рассказчика) - это торжество оказалось преждевременным: Лизетта распускает слух, что выйдет замуж только за того, кто позволит ей пить кофе.
10 часть (финальное трио) - "Привыкла кошка мышь ловить, девицы выпить кофе рады", - поется в последней части кантаты, и выговор получает не Лизетта, а сам господин Стародум: "Бранить папаше дочь не надо никогда".

Вот каким весельчаком был великий Бах. А некоторые чудаки по незнанию представляют его себе музыкантом скучным, непонятным, не знающим, что такое улыбка и шутка. Интересно, что случилось бы с Антоном Ивановичем, если бы он узнал, что Бах вмешался в спор и стал на сторону Лизетты - впрочем, и в споре Антона Ивановича с Симочкой Бах тоже не был на стороне папаши.

 

Страница сгенерирована за 0.302 секунд. Запросов: 21.

Назад Наверх
 
   © 2024 Генрих Лиговский