Трамвайчик

    Главная : Новости : Связь
Новости киноляповНовости маразмовIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   

Автор Тема: ПРО ТРЕХ КИТОВ И ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ  (Прочитано 24817 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #48 : 28 Март 2018, 12:45:16 »
НАДГРОБНОЕ СЛОВО

А это сочинение не похоже ни на "Попутную песню", ни на "Болтунью". Оно вообще не связано с литературным текстом - это не песня, не опера и не романс, а симфоническое произведение французского композитора Берлиоза.



Берлиоз посвящал свои произведения революционным событиям. Например, он написал реквием, посвященный памяти жертв французской революции, обработал "Марсельезу" для хора и оркестра.



Поэтому Берлиозу, как революционеру, заказали музыку для перенесения останков жертв революции в мавзолей.
Берлиоз принял заказ и описал свой замысел так: "Я хочу сначала напомнить о боях в скорбном звучании марша, исполняемого на пути траурного шествия, затем в момент опускания останков в гробницу дать услышать надгробное слово, обращенное к мертвым, и, наконец, запеть гимн-апофеоз после того, как перед глазами народа останется только фигура с распростертыми крыльями, словно души тех, кто умер за свободу".
Траурно-триумфальная симфония состоит из 3 частей: 1 - траурный марш, 3 - гимн, то есть торжественная песня, а средняя часть - музыка, призванная передать человеческую речь.
Берлиоз решил эту трудную задачу. Низкий духовой инструмент-баритон, который иногда заменяют тромбоном, звучит так, словно мы слышим мужественную и скорбную речь. Там нет слов, но есть интонация, которая делает музыку понятной и без слов. Она дышит благородством, в ней есть величие, мы слышим в ней отзвуки победы и горечь утраты. Изредка, давая оратору передышки, чтобы собраться с мыслями, звучат аккорды оркестра, напоминающего ряд войск в почетном карауле.
Вот какую важную роль играет в музыке человеческая речь с разными интонациями, и как эта роль проявляется в разных произведениях.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #49 : 28 Март 2018, 13:07:21 »
А МОЖЕТ ЛИ МУЗЫКА ЧТО-НИБУДЬ ИЗОБРАЖАТЬ?

ЛЕТНЯЯ ГРОЗА

Как вы уже знаете, фортепьянное сопровождение в "Попутной песне" Глинки изображает стук колес поезда, аккорды оркестра в симфонии Берлиоза напоминают ряд войск, а в траурном марше Шопена слышатся удары колокола и тяжелые шаги.







Музыка - искусство звуков, поэтому она может изображать многие звуки и шумы в окружающей нас природе - раскаты грома, пение птиц, завывание ветра, колокольный звон, жужжание шмеля, шелест леса, журчание ручья, шаги человека, топот конницы, рокот волн, писк цыплят, крик петуха, стук колес, гудение самолета, колотушку сторожа, звон будильника, лай собаки и так далее.
Хитроумно используя разные инструменты, а иногда изобретая новые, композиторы воспроизводят натуральные звуки так, что слушатель догадывается, о чем идет речь.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #50 : 28 Март 2018, 13:15:19 »
Например, если в сцене гуляния в "Пиковой даме" мы не разберем слов о приближении грозы, то всё равно услышим в оркестре раскаты грома.



При исполнении симфонической картины Римского-Корсакова "Шехерезада" мы в звучании оркестра услышим рокот морских волн.



Если нам сыграют подряд фортепьянные пьесы Мусоргского "Балет невылупившихся птенцов" и "Б*дло", а раньше мы их не слышали, то мы всё равно их не спутаем.



В одной услышим высокие, суетливые, колючие звуки, передающие хруст скорлупы и писк желторотых птенцов.



А в другой будут слышны тяжелые медленные звуки - человек так шагать не может, это волы шагают.
Но сами звуки, похожие на природу, не являются главным в музыке, а только дополнительной краской, способной уточнить замысел композитора, сделать его понятным для слушателей.
Главными в музыке остаются мысли и чувства человека, его отношение к окружающему миру. В "Пиковой даме" - тревога Лизы и Германа. В "Шехерезаде" - взволнованность Шахрияра. В "Балете невылупившихся птенцов" - улыбка человека, смотрящего на забавную сценку. В "Б*дле" - сочувствие к усталому погонщику.
6 симфония Бетховена называется Пасторальной, то есть деревенской. Ее части называются "Радостное чувство от прибытия в деревню", "Сцена у ручья", "Веселое собрание поселян", "Гроза" и "Песня пастухов после грозы". В музыке этой симфонии мы слышим пение птиц, журчание ручья, раскаты грозы. Но замысел Бетховена заключался не в том, чтобы воспроизвести звуки природы, а в том, чтобы выразить свое восхищение красотой природы и передать его слушателям.



Даже если мы не знаем названия частей, это не помешает нам воспринимать музыку - мы услышим песенные и танцевальные мотивы, звуки природы, которые подскажут: вот лесные птицы, вот ручей, вот гроза. И каждый ощутит чувство восприятия природы, которое владело Бетховеном при сочинении Пасторальной симфонии. Своей музыкой он заставляет нас пережить это чувство даже вдалеке от природы.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #51 : 28 Март 2018, 13:23:18 »
"ПОЛЮШКО-ПОЛЕ"

Возможно, вы знаете эту песню Книппера и Гусева. Но мало кто знает, что эта песня - эпизод симфонии Книппера, которая называется "Поэма о бойце-комсомольце". "Полюшко-поле" звучит не только при исполнении всей симфонии, но и в виде самостоятельной песни в исполнении солистов и хоров.



Дирижер поднимает руки. В зале тишина. Еле слышно, как будто издалека, доносится звук копыт. В хоре тихо звучит: "Полюшко-поле, полюшко, широко поле, едут да пО полю герои, эх да Красной армии герои". С каждым новым куплетом песня приближается - громче голоса, четче цоканье копыт. Наконец, звучание достигает своей вершины и постепенно начинает стихать - с каждым куплетом песня уходит всё дальше и дальше, пока не остается, как вначале, одно цоканье копыт. Но вот исчезают и эти звуки. Несколько секунд продолжается молчание зала, а потом слушатели аплодируют.
Можно ли отделить песню от изобразительной детали - цокающих копыт? Песню, конечно, можно петь без цоканья, а попробуйте поцокать без песни - глупее и не придумать. Но добавленная к песне, эта деталь создает иллюзию, будто конный отряд приблизился к нам, пронесся мимо и исчез, оставив в нашей памяти прекрасную задушевную песню.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #52 : 28 Март 2018, 13:31:00 »
СЧАСТЛИВЫЙ ПОЛЕТ

В исполнении на разных инструментах вам приходилось слышать "Полет шмеля" Римского-Корсакова - в оперном театре для голоса, как эпизод оперы "Сказка о царе Салтане", в симфонических концертах оркестром без голоса, на фортепьяно в переложении Рахманинова, в ансамбле скрипачей и в исполнении скрипачей-солистов, на кларнете, на флейте, на баяне, на трубе и на ксилофоне.



















Не так уж много музыкальных пьес пользуются популярностью у слушателей и исполнителей, как этот "шмель". В чем же секрет этой популярности? Казалось бы, просто забавный пустячок - композитор изобразил жужжание шмеля. И мелодии там никакой нет - одни гаммы вверх и вниз бегают.
Но давайте вспомним, в каком эпизоде оперы появляется этот шмель, и что композитор хотел выразить. Когда Гвидон с матерью оказался на необитаемом острове, одолела его тоска по отцу. Сжалилась над ним царевна-лебедь, превратила в шмеля и велела лететь вслед за кораблем - "мимо острова Буяна, в царство славного Салтана".
Полетел счастливый царевич-шмель на родную землю, и зазвучало в музыке этого полета столько радости, счастливых надежд, свободной устремленности, что остаться равнодушным слушателем невозможно. Изобразив шмеля, Римский-Корсаков выразил в музыке человеческие чувства. Стремительное движение мелодии мы воспринимаем через ее человечность. Вот в чем секрет знаменитого "шмеля".

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #53 : 28 Март 2018, 13:39:16 »
ВСЁ В ДВИЖЕНИИ

Все упомянутые звуки и шумы - журчание ручья, пение птиц, раскаты грома, цокот копыт, жужжание шмеля - мы можем поместить в список природных звуков.
А как быть с такими произведениями, как "Ночь", "Восход солнца", "Баба-яга", "Упрямец"? Композитор, называя так свое сочинение, надеется, что мы услышим то, что он хотел изобразить. А может ли музыка изобразить это так, как художник на холсте или писатель словами?
С именем Бетховена связывается представление о музыке мыслей и чувств. Но Бетховен создал и забавное юмористическое сочинение для фортепьяно под названием "Бешенство по поводу утерянного гроша".



Сперва музыка звучит весело и спокойно - человек радуется, что у него есть грош. А потом что-то нарушилось в ровном течении музыки - грош исчез. Мелодия звучит растерянно, плаксиво, злобно. Вот наступают паузы усталости, потом снова прорывается энергия. И, наконец, 2 громких радостных аккорда - грош нашелся.
Всё в этой пьесе выражено через мысли и чувства человека, его поступки. И не одно состояние человека выражено, а разные - чередование и развитие. Поведение человека меняется. Мы всё время ощущаем движение - человек бегает, суетится, отдыхает, снова бегает.
Именно движение и развитие музыка изображает лучше всего. В этом и заключается ее сила и секрет воздействия на слушателей, которых она увлекает за собой потоком движения.
Глинка в "Попутной песне" изобразил движение поезда. А мог бы он изобразить поезд, стоящий на месте? Убрать фортепьянное сопровождение можно - но исчезнет и поезд.



В песне Книппера "Полюшко-поле" передано движение отряда. А как изобразить отряд, стоящий на месте? Нетрудно убрать цокот копыт - но тут же исчезнет и отряд.



А теперь сравним эти песни - у Глинки движется поезд, а у Книппера движутся кони. Музыка может изобразить не только движение вообще, но и заставляет нас услышать то, что движется - поезд и коней. Это значит, что они изображены в музыке. Композитор может сделать так, что услышав в музыке движение, мы понимаем, кто или что движется.
Лучше всего музыка изображает и выражает движение человеческих мыслей и чувств. Художник может изобразить человека радостного или печального - но изобразить, как печальный человек забывает о своем горе и успокаивается, художник не может. А композитор может в одном произведении воплотить разные переходы - от слез к смеху, от гнева к радости, от покоя к деятельности.
В живописи всё по-другому. Художник может нарисовать человека, предмет - всё, что в состоянии увидеть или представить в воображении. Но на картине ничего не меняется и не движется.
А можно ли сказать, что изображение на картине кажется неподвижным?



Бурлаки не сдвинулись с того дня, когда Репин закончил картину - а мы говорим "идут и тянут баржу".



Тачанки много лет стоят в степи, где нарисовал их Греков - а мы говорим "несутся".



И 9 вал у Айвазовского неподвижно висит над обреченными - а мы говорим "волна обрушивается на людей, потерпевших кораблекрушение".
Это и есть чудеса искусства - воспринимать неподвижность как живое движение. Так что нет повода для спора между музыкой и живописью - в таком споре не может быть ни победителя, ни побежденного.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #54 : 28 Март 2018, 13:49:38 »
"УПРЯМЕЦ" И "БАБА-ЯГА"

У Свиридова есть фортепьянная пьеса под названием "Упрямец". Как композитор изобразил своего необычного героя? Очень просто, зато остроумно.



Несколько раз начинается спокойная мелодия, но ее прерывает короткий сердитый мотив, построенный всего на 2 звуках. Получается спор 2 людей. Один пытается что-то рассказать, а другой упрямо повторяет одно и то же.
Вот как наглядно решил композитор свою непростую задачу. Упрямец показан в движении - в споре с другим собеседником.
А у Мусоргского есть произведение "Картинки с выставки". В пьесах, из которых состоит это произведение, он выразил впечатление от картин художника Гартмана и изобразил музыкой содержание этих картин. О "Балете невылупившихся птенцов" и "Б*дле" речь уже шла.





А теперь - "Баба-яга".



Необычная музыка этой пьесы, полное название которой "Избушка на курьих ножках, или Баба-яга". Ни одного естественного звука - то повизгивание на высоких нотах, то бурчание в басах. Музыка стремительно несется, потом останавливается, топчется на месте, движется вприпрыжку, хромает, летит куда-то, злится, бранится. Баба-яга выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #55 : 28 Март 2018, 13:52:19 »
СОЛНЕЧНЫЙ УДАР

А можно ли нарисовать музыкой ночь или восход солнца? Ночь - это темнота, тишина, покой, а рассвет - это движение от темноты к свету, от тишины к звуку, от покоя к деятельности.
Мы знаем, что музыка бывает тише и громче, медленнее и быстрее, спокойнее и энергичнее - а может ли она быть светлее и темнее?
Конечно, может. Но свет и тьма в музыке другие, чем в живописи. Это светлые и темные, яркие и тусклые звуки, просветление и затемнение - и всё, что подскажет композитору воображение, талант и мастерство.
Есть у Прокофьева сочинение для оркестра - Скифская сюита. В этой сюите композитор выразил свое представление о том, какими были наши предки-скифы, населявшие донские и уральские степи.



Прокофьев создал музыку красочную, полную сильных, могучих, диких звучаний - такими мы и представляем себе скифов. Есть в этом сочинении картины природы - ночь и восход солнца.
Ночь полна шорохов, тихих, приглушенных звуков. Часть инструментов оркестра играет в верхнем регистре - это звезды в небе, а часть в нижнем - это тени на земле. Мелодии сливаются друг с другом, как контуры предметов. А потом в ночную картину вторгается шумное событие - набег врага, нападение зверей или ссора. Но это внезапно возникло и смолкло - снова шорохи и тени.
А вот восход солнца. Музыка поднимается выше, больше инструментов включается в общее звучание, музыканты играют громче - оркестр звучит ослепительно.
Когда достигнута предельная сила, когда духовые инструменты играют высокие звуки - Прокофьев вводит в действие тарелки, тамбурин и гонг. Появление звенящих и гудящих звуков, сливающихся со звучанием высоких пронзительных труб, производит оглушительное впечатление, напоминающее горячие лучи солнца в зените.
Такого ослепительного звучания музыка раньше не знала. Это было необычно и даже казалось дерзким. Профессор консерватории Глазунов, учитель Прокофьева, не выдержал палящих лучей, исторгаемых музыкой молодого композитора. Возмущенный, бормоча нелестные слова по адресу Прокофьева, он покинул концертный зал. Это был единственный в истории случай солнечного удара без солнца.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #56 : 28 Март 2018, 13:57:06 »
УВИДЕТЬ МУЗЫКУ И УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ

МОГУЧИЕ ТРУБАЧИ

Внимательно всматриваясь в картину, мы замечаем, что при всей своей неподвижности она как будто полна движения. Это и есть основное отличие живописи от фотографии. Только в редких случаях, которые дают возможность называть фотографию искусством, снимок не кажется мертвым - в нем чувствуется движение. И все-таки про плохую живопись, в которой мы не ощущаем движения, говорят, что это не живопись, а фотография.
А теперь всмотримся в живопись еще пристальнее. На картине Грекова тачанки несутся по степи, как вихрь.



А вот другая картина того же художника - "Трубачи 1 конной армии". Мы видим ту же степь и тех же коней - только они не несутся, а движутся неторопливо.



Мало всмотреться в эту картину - надо еще и вслушаться в нее. В отличие от "Тачанки", здесь всё дышит спокойствием, но похоже ли это спокойствие на тишину?
Раздуваются щеки у левого трубача - надо вдуть воздух в большой инструмент бас-геликон, который вылезает из-за спины музыканта, чтобы из раструба раздавались звуки. А рядом баритон - инструмент поменьше, но тоже способный издавать могучие звуки. Берлиоз поручил ему произнести надгробное слово в Траурно-триумфальной симфонии.



Интересно, что художник нарисовал эти большие громкие инструменты впереди, хотя обычно они находятся сзади, а впереди располагаются маленькие и яркие по звучности трубы.
Но нельзя допустить мысль, что Греков не видел духового оркестра и не знал, как он строится. Он хотел изобразить не точную фотографию военного оркестра - это было бы неинтересно. Он хотел воплотить на живописном полотне образ могучей 1 конной армии, созданной Буденным.
Мы не только видим, как движется по степи конный отряд, но и слышим звучащую с полотна картины музыку, которую играют трубачи. Звуки этой музыки рождаются и затихают, теряясь в бескрайних просторах степи.
Прислушайтесь - и услышите мелодию марша Буденного, написанного Покрассом и Дактилем, или другую музыку той поры. Но никто и никогда не назовет эту картину безмолвной.


Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #57 : 28 Март 2018, 13:58:43 »
МУЗЫКА БУРИ

Картина Грекова звучит, поскольку на ней изображены музыканты. Услышать эту картину нетрудно тем, у кого есть внутренний слух, фантазия и воображение. Но звучат в живописи не только музыкальные картины.



Например, "9 вал" Айвазовского никогда не покажется беззвучной картиной - мы в ней услышим грозную бурю, грохот волн, рев ветра, скрежет разламывающейся мачты. Величественная трагическая музыка звучит с полотна этой картины.



Конечно, рокот бушующего моря - еще не музыка, но это много раз изображалось в музыке, становясь опорой для музыкальных сочинений.

Оффлайн eLsIe

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 336
    • Просмотр профиля
Re: ПРО 3 "КИТОВ"
« Ответ #58 : 28 Март 2018, 14:18:09 »
Тут дело не в Градском. Тем более что он еще появится в этой теме.
Господи, за что?? :'(  :'(  :'(

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ
« Ответ #59 : 28 Март 2018, 15:07:23 »
За то, что уже без малого 30 лет, если не больше, не изменяет своей фирменной оправе - Ray Ban Aviator rb 3025 или 3026 (они отличаются размером). Если не верите - сравните майскую игру 88 и ноябрьскую 13. Сменились только линзы.

ПЕСНИ РУССКОЙ ПРИРОДЫ

Живопись бывает такой музыкальной, что мы слышим скрытую в ней музыку, даже когда на полотне не видно ни бушующих сил природы, ни играющих музыкантов. Музыкальность живописи проявляется чаще всего в пейзажах - картинах, изображающих природу.
Например, русскую природу воспевали и поэты, и писатели, и композиторы, и художники. В стихах, прозе, музыке и живописи мы встречаем березы, ели, поля, леса, реки, озера. Природа вошла в искусство, как и в жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как задыхаемся и мы, будучи оторванными от природы.
Для поэта, композитора, художника нет природы без человека. В народном искусстве картины природы связаны с мыслями и чувствами человека в единый музыкально-поэтический образ: "Много звездочек на небе, но 1 яснее всех. Много девушек на свете, но 1 милее всех".
Народные поэты и композиторы не только видели, но и слышали природу - поэтому и в песню часто вводили ее. Точно так же слышали русскую природу и художники. Поэтому музыку, которая ярко передает впечатления композитора от картин природы, мы называем живописной, а живопись, наполненную поэтичной мелодией - музыкальной.
Таким музыкальным художником, постигшим красоту русской природы, сумевшим передать в картинах песенность, был пейзажист Левитан. Учитель Левитана, Саврасов, известный своей картиной "Грачи прилетели" - первый русский художник, ощутивший музыкальность родной природы.



Прославленный учитель говорил талантливому ученику, помогая ему вникнуть в богатство и красоту природы: "Слушай жаворонка. Писать надо так, чтобы слышно было, как поют птицы, дуют ветры, звенят ручьи". Слова эти пали на благодатную почву. Левитан развил в себе такой дар - всё, что рождалось на холсте под его кистью, начинало звучать и петь.
Присмотримся к его картинам и вслушаемся в них. Вот "Вечерний звон" - название говорит о том, что Левитан не только видел этот поэтичный пейзаж, но и слышал его.



Всё на этой картине погружено в тишину - безмолвные и река, и лес, и лодка у берега. Спокойствие и тишину вносят в эту картину и лучи заходящего солнца.
Но эта тишина только кажущаяся. За деревьями видны купола церкви. Художник заставляет нас услышать, как в сумерках плывут звуки колокола. Только в тишине пейзажа мы можем услышать эти звуки.
Теперь посмотрите на другую картину Левитана - "Владимирку".



К далекому горизонту тянется дорога, утоптанная тысячами арестантов, совершавших по ней свой путь на каторгу. Но по этой дороге шли не только убийцы и грабители. Шли по ней люди с чистой совестью и добрым сердцем - борцы за счастье и свободу народа, смелые революционеры.
Когда стоишь перед этой трагической картиной, внутренним слухом улавливаешь суровую, мужественную и печальную мелодию: "Динь-бом, слышен звон кандальный. Динь-бом, путь сибирский дальний. Динь-бом, слышно там и тут - нашего товарища на каторгу ведут".



Столько раз звучали эти песни над старой Владимиркой, что даже поля по обе стороны дороги и тучи над ней как бы повторяют их. Звуки песни одухотворяют этот мрачный пейзаж.
А вот еще 1 картина Левитана - "Весна, большая вода".



"Вечерний звон" и "Владимирка" - пейзажи безмолвные, а "Большая вода" не очень громко, но радостно поет о весне - поют и березы, и сосна, и ель, и вода, и облака.
Эту песенность Левитановского пейзажа подметил Алпатов: "Тонкие, как свечи, стройные березы воспеваются в русских песнях. Отражение берез в воде составляет их отголосок, мелодическое эхо: они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с голубизной неба, контуры берез звучат подобно свирели. Из этого хора вырываются отдельные сильные голоса - высокий ствол сосны и густая зелень ели". Можно подумать, что Алпатов рассказывает не о картине, а о лирической песне, расцвеченной красками хорового многоголосья.
Описывая картину Левитана, критик пользовался музыкальными терминами "отголосок", "мелодическое эхо", "свирель", "голоса хора" - а лирическая песня "расцвечена красками". Это естественно - о том, что их роднит, говорили и художники, и композиторы.
"Прогулка по России в деревне, по полям, по степи приводила меня в состояние любви к природе, сладких ощущений, которые навевали на меня лес, степь, река, деревья вдали - словом, всё, что составляет родимый русский пейзаж", - эти слова принадлежат музыкальному пейзажисту Чайковскому.
А вот слова Репина: "Я любил музыку. Если мне не приходилось слушать ее, я тосковал", - музыка оказывала сильное воздействие на его живописное творчество.
Так и в жизни, и в творчестве музыка постоянно сливается с живописью.

 

Страница сгенерирована за 0.089 секунд. Запросов: 16.

Назад Наверх
 
   © 2025 Генрих Лиговский