А КУДА ТЕПЕРЬ?
Отправившись за маршем, мы побывали в концертном зале, где исполнялись фортепьянные сонаты, прислушались к звучанию духового оркестра, зашли на оперный спектакль. В какую сторону царства музыки мы бы ни пошли - всюду услышим марши, не похожие один на другой.
Марши, как песни и танцы, различны по характеру, форме, мыслям и чувствам - изящный турецкий марш Моцарта, величественный траурный марш Шопена, жизнерадостные марши Бизе. Мы никогда их не спутаем, такие они разные.
Даже простые марши, которые мы слышим в повседневной жизни, отличаются друг от друга, но всегда подчинены определенным правилам - марш всегда пишется на 2, 4, 8 или 16, чтобы удобно было шагать. Идущие под музыку марша, написанного на 3, 5 или 9, будут сбиваться с ноги. Такая музыка не облегчит похода, а сделает его тяжелым, не поднимет настроения марширующих, а испортит его.
Но мы знаем и несколько исключений из этого правила. Например, написанная в начале войны мужественная патриотическая песня Александрова и Лебедева-Кумача "Священная война" звучит как марш - под нее шагали и солдаты, и партизаны. А написана она не на 2 или 4, а на 3. Но и в трехдольном движении она всё равно является маршем.
Марши отличаются и по характеру музыки, и по назначению. Строевые походные марши имеют скорость человеческого шага. Кавалерийские более быстрые, рассчитанные на рысь. Под торжественные марши не нужно шагать - при их исполнении происходят церемонии. Есть марши встречные, похоронные, спортивные.
Отличаются марши и тем, для кого они написаны. Услышав даже незнакомые марши, вы сразу определите, какой детский, какой взрослый, какой спортивный, а какой военный.
Но еще больше отличаются друг от друга концертные марши, которые звучат в симфониях, ораториях, операх и балетах. Эти марши отличаются от бытовых, как оперные и балетные танцы от народных и бальных. Каждый марш - это свой характер, свои черты.
Вот несколько известных примеров. "Так судьба стучится в дверь", - сказал Бетховен о мелодии из 4 звуков, с которой начинается его 5 симфония. Картины борьбы человека за счастье нарисованы в первых 3 частях. Победным маршем, утверждающим силу, красоту и благородство, звучит финал одного из лучших сочинений композитора.
Прислушайтесь к маршу в 3 части Патетической симфонии Чайковского - она была впервые исполнена под управлением композитора незадолго до его смерти.
В пьесах для начинающих музыкантов вы найдете марши у Баха, Шумана, Грига, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича. Марши звучат в исполнении певцов-солистов и целых хоров. С маршем вы встретитесь и в опере, и в балете, и в оперетте.
Короче говоря, из песни вырастает песенность, из танца танцевальность, а из марша - маршевость. Это важные качества музыки, которые дают о себе знать в любом произведении. Чем больше произведение и чем богаче его содержание, тем шире его форма и тем разнообразнее проявляются эти качества.