Трамвайчик

    Главная : Новости : Связь
Новости киноляповНовости маразмовIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   

Последние сообщения

Страницы: [1] 2 3 ... 10
1
Музыкалка / Про 3 "китов"
« Последний ответ от Миллисента Сегодня в 13:53:10 »
КУДА ПОВЕДЕТ НАС ПЕСНЯ?

СЕЗАМ, ОТКРОЙСЯ

Слова эти, придуманные сказочниками Востока, наделены волшебной силой. Перед тем, кто их знает, раскрываются все ворота.
Песня тоже обладает удивительной силой, перед которой раскрываются ворота музыкального царства. Она является "сезамом", который помогает нам войти практически в любую область музыки - романсы, хоры, кантаты, оратории, квартеты, сонаты, симфонии и оперы. Мы знаем, что песня невелика по форме, но богата содержанием. Она окажет нам помощь, которой мы от нее ждем.
Вокруг вас звучат разные мелодии, которые всем хорошо знакомы.
Вот украинская песня "Журавель". Вот русская плясовая "Камаринская". Вот опять лирическая "Береза". К этим песням каждый может добавить множество других песенных мелодий - веселых и грустных, быстрых и протяжных. Русские, украинские, латышские, казахские, мелодии народов Европы, Азии, Америки, Африки...
На фортепьяно можно сыграть много разных мелодий. Если бы у них были слова, получились бы песни.
В симфоническом оркестре песни звучат без слов, чтобы их не голоса пели, а играли инструменты - флейты, скрипки, трубы, кларнеты, виолончели, валторны. Эти инструменты могут звучать как отдельно, так и одновременно - по 2, по 3 или все вместе, весь оркестр в 80 или 100 человек.
А в хоре поют женские голоса - сопрано и альты, мужские голоса - тенора и басы. В театре оркестр, хор и солисты сливаются в единое музыкально-драматическое представление, обогащенное театральной живописью-декорациями. Так песня переходит и в фортепьянную музыку, и в симфоническую, и в хоровую, и в оперную - и везде чувствует себя, как дома.

ЖИВАЯ ВОДА

Композиторы разных стран изучали музыку своего народа так же, как и свой родной язык. Они любили народную песню, опирались на нее в стремлении сделать музыку понятной и близкой слушателям.
Народная песня, как источник живой воды, давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству, любить жизнь и человека, понимать народную мудрость.
Но это не значит, что композиторы брали готовые мелодии и просто вставляли их в свои сочинения - главное не воспользоваться музыкой, сочиненной народом, а научиться на этой музыке родному музыкальному языку, как писатель учится языку литературному.
Поэтому музыка Глинки, Чайковского и Прокофьева звучит как русская, Шопена - как польская, Грига - как норвежская, ЛИста - как венгерская.
Интерес композиторов к народной музыке проявляется, когда народы борются за свободу и независимость, когда появляется стремление утвердить силу и самобытность духовного мира.
Например, в России это произошло в 19 веке, после победы над Наполеоном. Музыка Глинки, Даргомыжского, Бородина, Чайковского и Римского-Корсакова так близка к народной, что их мелодии давно уже стали народными песнями.
Композиторы, учась у народа, не остались в долгу. Глинка написал "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилу", Бородин - "Князя Игоря" и богатырскую симфонию, Мусоргский - "Бориса Годунова" и "Хованщину". Долго перечислять всё, что создали композиторы, прикоснувшись к этому источнику.

НАРОД СОЧИНЯЕТ МУЗЫКУ, А КОМПОЗИТОРЫ АРАНЖИРУЮТ

Эти слова сказаны основоположником русской музыкальной классики Глинкой. Но эти слова не надо понимать буквально, так как сам Глинка редко пользовался мелодиями народных песен. Смысл в том, что композитор учится у народа думать, чувствовать и творить. Глинка сумел воплотить в музыке думы, чувства и дух русского народа.
В опере "Иван Сусанин" он воспользовался одним русским народным мотивом, но вся опера дышит русской песенностью, вступая в контраст с музыкой поляков.
В сказочно-эпической опере "Руслан и Людмила" нет ни одной народной мелодии, а музыка по духу такая же русская, как и в "Сусанине".
Но есть у Глинки и произведения, построенные на мелодиях народных песен - например, "Камаринская", про которую Чайковский сказал, что в ней, как дуб в желуде, вся русская симфоническая музыка. Глинка положил в основу этого сочинения свадебную песню "Из-за гор высоких" и плясовую "Камаринскую".
Часто пользовался народными мелодиями и Чайковский. Например, "Журавля" он включил во 2 симфонию, а "Березу" в 4. Эти простые, незатейливые песни превратились в симфонические мелодии и легли в основу финалов симфоний.
Сделались ли песни лучше или хуже оттого, что поселились в мир симфонической музыки? Конечно, песня в звучании голоса хороша, но в симфоническом оркестре она может превратиться в ослепительный фейерверк вариаций, из нее может вырасти картина народного праздника. Сохранив песенную красоту, она может звучать возбужденно и радостно, мягко и задумчиво, резко и напряженно, а то и несется в веселом хороводе. Трудно представить, как скромный росток может дать роскошное цветение.
Вот так простая народная песня привела нас в богатый и сложный мир симфонической музыки.

ПОСРАМЛЕНИЕ ЦАРЯ ДОДОНА

Опера тоже своим существованием обязана песне. Вот какие превращения происходят с песней, когда она попадает в эту интересную и сложную область искусства.
Речь пойдет о сатирической опере Римского-Корсакова "Золотой петушок", написанной по сказке Пушкина. Опера эта стала острым оружием, направленным против царского самодержавия, так что цензура запретила ее, и первое исполнение оперы состоялось только через много лет после смерти композитора.
Сочиняя свою музыкальную сказку, Римский-Корсаков говорил: "Царя Додона надо посрамить окончательно". Что он для этого придумал?
Тут можно вспомнить коротенькую глупенькую песенку, которую никто не осмеливается петь всерьез. Называется она "Чижик-пыжик". Музыкальный сказочник вложил "Чижика" в уста царя Додона, когда царь влюбился в Шемаханскую царицу и жениться на ней собрался. Римский-Корсаков заставил царя петь на мотив "Чижика" такие слова: "Буду век тебя любить, постараюсь не забыть. А как стану забывать, ты напомнишь мне опять".
Вот какой сильный, полный сатирического смеха образ создал Римский-Корсаков с помощью маленького глупенького "Чижика".

ТЕПЕРЬ ВОЙДЕМ В ЗАЛ ДЛЯ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ

Камерная музыка - для 1 или нескольких человек - часто исполняется не только в концертной, но и в домашней обстановке. Любители музыки приходят друг к другу, чтобы послушать музыку и принять участие в ее исполнении. Это может быть музыка сольная - для фортепьяно, флейты, скрипки, арфы или других инструментов, а могут быть и сочинения для ансамблей - дуэтов, трио, квартетов. В домашних концертах принимают участие и певцы.
Было время, что у хозяина не было постоянного партнера для музыкальных занятий, или он был плохим музыкантом, так что никто не хотел с ним играть - тогда прибегали к помощи слуг. Мы ведь отлично знаем, что среди этих слуг, развлекавших своих хозяев, было много одаренных музыкантов. В газетах появлялись объявления: "Господа ищут лакея, играющего на скрипке и умеющего аккомпанировать фортепьянные сонаты".
В наше время камерная музыка вышла за пределы дома и стала исполняться в небольших концертных залах.
Интересная форма камерной музыки - струнный квартет, состоящий из 2 скрипок, альта и виолончели. Сочинения для струнного квартета писали многие композиторы, как иностранные - Гайдн, Моцарт, Бетховен, так и русские - Глинка, Бородин, Чайковский, Танеев, Прокофьев, Шостакович.
Вот струнный квартет играет красивую мелодию. Она звучит нежно и мягко, так как на всех инструментах надеты сурдинки, похожие на гребешки. Когда их надевают на струны, звук становится мягче и нежнее.
Что это за мелодия? Русская народная песня "Сидел Ваня на диване". Она звучит так, словно говорит: хороша русская песня. Вы слышите в ней красоту природы и души русского народа. Это одна из частей 1 квартета Чайковского.
А другой квартет заиграл другую музыку. Знакомство с ней будет интересным и немного необычным.
Это веселый плясовой напев, часто встречающийся в русской народной музыке.
Вот музыканты закончили одно произведение и начали другое. В 1 части музыка не похожа на русскую. Но началась 2 часть, и 1 скрипка, виолончель, альт и 2 скрипка по очереди пропели мелодию старинной русской величальной песни "Слава". Она звучит у Римского-Корсакова в "Царской невесте" и у Мусоргского в "Борисе Годунове".
Как попали русские народные песни в сочинения немецкого композитора Бетховена?
Бетховен не только любил музыку своего народа, но и проявлял интерес к музыке других народов. У него есть и шотландские, и ирландские, и уэльские песни.
И вот Бетховен получает в подарок от графа Разумовского сборник русских народных песен. Они покоряют его красотой, открывают перед ним новый мир. Эти мелодии он включает в свои квартеты и посвящает их русскому графу. Но, разумеется, русские мелодии не могли изменить творческого облика композитора - он остался немцем.
Характер музыки зависит не только от песенных мелодий - он так же своеобразен, как и речь. Сравните, например, украинскую и армянскую речь, тогда вам будет легко понять различие между украинской и армянской музыкой. Не удивительно, что украинское или армянское произведение не только не станет русским, если в него будут включены русские мелодии, но и звучание этих мелодий несколько изменится под влиянием украинского и армянского народного характера.

ПЕСНИ ЗВУЧАТ ДАЖЕ ТАМ, ГДЕ ИХ НЕТ

Песня раскрыла двери в музыку симфоническую и камерную. По мосту песни можно войти в мир оперной музыки, что и будет сделано в дальнейшем.
Продолжим наше путешествие с песней. Она живет в форме романса, который так мало от нее отличается, что не всегда удается провести между ними грань. Например, у того же Кабалевского есть серенада Дон-Кихота - и никто не знает, песня это или романс.
Прежде всего, разница заключается в том, что песню может петь 1 человек, или несколько, или большой хор, а романсы в основном исполняются солистами. И форма песен проще. Песня представляет из себя несколько раз повторяющийся куплет, а в романсе мелодия развивается шире, свободнее, и куплетность не обязательна.
А теперь прислушаемся к хоровым произведениям - кантатам и ораториям, в которых звучит хор и оркестр. Здесь к музыке присоединяется сюжет, и мы оказываемся на пути в театр. В кантате и оратории песня разрастается до таких масштабов, о которых в первоначальном виде и не мечтает.
Возьмем, например, фильм-кантату режиссера Эйзенштейна и композитора Прокофьева "Александр Невский". Песня об Александре Невском широкая, эпическая, неторопливая. Страшную песню, похожую на церковное песнопение, поют крестоносцы. Песня "Вставайте, люди русские" звучит как призыв защищать Родину от врага. После этого идет картина Ледового побоища - композитор смешал мелодию русских воинов с мелодией крестоносцев и, завершив картину русской песней, показал исход побоища. Потом возникает печальная песня девушки, оплакивающей погибшего жениха. Завершается кантата колокольным звоном и праздничным хором, напоминающим "Славься" из "Ивана Сусанина" Глинки.
А теперь прислушаемся к фортепьянной музыке. У того же Кабалевского есть сборник небольших пьес-прелюдий. В основу каждой из этих прелюдий положена мелодия русской народной песни. Лермонтов так и писал: "Если я захочу вдаться в народную поэзию, то буду ее искать в русских песнях".
Примерно такой же цикл прелюдий сочинил и композитор Белый. В основе каждой прелюдии - народная песня одной из республик Советского Союза. Так песенные мелодии превратились в фортепьянные.
Короче говоря, вокруг нас часто звучат такие мелодии, из которых могли бы получиться песни. Но это уже не просто песни и не просто мелодии, а нечто большее, называемое песенностью. Эта песенность проявляется у разных народов, в сочинениях разных композиторов.
Не будь песни - не было бы и музыки.
2
Музыкалка / Про трех "китов"
« Последний ответ от Миллисента Сегодня в 13:33:35 »
МОСТЫ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО ВОЙТИ В МИР МУЗЫКИ

КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ, ЛЮБИТЬ И ПОНИМАТЬ КНИГИ?

Все любят читать книги. Даже самый памятливый не может вспомнить названия и авторов книг, который успел прочитать до школы. И это не удивительно. До того, как научимся читать, мы слышим множество прибауток, стихов и сказок, которые читают мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Мы слушаем, запоминаем и сами повторяем услышанные строки. Мы запоминаем по картинкам, на какой странице что напечатано, и хотим сами научиться читать.
Ведь сказки знакомят нас с более широким миром, чем тот, который мы можем видеть своими глазами. Из этих сказок мы узнаём, что существуют герои и трУсы, рыцари и принцессы, что есть в мире любовь и ненависть, красота и уродство, смех и слезы, жизнь и смерть. Всё это интересно и увлекательно. Как же не стремиться к книге, как же не стараться научиться читать ее?
На смену народным сказкам приходят сказки Пушкина, "Конек-горбунок" Ершова, книжки Маршака, Чуковского, Михалкова, Маяковского. Мы встретим "Швамбранию" Кассиля, "Незнайку" Носова. А дальше идут книги повзрослее - "Тимур и его команда" Гайдара, "Сын полка" Катаева, "Как закалялась сталь" Островского. Многие книги, написанные современными авторами, входят в жизнь детей и подростков.
А рядом с ними идут книги русских классиков - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Горького, и книги писателей других стран - Марка Твена, Киплинга, Диккенса, Уэльса.
Так от маленькой шутки-прибаутки вроде "козы рогатой" мы добираемся до больших и сложных произведений литературы - трагедий Шекспира, эпопеи Толстого "Война и мир", романов Шолохова и Фадеева, поэм Маяковского и Твардовского.
Писатели, поэты и драматурги помогают нам разобраться в окружающей жизни, понять, что хорошо, а что плохо, учат думать и чувствовать, помогать друзьям и бороться с врагами, любить Родину и с уважением относиться к другим народам. Книги помогают нам быть настоящими людьми, становятся нашими помощниками и друзьями. Встретившись с таким другом и помощником, мы не можем расстаться с ним.
Поэтому никто не спрашивает, как научиться читать, любить и понимать книгу.

А ТЕПЕРЬ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Про музыку такой вопрос задают часто. История про мальчика, который терпеть не может музыку, показывает нам, что все музыкальные богатства у многих состоят лишь из простых песен, танцев и маршей - а дальше начинаются вопросительные знаки.
Бах - вопросительный знак. Моцарт - вопросительный знак. Бетховен - вопросительный знак. Верди - вопросительный знак. Глинка - вопросительный знак.
Обидно прожить всю жизнь, не ответив себе на эти вопросы, не поняв, отчего на протяжении столетий восхищаются музыкой этих композиторов, преклоняются перед их величием и ставят им памятники наряду с писателями, учеными, полководцами и политическими деятелями.
Но ведь музыка не только доставляет удовольствие - она многому учит нас, делает лучше, умнее, добрее.
Литература состоит не только из стихов, рассказов, сказок, прибауток и поговорок. Так же и музыка состоит не только из песен, танцев и маршей. Конечно, в этих простых формах создано много сочинений - например, народные песни и танцы.
На протяжении веков народы мира творили свои песни и танцы, как летопись своей жизни, след радостей и печалей, труда и борьбы, воспоминаний о прошлом и мечтаний о будущем. Они красочны и разнообразны, как народная жизнь.
В один ряд с неизвестными творцами из народа встали композиторы, сделавшие сочинение музыки своей профессией. И не было среди них такого, кто бы не сочинил ни одной песни, ни одного танца, ни одного марша.
Но тот, кто остановится только на песне, танце и марше, подобен человеку, открывшему ворота, ведущие в сад, но так и не узнавшему, что в этом саду находится. Это похоже на то, что, просмотрев пролог пьесы, мы покидали бы театр, прочитав 1 главу, закрывали бы книгу.
Если вы любите петь - это хорошо. Если любите танцевать - тоже хорошо. Если идете в поход под музыку - и это хорошо. Это говорит о вашей готовности понять и оценить музыку, о ее месте в вашей жизни, о том, что вы знаете, по каким мостам идти дальше.
Ведь если кто-то проживет жизнь, не познав красоты музыки Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена и Чайковского - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся великими и могучими. Но тот, кто пройдет мимо их искусства, много потеряет. Пусть этого не случится ни с кем из вас.
3
Музыкалка / Про трех "китов"
« Последний ответ от Миллисента Сегодня в 13:31:51 »
"Я ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ МУЗЫКУ"

ЮНЫЙ МУЗЫКОНЕНАВИСТНИК

Вот какой интересный случай однажды произошел с Кабалевским. Он встретил в пионерском лагере маленького мальчика. Этот мальчик утверждал, что терпеть не может музыку.
Кабалевского этот мальчик заинтересовал - не так уж часто встречаются откровенные музыконенавистники. А как известно, жизнь пионерлагеря без музыки даже и представить себе невозможно.
Утром ребята делают зарядку. Вдруг зарядка прекратилась, и спор идет. Мальчик, который музыку терпеть не может, зарядку делать отказался - не пришел баянист.
Через несколько дней посмотрели ребята фильм, а потом танцевать начали. Баянист на месте, играет хорошо. Под музыку вальса, в паре с девочкой, мальчик танцует ритмично и, судя по довольной улыбке на лице его юной партнерши, на ноги ей не наступает. Вот как он терпеть не может музыку.
На следующий день ребята шли в поход и пели. Мальчик пел вместе со всеми - увлеченнее и азартнее, чем его товарищи. Вот что может случиться с человеком, который терпеть не может музыку.

НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ ТО, ЧЕГО НЕ ЗНАЕШЬ

Во-первых, когда юный музыконенавистник делал зарядку, танцевал и пел, он не думал, что занимается музыкой, а просто пел, маршировал и танцевал. Это было для него обычно и естественно - как то, что он ходил, дышал, ел и спал.
Во-вторых, кроме песни, марша и танца, с которыми он сталкивался в повседневной жизни, он не знал никакой другой музыки. А разве можно любить то, чего не знаешь?
Заставьте такого человека прожить на свете, если бы музыка исчезла - не звучала бы ни в концертных залах, ни на улицах, ни в театрах, ни по радио, ни с экрана, не звучали бы даже самые простые песни, танцы и марши. Он бы ни дня не прожил в этой унылой пустоте.
Он почувствовал бы, что жизнь обеднела, у нее украли что-то важное и нужное. Тогда бы он понял, как много терял, проходя мимо музыки и не замечая ее.
Прежде, чем говорить "я не люблю музыку" - а так если не говорят, то думают многие - надо спросить себя "а знаю ли я музыку примерно так же, как литературу?" - и ответить на этот вопрос честно и правдиво.
Вопросы о том, как узнать музыку, как научиться слушать и понимать ее, задаются часто. Ответить на них не так легко, как кажется. Но трудно - еще не значит невозможно.
Теперь нам будет легко, так как мы уже знакомы с 3 "китами". Это надежная и прочная опора. Песня, танец и марш - это также и мосты в большой мир музыки.
4
Музыкалка / Про трех "китов"
« Последний ответ от Миллисента Сегодня в 13:30:43 »
"КИТЫ" ВТОРГАЮТСЯ В ЖИЗНЬ

В МИРЕ ИГРУШЕК

Все 3 "кита" проникли в нашу жизнь даже в виде игрушек - музыкальных шкатулок, играющих мелодии песен, марширующих солдатиков с трубами и барабанами, танцующих зверюшек и кукол.
Более 200 лет назад в газете было напечатано забавное объявление: "Показана здесь будет прекрасная, не виданная никогда механически-музыкальная машина, представляющая нарядно одетую женщину, играющую на клавесине 10 отобранных по новому вкусу пьес - то есть 3 менуэта, 4 арии, 2 полонеза и марш".
Вы обратили внимание, что репертуар этой "нарядно одетой женщины" состоял из наших "китов" - 4 песни, 5 танцев и марш?
Примерно в ту же пору прославился своими механическими игрушками французский мастер Вокансон. Одна игрушка представляла флейтиста, который умел играть мелодии разных песен.
Другой игрушкой Вокансона был барабанщик. Он выбивал дробь и ритм марша.
Третья игрушка изображала утку. Она крякала, плавала и хлопала крыльями, как будто танцевала свой особый утиный танец.
Как видите, изобретение Вокансона тоже основано на 3 "китах". Вот какие крепкие позиции завоевали они в мире игрушек.
Удивительно ли, что еще глубже они проникли в жизнь человека?

ОТ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ ДО ТРАУРНОГО МАРША

Появился на свет маленький человек - и зазвучали над колыбелью тихие напевы. Не понимает малыш, что звучит песня с ласковыми словами и нежной мелодией - а все-таки услышит, успокоится и заснет.
А чуть ходить научится - и сам запоет разные песенки. Сперва простенькие, вроде "Чижика-пыжика", "Козлика", который жил у бабушки, "Елочки", которая родилась в лесу, или "Собаки", которая была у попа - а потом и посложнее. Веселые и грустные, бодрые и задумчивые, веселые и смешные. Сперва детские, потом подростковые, а за ними и взрослые - о дружбе, о любви, о Родине, обо всем, что мы видим вокруг себя, о чем думаем и мечтаем.
Вместе с песней войдет в жизнь маленького человека и танец. Будет он сперва польку танцевать со своими товарищами и подругами. Потом увлечет его школьный вальс, который он попробует танцевать со своей одноклассницей, думая, как бы не наступить ей на ногу. А позже и к современным танцам начнет присматриваться.
Ну, и марш не заставит себя долго ждать. Малыши любят маршировать под музыку не меньше, чем петь и отплясывать. А горн и барабан, играющие марш, дороги пионерам, как алый галстук на груди. С маршами - походными, праздничными, а порой и траурными - связаны многие события в жизни каждого человека.

МУЗЫКА СТАНОВИТСЯ ЧАСТЬЮ ЖИЗНИ

Когда мать поет ребенку колыбельную, ей и в голову не приходит, что она занимается музыкой. Она просто убаюкивает малыша. Так и входит колыбельная песня в жизнь ребенка не как искусство, а как часть самой жизни.
А когда вы идете на праздник и поете - неужели вы думаете, что занимаетесь музыкой? Просто в атмосфере веселого настроения у вас возникает потребность петь, смеяться, радоваться, перекликаться друг с другом. И опять песни перестают быть музыкой, а становятся частью вашей жизни.
А когда вы собрались с друзьями танцевать - неужели вам кажется, что вы занимаетесь искусством музыкальным и танцевальным? Разумеется, нет. Вы веселитесь, развлекаетесь, отдыхаете - но без танцевальной музыки это у вас не получается. Песня и танец перестают быть искусством и становятся частью вашей жизни.
И никто даже не думает, что музыкой занимается военный оркестр. Но под музыку легко маршировать, и настроение музыка поднимает, придает силы уставшим солдатам. И снова музыка превращается в часть жизни, перестав быть искусством.
Вот и получается, что песня, танец и марш непрерывно переходят из искусства в жизнь и обратно. Туристы в походе пели песню - была эта песня частью обычной жизни. А пришли они в клуб и спели ту же песню с эстрады для слушателей, сидящих в зале - и стала песня номером концертной программы.
Точно так же и военный марш был часть повседневного быта армии, а исполненный музыкантами, не марширующими, а сидящими на эстраде перед слушателями, стал настоящим искусством.
Это бывает и с песнями, и с танцами, и с маршами. Эти основные формы музыки незаметно срастаются с жизнью, и ни один человек не может без них обойтись - даже если он музыку не любит.
5
Музыкалка / Про трех "китов"
« Последний ответ от Миллисента Сегодня в 13:28:16 »
НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ МУЗЫКА?

"КИТЫ" ВЫДУМАННЫЕ И НАСТОЯЩИЕ

В давние времена люди не умели объяснить многие явления жизни, не могли ответить на такие вопросы, на которые сегодня ответит даже ребенок.
Например, люди не могли понять, как устроена Земля, на которой они живут. О том, что Земля круглая и вертится, люди долго не могли догадаться, вот и придумали, что Земля похожа на диск - вроде круглого щита, окруженного со всех сторон океаном. И держится Земля на спинах 3 могучих китов.
При чем же здесь музыка, спросите вы? Как ни странно, в музыке тоже существуют 3 "кита". И существуют они на самом деле, а не как придуманная сказка, поскольку мы музыку не понимаем или не можем объяснить.
На этих 3 "китах" держится вся музыка с тех незапамятных времен, когда едва зародилось это искусство звуков, и до наших дней.
Выражение "3 кита" условное, образное. Это основные, важные и широко распространенные формы или жанры музыки. Вы все, без исключения, с ними знакомы.
Только прежде, чем возобновить это старое знакомство, надо кое о чем предупредить вас. Эта тема рассчитана не только на тех форумчан, которые занимаются музыкой, но и на тех, которые читать ноты не научились. Поэтому в теме не будет ни одного нотного вложения в формате gif или mid. А чтобы зря не загромождать форум, звуковых вложений в формате wav или avi тоже не будет.
Дело в том, что мы можем слушать музыку мысленно, внутренним слухом, даже когда она в действительности не звучит. Попробуйте для опыта пропеть или услышать мысленно какую-нибудь известную песню - например "Орленка" Белого и Шведова или "Катюшу" Блантера и Исаковского.
Получилось? У каждого есть внутренний слух - только не все обращали на него внимание и развивали его в себе.
Для тех же, кто не знает этих мелодий, в теме будут приведены ссылки на ютуб, по которым можно перейти и послушать мелодии живьем.

3 НАСТОЯЩИХ "КИТА"

Послушайте песню "Во поле береза стояла". Потом вспомните, как пионеры поют "Взвейтесь кострами, синие ночи". А еще послушайте, как большой хор поет под оркестр "Люди мира, на минуту встаньте".
Все вы, без исключения, скажете, что это песни. Сперва русская народная, потом пионерская - сочинили ее Дешкин и Жаров - и, наконец, песня в защиту мира "Бухенвальдский набат" - ее написали Мурадели и Соболев. Вот вы и назвали 1 "кита".
2 вы тоже назовете без всякого труда. Для этого вам надо послушать музыку, которая звучит на любой вечеринке, когда вы собираетесь на праздник или просто чтобы отдохнуть и развлечься.
Вы скажете, что это танцевальная музыка. Так же, как и песни, она бывает разной. Все народы веками создавали как песенные, так и танцевальные богатства.
Новые танцы приходили на смену старым. Одни были любимы нашими прадедушками и прабабушками, но и мы продолжаем любить их - это вальс, полька, гопак, лезгинка, краковяк, русский хоровод.
О других танцах мы знаем только по картинкам, по книжным описаниям и по образцам музыки, сохранившей свою привлекательность - это павана, менуэт, контраданс.
И, наконец, современные танцы, быстро сменяя друг друга, живут рядом со старым, но далеко еще не устаревшим вальсом.
Теперь вам остается назвать 3 "кита" - это тоже несложно. Физкультурники идут по стадиону в спортивных костюмах, с развевающимися по ветру белыми, голубыми, зелеными и красными знаменами.
Идет по улице воинская часть. Впереди сверкают трубы, корнеты, валторны, барабаны, тарелки. А совсем впереди бунчук с колокольчиками, который заменяет в походе дирижерскую палочку.
А вот дети ходят по комнате с флажками, как будто участвуют в параде. За пианино сидит их воспитательница.
Вы все, по-военному четко и стройно, произнесете короткое и чеканное слово "марш".
Песня, танец и марш выстроились перед нами в ряд, чтобы ответить на вопрос - отчего на них держится прекрасное здание, называемое музыкой? Посмотрим, как "киты" вторгаются в нашу жизнь.
6
Музыкалка / Для кого и для чего открыта эта тема?
« Последний ответ от Миллисента Сегодня в 13:19:25 »
В КАЖДОМ ЧАСТЬ БЕТХОВЕНА

Композитор, сочиняя музыку, отдает ей свои душевные силы, сердце, ум. Всего себя отдает искусству и исполнитель. Если слушатель хочет услышать музыку так, как она написана и исполнена, тоже должен отдавать ей душу, сердце и ум.
Талантливый музыкант, исполняющий, например, Бетховенскую музыку, временно перевоплощается в Бетховена. Если он не сживется с этой музыкой, как будто сам создавал ее, трудно будет увлечь слушателей. И каждый слушатель может ощутить в себе частицу Бетховена, если будет вместе с исполнителем жить этой музыкой.
Чудесное свойство музыки, как и всякого искусства, состоит в том, что чем больше сил мы ей отдаем, тем больше новых сил черпаем. А невнимательное слушание музыки, чтение книг или рассматривание картин утомляет, отбирает силы и вызывает заблуждение, что это скучно, непонятно и неинтересно.
Композитор, чтобы сочинять, должен учиться. Исполнитель, чтобы исполнять, должен учиться. Слушатель тоже должен учиться - хотя и не так, как композитор и исполнитель. Главное - это желание, интерес, стремление узнать новое и неизвестное.
Эта тема форума поможет вам стать слушателями. Книги о музыке бывают разные. Одни помогают композиторам, другие исполнителям. А эта тема пусть поможет слушателям.
7
Музыкалка / Для кого и для чего открыта эта тема?
« Последний ответ от Миллисента Сегодня в 13:18:27 »
СЛУШАТЕЛЬ ДУМАЕТ О ФУТБОЛЕ

Представьте еще картину. С концертной эстрады звучит музыка. В зале нет ни одного свободного места - сотни и тысячи людей пришли послушать эту музыку. Все слушатели даже подались вперед, боясь упустить хоть один звук волшебной мелодии.
Впрочем, все ли? Кто-то перешептывается с соседом. А чуть поодаль кто-то шелестит страничками программы, так что заставляет других отвлечься от музыки и повернуться в его сторону. А это совсем никуда не годится - кто-то, опоздав к началу концерта и не дождавшись перерыва, хлопнул откидным сидением кресла.
Такой слушатель способен свести на нет красоту музыки, усилия замечательного исполнителя, нарушить внимание слушателей. Это как фальшиво поющий певец или играющий музыкант может погубить хороший хор или оркестр.
Но сидеть молча и тихо - этого мало. Если вы не шепчетесь, не шелестите и не входите с шумом в зал - это не значит, что вы слушаете музыку. Ведь молча и тихо можно думать о любых вещах, не имеющих отношения к музыке.
Если во время исполнения Аппассионаты Бетховена вы будете разглядывать люстру на потолке, или не сможете сосредоточиться на нежной мелодии Прокофьевского вальса из оперы "Война и мир", переживая поражение, которое потерпела футбольная команда - никто не назовет вас хорошими слушателями.
В театре или концертном зале между исполнителями и слушателями устанавливаются невидимые связи, возникают особые биотоки. Не зря ведь говорят: "Зал был наэлектризован исполнением музыки", - или: "Исполнитель играл лучше, чем обычно - такая хорошая была публика".
Равнодушие слушателей любой исполнитель чувствует остро. И чем больше в зале невнимательных слушателей, тем труднее исполнителю играть, петь или дирижировать, и тем хуже кажется исполняемая музыка. Тут уже связи не установятся и биотоки не возникнут.
8
Музыкалка / Для кого и для чего открыта эта тема?
« Последний ответ от Миллисента Сегодня в 13:15:59 »
УДРУЧАЮЩАЯ ТИШИНА ПУСТОГО ЗАЛА

Музыка начинается с композитора, который ее сочиняет. Если нет музыкального произведения - о какой музыке вообще может идти речь?
А если даже замечательный композитор написал замечательное произведение, но оно лежит в портфеле или в ящике стола - получилась ли музыка, как живое искусство? Разумеется, нет.
Кто придет на помощь композитору, станет в один ряд с ним? Конечно, исполнитель - певец или пианист, скрипач или баянист, хор или оркестр.
Теперь музыкальное произведение написано и исполнено прекрасно. Получилось теперь настоящее живое искусство? Кто-то думает, что получилось.
Представим себе такую картину. На эстраду вышел пианист и заиграл. А в зале сидит композитор - автор звучащей музыки. Пианист кончил играть. Он кричит: "Автора, автора!" Автор поднимается на эстраду. Они пожимают друг другу руки, радуются успеху, желают друг другу творческих удач.
А кругом - удручающая тишина пустого зала...
Ужасная картина получилась. Ведь музыка существует не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет. Если бы композиторы и исполнители занимались музыкой только для себя, то врач лечил бы свои собственные болезни, а художник писал бы картины только для своей комнаты.
Чтобы музыка стала настоящим живым искусством, мало композитора и исполнителя - в один ряд с ними должен встать и слушатель. Роль слушателя в музыке гораздо больше, чем привыкли думать.
9
Эта тема основана на одноименной книге Кабалевского.
10
КИНОЛЯПЫ: Отечественное кино / Re: Старые клячи
« Последний ответ от dimon 18 Июнь 2018, 14:46:38 »
Аня в начале фильма требовала вместе с подругами у Хоменко вернуть назад квартиру Любе, засветилась перед ним и его охраной, но затем Хоменко спокойно берет ее уборщицей к себе в офис на работу.
Страницы: [1] 2 3 ... 10

Страница сгенерирована за 0.284 секунд. Запросов: 16.

Назад Наверх
 
Rambler's Top100 © 2018 Генрих Лиговский