Трамвайчик

    Главная : Новости : Связь
Новости киноляповНовости маразмовIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   

Автор Тема: Про трех китов и про многое другое (упрощенный вариант)  (Прочитано 8149 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Эта тема основана на одноименной книге Кабалевского.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Для кого и для чего открыта эта тема?
« Ответ #1 : 20 Июнь 2018, 13:15:59 »
УДРУЧАЮЩАЯ ТИШИНА ПУСТОГО ЗАЛА

Музыка начинается с композитора, который ее сочиняет. Если нет музыкального произведения - о какой музыке вообще может идти речь?
А если даже замечательный композитор написал замечательное произведение, но оно лежит в портфеле или в ящике стола - получилась ли музыка, как живое искусство? Разумеется, нет.
Кто придет на помощь композитору, станет в один ряд с ним? Конечно, исполнитель - певец или пианист, скрипач или баянист, хор или оркестр.
Теперь музыкальное произведение написано и исполнено прекрасно. Получилось теперь настоящее живое искусство? Кто-то думает, что получилось.
Представим себе такую картину. На эстраду вышел пианист и заиграл. А в зале сидит композитор - автор звучащей музыки. Пианист кончил играть. Он кричит: "Автора, автора!" Автор поднимается на эстраду. Они пожимают друг другу руки, радуются успеху, желают друг другу творческих удач.
А кругом - удручающая тишина пустого зала...
Ужасная картина получилась. Ведь музыка существует не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет. Если бы композиторы и исполнители занимались музыкой только для себя, то врач лечил бы свои собственные болезни, а художник писал бы картины только для своей комнаты.
Чтобы музыка стала настоящим живым искусством, мало композитора и исполнителя - в один ряд с ними должен встать и слушатель. Роль слушателя в музыке гораздо больше, чем привыкли думать.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Для кого и для чего открыта эта тема?
« Ответ #2 : 20 Июнь 2018, 13:18:27 »
СЛУШАТЕЛЬ ДУМАЕТ О ФУТБОЛЕ

Представьте еще картину. С концертной эстрады звучит музыка. В зале нет ни одного свободного места - сотни и тысячи людей пришли послушать эту музыку. Все слушатели даже подались вперед, боясь упустить хоть один звук волшебной мелодии.
Впрочем, все ли? Кто-то перешептывается с соседом. А чуть поодаль кто-то шелестит страничками программы, так что заставляет других отвлечься от музыки и повернуться в его сторону. А это совсем никуда не годится - кто-то, опоздав к началу концерта и не дождавшись перерыва, хлопнул откидным сидением кресла.
Такой слушатель способен свести на нет красоту музыки, усилия замечательного исполнителя, нарушить внимание слушателей. Это как фальшиво поющий певец или играющий музыкант может погубить хороший хор или оркестр.
Но сидеть молча и тихо - этого мало. Если вы не шепчетесь, не шелестите и не входите с шумом в зал - это не значит, что вы слушаете музыку. Ведь молча и тихо можно думать о любых вещах, не имеющих отношения к музыке.
Если во время исполнения Аппассионаты Бетховена вы будете разглядывать люстру на потолке, или не сможете сосредоточиться на нежной мелодии Прокофьевского вальса из оперы "Война и мир", переживая поражение, которое потерпела футбольная команда - никто не назовет вас хорошими слушателями.
В театре или концертном зале между исполнителями и слушателями устанавливаются невидимые связи, возникают особые биотоки. Не зря ведь говорят: "Зал был наэлектризован исполнением музыки", - или: "Исполнитель играл лучше, чем обычно - такая хорошая была публика".
Равнодушие слушателей любой исполнитель чувствует остро. И чем больше в зале невнимательных слушателей, тем труднее исполнителю играть, петь или дирижировать, и тем хуже кажется исполняемая музыка. Тут уже связи не установятся и биотоки не возникнут.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Для кого и для чего открыта эта тема?
« Ответ #3 : 20 Июнь 2018, 13:19:25 »
В КАЖДОМ ЧАСТЬ БЕТХОВЕНА

Композитор, сочиняя музыку, отдает ей свои душевные силы, сердце, ум. Всего себя отдает искусству и исполнитель. Если слушатель хочет услышать музыку так, как она написана и исполнена, тоже должен отдавать ей душу, сердце и ум.
Талантливый музыкант, исполняющий, например, Бетховенскую музыку, временно перевоплощается в Бетховена. Если он не сживется с этой музыкой, как будто сам создавал ее, трудно будет увлечь слушателей. И каждый слушатель может ощутить в себе частицу Бетховена, если будет вместе с исполнителем жить этой музыкой.
Чудесное свойство музыки, как и всякого искусства, состоит в том, что чем больше сил мы ей отдаем, тем больше новых сил черпаем. А невнимательное слушание музыки, чтение книг или рассматривание картин утомляет, отбирает силы и вызывает заблуждение, что это скучно, непонятно и неинтересно.
Композитор, чтобы сочинять, должен учиться. Исполнитель, чтобы исполнять, должен учиться. Слушатель тоже должен учиться - хотя и не так, как композитор и исполнитель. Главное - это желание, интерес, стремление узнать новое и неизвестное.
Эта тема форума поможет вам стать слушателями. Книги о музыке бывают разные. Одни помогают композиторам, другие исполнителям. А эта тема пусть поможет слушателям.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Про трех "китов"
« Ответ #4 : 20 Июнь 2018, 13:28:16 »
НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ МУЗЫКА?

"КИТЫ" ВЫДУМАННЫЕ И НАСТОЯЩИЕ

В давние времена люди не умели объяснить многие явления жизни, не могли ответить на такие вопросы, на которые сегодня ответит даже ребенок.
Например, люди не могли понять, как устроена Земля, на которой они живут. О том, что Земля круглая и вертится, люди долго не могли догадаться, вот и придумали, что Земля похожа на диск - вроде круглого щита, окруженного со всех сторон океаном. И держится Земля на спинах 3 могучих китов.
При чем же здесь музыка, спросите вы? Как ни странно, в музыке тоже существуют 3 "кита". И существуют они на самом деле, а не как придуманная сказка, поскольку мы музыку не понимаем или не можем объяснить.
На этих 3 "китах" держится вся музыка с тех незапамятных времен, когда едва зародилось это искусство звуков, и до наших дней.
Выражение "3 кита" условное, образное. Это основные, важные и широко распространенные формы или жанры музыки. Вы все, без исключения, с ними знакомы.
Только прежде, чем возобновить это старое знакомство, надо кое о чем предупредить вас. Эта тема рассчитана не только на тех форумчан, которые занимаются музыкой, но и на тех, которые читать ноты не научились. Поэтому в теме не будет ни одного нотного вложения в формате gif или mid. А чтобы зря не загромождать форум, звуковых вложений в формате wav или avi тоже не будет.
Дело в том, что мы можем слушать музыку мысленно, внутренним слухом, даже когда она в действительности не звучит. Попробуйте для опыта пропеть или услышать мысленно какую-нибудь известную песню - например "Орленка" Белого и Шведова или "Катюшу" Блантера и Исаковского.
Получилось? У каждого есть внутренний слух - только не все обращали на него внимание и развивали его в себе.
Для тех же, кто не знает этих мелодий, в теме будут приведены ссылки на ютуб, по которым можно перейти и послушать мелодии живьем.

3 НАСТОЯЩИХ "КИТА"

Послушайте песню "Во поле береза стояла". Потом вспомните, как пионеры поют "Взвейтесь кострами, синие ночи". А еще послушайте, как большой хор поет под оркестр "Люди мира, на минуту встаньте".
Все вы, без исключения, скажете, что это песни. Сперва русская народная, потом пионерская - сочинили ее Дешкин и Жаров - и, наконец, песня в защиту мира "Бухенвальдский набат" - ее написали Мурадели и Соболев. Вот вы и назвали 1 "кита".
2 вы тоже назовете без всякого труда. Для этого вам надо послушать музыку, которая звучит на любой вечеринке, когда вы собираетесь на праздник или просто чтобы отдохнуть и развлечься.
Вы скажете, что это танцевальная музыка. Так же, как и песни, она бывает разной. Все народы веками создавали как песенные, так и танцевальные богатства.
Новые танцы приходили на смену старым. Одни были любимы нашими прадедушками и прабабушками, но и мы продолжаем любить их - это вальс, полька, гопак, лезгинка, краковяк, русский хоровод.
О других танцах мы знаем только по картинкам, по книжным описаниям и по образцам музыки, сохранившей свою привлекательность - это павана, менуэт, контраданс.
И, наконец, современные танцы, быстро сменяя друг друга, живут рядом со старым, но далеко еще не устаревшим вальсом.
Теперь вам остается назвать 3 "кита" - это тоже несложно. Физкультурники идут по стадиону в спортивных костюмах, с развевающимися по ветру белыми, голубыми, зелеными и красными знаменами.
Идет по улице воинская часть. Впереди сверкают трубы, корнеты, валторны, барабаны, тарелки. А совсем впереди бунчук с колокольчиками, который заменяет в походе дирижерскую палочку.
А вот дети ходят по комнате с флажками, как будто участвуют в параде. За пианино сидит их воспитательница.
Вы все, по-военному четко и стройно, произнесете короткое и чеканное слово "марш".
Песня, танец и марш выстроились перед нами в ряд, чтобы ответить на вопрос - отчего на них держится прекрасное здание, называемое музыкой? Посмотрим, как "киты" вторгаются в нашу жизнь.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Про трех "китов"
« Ответ #5 : 20 Июнь 2018, 13:30:43 »
"КИТЫ" ВТОРГАЮТСЯ В ЖИЗНЬ

В МИРЕ ИГРУШЕК

Все 3 "кита" проникли в нашу жизнь даже в виде игрушек - музыкальных шкатулок, играющих мелодии песен, марширующих солдатиков с трубами и барабанами, танцующих зверюшек и кукол.
Более 200 лет назад в газете было напечатано забавное объявление: "Показана здесь будет прекрасная, не виданная никогда механически-музыкальная машина, представляющая нарядно одетую женщину, играющую на клавесине 10 отобранных по новому вкусу пьес - то есть 3 менуэта, 4 арии, 2 полонеза и марш".
Вы обратили внимание, что репертуар этой "нарядно одетой женщины" состоял из наших "китов" - 4 песни, 5 танцев и марш?
Примерно в ту же пору прославился своими механическими игрушками французский мастер Вокансон. Одна игрушка представляла флейтиста, который умел играть мелодии разных песен.
Другой игрушкой Вокансона был барабанщик. Он выбивал дробь и ритм марша.
Третья игрушка изображала утку. Она крякала, плавала и хлопала крыльями, как будто танцевала свой особый утиный танец.
Как видите, изобретение Вокансона тоже основано на 3 "китах". Вот какие крепкие позиции завоевали они в мире игрушек.
Удивительно ли, что еще глубже они проникли в жизнь человека?

ОТ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ ДО ТРАУРНОГО МАРША

Появился на свет маленький человек - и зазвучали над колыбелью тихие напевы. Не понимает малыш, что звучит песня с ласковыми словами и нежной мелодией - а все-таки услышит, успокоится и заснет.
А чуть ходить научится - и сам запоет разные песенки. Сперва простенькие, вроде "Чижика-пыжика", "Козлика", который жил у бабушки, "Елочки", которая родилась в лесу, или "Собаки", которая была у попа - а потом и посложнее. Веселые и грустные, бодрые и задумчивые, веселые и смешные. Сперва детские, потом подростковые, а за ними и взрослые - о дружбе, о любви, о Родине, обо всем, что мы видим вокруг себя, о чем думаем и мечтаем.
Вместе с песней войдет в жизнь маленького человека и танец. Будет он сперва польку танцевать со своими товарищами и подругами. Потом увлечет его школьный вальс, который он попробует танцевать со своей одноклассницей, думая, как бы не наступить ей на ногу. А позже и к современным танцам начнет присматриваться.
Ну, и марш не заставит себя долго ждать. Малыши любят маршировать под музыку не меньше, чем петь и отплясывать. А горн и барабан, играющие марш, дороги пионерам, как алый галстук на груди. С маршами - походными, праздничными, а порой и траурными - связаны многие события в жизни каждого человека.

МУЗЫКА СТАНОВИТСЯ ЧАСТЬЮ ЖИЗНИ

Когда мать поет ребенку колыбельную, ей и в голову не приходит, что она занимается музыкой. Она просто убаюкивает малыша. Так и входит колыбельная песня в жизнь ребенка не как искусство, а как часть самой жизни.
А когда вы идете на праздник и поете - неужели вы думаете, что занимаетесь музыкой? Просто в атмосфере веселого настроения у вас возникает потребность петь, смеяться, радоваться, перекликаться друг с другом. И опять песни перестают быть музыкой, а становятся частью вашей жизни.
А когда вы собрались с друзьями танцевать - неужели вам кажется, что вы занимаетесь искусством музыкальным и танцевальным? Разумеется, нет. Вы веселитесь, развлекаетесь, отдыхаете - но без танцевальной музыки это у вас не получается. Песня и танец перестают быть искусством и становятся частью вашей жизни.
И никто даже не думает, что музыкой занимается военный оркестр. Но под музыку легко маршировать, и настроение музыка поднимает, придает силы уставшим солдатам. И снова музыка превращается в часть жизни, перестав быть искусством.
Вот и получается, что песня, танец и марш непрерывно переходят из искусства в жизнь и обратно. Туристы в походе пели песню - была эта песня частью обычной жизни. А пришли они в клуб и спели ту же песню с эстрады для слушателей, сидящих в зале - и стала песня номером концертной программы.
Точно так же и военный марш был часть повседневного быта армии, а исполненный музыкантами, не марширующими, а сидящими на эстраде перед слушателями, стал настоящим искусством.
Это бывает и с песнями, и с танцами, и с маршами. Эти основные формы музыки незаметно срастаются с жизнью, и ни один человек не может без них обойтись - даже если он музыку не любит.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Про трех "китов"
« Ответ #6 : 20 Июнь 2018, 13:31:51 »
"Я ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ МУЗЫКУ"

ЮНЫЙ МУЗЫКОНЕНАВИСТНИК

Вот какой интересный случай однажды произошел с Кабалевским. Он встретил в пионерском лагере маленького мальчика. Этот мальчик утверждал, что терпеть не может музыку.
Кабалевского этот мальчик заинтересовал - не так уж часто встречаются откровенные музыконенавистники. А как известно, жизнь пионерлагеря без музыки даже и представить себе невозможно.
Утром ребята делают зарядку. Вдруг зарядка прекратилась, и спор идет. Мальчик, который музыку терпеть не может, зарядку делать отказался - не пришел баянист.
Через несколько дней посмотрели ребята фильм, а потом танцевать начали. Баянист на месте, играет хорошо. Под музыку вальса, в паре с девочкой, мальчик танцует ритмично и, судя по довольной улыбке на лице его юной партнерши, на ноги ей не наступает. Вот как он терпеть не может музыку.
На следующий день ребята шли в поход и пели. Мальчик пел вместе со всеми - увлеченнее и азартнее, чем его товарищи. Вот что может случиться с человеком, который терпеть не может музыку.

НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ ТО, ЧЕГО НЕ ЗНАЕШЬ

Во-первых, когда юный музыконенавистник делал зарядку, танцевал и пел, он не думал, что занимается музыкой, а просто пел, маршировал и танцевал. Это было для него обычно и естественно - как то, что он ходил, дышал, ел и спал.
Во-вторых, кроме песни, марша и танца, с которыми он сталкивался в повседневной жизни, он не знал никакой другой музыки. А разве можно любить то, чего не знаешь?
Заставьте такого человека прожить на свете, если бы музыка исчезла - не звучала бы ни в концертных залах, ни на улицах, ни в театрах, ни по радио, ни с экрана, не звучали бы даже самые простые песни, танцы и марши. Он бы ни дня не прожил в этой унылой пустоте.
Он почувствовал бы, что жизнь обеднела, у нее украли что-то важное и нужное. Тогда бы он понял, как много терял, проходя мимо музыки и не замечая ее.
Прежде, чем говорить "я не люблю музыку" - а так если не говорят, то думают многие - надо спросить себя "а знаю ли я музыку примерно так же, как литературу?" - и ответить на этот вопрос честно и правдиво.
Вопросы о том, как узнать музыку, как научиться слушать и понимать ее, задаются часто. Ответить на них не так легко, как кажется. Но трудно - еще не значит невозможно.
Теперь нам будет легко, так как мы уже знакомы с 3 "китами". Это надежная и прочная опора. Песня, танец и марш - это также и мосты в большой мир музыки.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Про трех "китов"
« Ответ #7 : 20 Июнь 2018, 13:33:35 »
МОСТЫ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО ВОЙТИ В МИР МУЗЫКИ

КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ, ЛЮБИТЬ И ПОНИМАТЬ КНИГИ?

Все любят читать книги. Даже самый памятливый не может вспомнить названия и авторов книг, который успел прочитать до школы. И это не удивительно. До того, как научимся читать, мы слышим множество прибауток, стихов и сказок, которые читают мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Мы слушаем, запоминаем и сами повторяем услышанные строки. Мы запоминаем по картинкам, на какой странице что напечатано, и хотим сами научиться читать.
Ведь сказки знакомят нас с более широким миром, чем тот, который мы можем видеть своими глазами. Из этих сказок мы узнаём, что существуют герои и трУсы, рыцари и принцессы, что есть в мире любовь и ненависть, красота и уродство, смех и слезы, жизнь и смерть. Всё это интересно и увлекательно. Как же не стремиться к книге, как же не стараться научиться читать ее?
На смену народным сказкам приходят сказки Пушкина, "Конек-горбунок" Ершова, книжки Маршака, Чуковского, Михалкова, Маяковского. Мы встретим "Швамбранию" Кассиля, "Незнайку" Носова. А дальше идут книги повзрослее - "Тимур и его команда" Гайдара, "Сын полка" Катаева, "Как закалялась сталь" Островского. Многие книги, написанные современными авторами, входят в жизнь детей и подростков.
А рядом с ними идут книги русских классиков - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Горького, и книги писателей других стран - Марка Твена, Киплинга, Диккенса, Уэльса.
Так от маленькой шутки-прибаутки вроде "козы рогатой" мы добираемся до больших и сложных произведений литературы - трагедий Шекспира, эпопеи Толстого "Война и мир", романов Шолохова и Фадеева, поэм Маяковского и Твардовского.
Писатели, поэты и драматурги помогают нам разобраться в окружающей жизни, понять, что хорошо, а что плохо, учат думать и чувствовать, помогать друзьям и бороться с врагами, любить Родину и с уважением относиться к другим народам. Книги помогают нам быть настоящими людьми, становятся нашими помощниками и друзьями. Встретившись с таким другом и помощником, мы не можем расстаться с ним.
Поэтому никто не спрашивает, как научиться читать, любить и понимать книгу.

А ТЕПЕРЬ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Про музыку такой вопрос задают часто. История про мальчика, который терпеть не может музыку, показывает нам, что все музыкальные богатства у многих состоят лишь из простых песен, танцев и маршей - а дальше начинаются вопросительные знаки.
Бах - вопросительный знак. Моцарт - вопросительный знак. Бетховен - вопросительный знак. Верди - вопросительный знак. Глинка - вопросительный знак.
Обидно прожить всю жизнь, не ответив себе на эти вопросы, не поняв, отчего на протяжении столетий восхищаются музыкой этих композиторов, преклоняются перед их величием и ставят им памятники наряду с писателями, учеными, полководцами и политическими деятелями.
Но ведь музыка не только доставляет удовольствие - она многому учит нас, делает лучше, умнее, добрее.
Литература состоит не только из стихов, рассказов, сказок, прибауток и поговорок. Так же и музыка состоит не только из песен, танцев и маршей. Конечно, в этих простых формах создано много сочинений - например, народные песни и танцы.
На протяжении веков народы мира творили свои песни и танцы, как летопись своей жизни, след радостей и печалей, труда и борьбы, воспоминаний о прошлом и мечтаний о будущем. Они красочны и разнообразны, как народная жизнь.
В один ряд с неизвестными творцами из народа встали композиторы, сделавшие сочинение музыки своей профессией. И не было среди них такого, кто бы не сочинил ни одной песни, ни одного танца, ни одного марша.
Но тот, кто остановится только на песне, танце и марше, подобен человеку, открывшему ворота, ведущие в сад, но так и не узнавшему, что в этом саду находится. Это похоже на то, что, просмотрев пролог пьесы, мы покидали бы театр, прочитав 1 главу, закрывали бы книгу.
Если вы любите петь - это хорошо. Если любите танцевать - тоже хорошо. Если идете в поход под музыку - и это хорошо. Это говорит о вашей готовности понять и оценить музыку, о ее месте в вашей жизни, о том, что вы знаете, по каким мостам идти дальше.
Ведь если кто-то проживет жизнь, не познав красоты музыки Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена и Чайковского - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся великими и могучими. Но тот, кто пройдет мимо их искусства, много потеряет. Пусть этого не случится ни с кем из вас.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Про трех "китов"
« Ответ #8 : 20 Июнь 2018, 15:18:45 »
КУДА ПОВЕДЕТ НАС ПЕСНЯ?

СЕЗАМ, ОТКРОЙСЯ

Слова эти, придуманные сказочниками Востока, наделены волшебной силой. Перед тем, кто их знает, раскрываются все ворота.
Песня тоже обладает удивительной силой, перед которой раскрываются ворота музыкального царства. Она является "сезамом", который помогает нам войти практически в любую область музыки - романсы, хоры, кантаты, оратории, квартеты, сонаты, симфонии и оперы. Мы знаем, что песня невелика по форме, но богата содержанием. Она окажет нам помощь, которой мы от нее ждем.
Вокруг вас звучат разные мелодии, которые всем хорошо знакомы.
Вот украинская песня "Журавель". Вот русская плясовая "Камаринская". Вот опять лирическая "Береза". К этим песням каждый может добавить множество других песенных мелодий - веселых и грустных, быстрых и протяжных. Русские, украинские, латышские, казахские, мелодии народов Европы, Азии, Америки, Африки...
На фортепьяно можно сыграть много разных мелодий. Если бы у них были слова, получились бы песни.
В симфоническом оркестре песни звучат без слов, чтобы их не голоса пели, а играли инструменты - флейты, скрипки, трубы, кларнеты, виолончели, валторны. Эти инструменты могут звучать как отдельно, так и одновременно - по 2, по 3 или все вместе, весь оркестр в 80 или 100 человек.
А в хоре поют женские голоса - сопрано и альты, мужские голоса - тенора и басы. В театре оркестр, хор и солисты сливаются в единое музыкально-драматическое представление, обогащенное театральной живописью-декорациями. Так песня переходит и в фортепьянную музыку, и в симфоническую, и в хоровую, и в оперную - и везде чувствует себя, как дома.

ЖИВАЯ ВОДА

Композиторы разных стран изучали музыку своего народа так же, как и свой родной язык. Они любили народную песню, опирались на нее в стремлении сделать музыку понятной и близкой слушателям.
Народная песня, как источник живой воды, давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству, любить жизнь и человека, понимать народную мудрость.
Но это не значит, что композиторы брали готовые мелодии и просто вставляли их в свои сочинения - главное не воспользоваться музыкой, сочиненной народом, а научиться на этой музыке родному музыкальному языку, как писатель учится языку литературному.
Поэтому музыка Глинки, Чайковского и Прокофьева звучит как русская, Шопена - как польская, Грига - как норвежская, ЛИста - как венгерская.
Интерес композиторов к народной музыке проявляется, когда народы борются за свободу и независимость, когда появляется стремление утвердить силу и самобытность духовного мира.
Например, в России это произошло в 19 веке, после победы над Наполеоном. Музыка Глинки, Даргомыжского, Бородина, Чайковского и Римского-Корсакова так близка к народной, что их мелодии давно уже стали народными песнями.
Композиторы, учась у народа, не остались в долгу. Глинка написал "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилу", Бородин - "Князя Игоря" и богатырскую симфонию, Мусоргский - "Бориса Годунова" и "Хованщину". Долго перечислять всё, что создали композиторы, прикоснувшись к этому источнику.

НАРОД СОЧИНЯЕТ МУЗЫКУ, А КОМПОЗИТОРЫ АРАНЖИРУЮТ

Эти слова сказаны основоположником русской музыкальной классики Глинкой. Но эти слова не надо понимать буквально, так как сам Глинка редко пользовался мелодиями народных песен. Смысл в том, что композитор учится у народа думать, чувствовать и творить. Глинка сумел воплотить в музыке думы, чувства и дух русского народа.
В опере "Иван Сусанин" он воспользовался одним русским народным мотивом, но вся опера дышит русской песенностью, вступая в контраст с музыкой поляков.
В сказочно-эпической опере "Руслан и Людмила" нет ни одной народной мелодии, а музыка по духу такая же русская, как и в "Сусанине".
Но есть у Глинки и произведения, построенные на мелодиях народных песен - например, "Камаринская", про которую Чайковский сказал, что в ней, как дуб в желуде, вся русская симфоническая музыка. Глинка положил в основу этого сочинения свадебную песню "Из-за гор высоких" и плясовую "Камаринскую".
Часто пользовался народными мелодиями и Чайковский. Например, "Журавля" он включил во 2 симфонию, а "Березу" в 4. Эти простые, незатейливые песни превратились в симфонические мелодии и легли в основу финалов симфоний.
Сделались ли песни лучше или хуже оттого, что поселились в мир симфонической музыки? Конечно, песня в звучании голоса хороша, но в симфоническом оркестре она может превратиться в ослепительный фейерверк вариаций, из нее может вырасти картина народного праздника. Сохранив песенную красоту, она может звучать возбужденно и радостно, мягко и задумчиво, резко и напряженно, а то и несется в веселом хороводе. Трудно представить, как скромный росток может дать роскошное цветение.
Вот так простая народная песня привела нас в богатый и сложный мир симфонической музыки.

ПОСРАМЛЕНИЕ ЦАРЯ ДОДОНА

Опера тоже своим существованием обязана песне. Вот какие превращения происходят с песней, когда она попадает в эту интересную и сложную область искусства.
Речь пойдет о сатирической опере Римского-Корсакова "Золотой петушок", написанной по сказке Пушкина. Опера эта стала острым оружием, направленным против царского самодержавия, так что цензура запретила ее, и первое исполнение оперы состоялось только через много лет после смерти композитора.
Сочиняя свою музыкальную сказку, Римский-Корсаков говорил: "Царя Додона надо посрамить окончательно". Что он для этого придумал?
Тут можно вспомнить коротенькую глупенькую песенку, которую никто не осмеливается петь всерьез. Называется она "Чижик-пыжик". Музыкальный сказочник вложил "Чижика" в уста царя Додона, когда царь влюбился в Шемаханскую царицу и жениться на ней собрался. Римский-Корсаков заставил царя петь на мотив "Чижика" такие слова: "Буду век тебя любить, постараюсь не забыть. А как стану забывать, ты напомнишь мне опять".
Вот какой сильный, полный сатирического смеха образ создал Римский-Корсаков с помощью маленького глупенького "Чижика".

ТЕПЕРЬ ВОЙДЕМ В ЗАЛ ДЛЯ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ

Камерная музыка - для 1 или нескольких человек - часто исполняется не только в концертной, но и в домашней обстановке. Любители музыки приходят друг к другу, чтобы послушать музыку и принять участие в ее исполнении. Это может быть музыка сольная - для фортепьяно, флейты, скрипки, арфы или других инструментов, а могут быть и сочинения для ансамблей - дуэтов, трио, квартетов. В домашних концертах принимают участие и певцы.
Было время, что у хозяина не было постоянного партнера для музыкальных занятий, или он был плохим музыкантом, так что никто не хотел с ним играть - тогда прибегали к помощи слуг. Мы ведь отлично знаем, что среди этих слуг, развлекавших своих хозяев, было много одаренных музыкантов. В газетах появлялись объявления: "Господа ищут лакея, играющего на скрипке и умеющего аккомпанировать фортепьянные сонаты".
В наше время камерная музыка вышла за пределы дома и стала исполняться в небольших концертных залах.
Интересная форма камерной музыки - струнный квартет, состоящий из 2 скрипок, альта и виолончели. Сочинения для струнного квартета писали многие композиторы, как иностранные - Гайдн, Моцарт, Бетховен, так и русские - Глинка, Бородин, Чайковский, Танеев, Прокофьев, Шостакович.
Вот струнный квартет играет красивую мелодию. Она звучит нежно и мягко, так как на всех инструментах надеты сурдинки, похожие на гребешки. Когда их надевают на струны, звук становится мягче и нежнее.
Что это за мелодия? Русская народная песня "Сидел Ваня на диване". Она звучит так, словно говорит: хороша русская песня. Вы слышите в ней красоту природы и души русского народа. Это одна из частей 1 квартета Чайковского.
А другой квартет заиграл другую музыку. Знакомство с ней будет интересным и немного необычным.
Это веселый плясовой напев, часто встречающийся в русской народной музыке.
Вот музыканты закончили одно произведение и начали другое. В 1 части музыка не похожа на русскую. Но началась 2 часть, и 1 скрипка, виолончель, альт и 2 скрипка по очереди пропели мелодию старинной русской величальной песни "Слава". Она звучит у Римского-Корсакова в "Царской невесте" и у Мусоргского в "Борисе Годунове".
Как попали русские народные песни в сочинения немецкого композитора Бетховена?
Бетховен не только любил музыку своего народа, но и проявлял интерес к музыке других народов. У него есть и шотландские, и ирландские, и уэльские песни.
И вот Бетховен получает в подарок от графа Разумовского сборник русских народных песен. Они покоряют его красотой, открывают перед ним новый мир. Эти мелодии он включает в свои квартеты и посвящает их русскому графу. Но, разумеется, русские мелодии не могли изменить творческого облика композитора - он остался немцем.
Характер музыки зависит не только от песенных мелодий - он так же своеобразен, как и речь. Сравните, например, украинскую и армянскую речь, тогда вам будет легко понять различие между украинской и армянской музыкой. Не удивительно, что украинское или армянское произведение не только не станет русским, если в него будут включены русские мелодии, но и звучание этих мелодий несколько изменится под влиянием украинского и армянского народного характера.

ПЕСНИ ЗВУЧАТ ДАЖЕ ТАМ, ГДЕ ИХ НЕТ

Песня раскрыла двери в музыку симфоническую и камерную. По мосту песни можно войти в мир оперной музыки, что и будет сделано в дальнейшем.
Продолжим наше путешествие с песней. Она живет в форме романса, который так мало от нее отличается, что не всегда удается провести между ними грань. Например, у того же Кабалевского есть серенада Дон-Кихота - и никто не знает, песня это или романс.
Прежде всего, разница заключается в том, что песню может петь 1 человек, или несколько, или большой хор, а романсы в основном исполняются солистами. И форма песен проще. Песня представляет из себя несколько раз повторяющийся куплет, а в романсе мелодия развивается шире, свободнее, и куплетность не обязательна.
А теперь прислушаемся к хоровым произведениям - кантатам и ораториям, в которых звучит хор и оркестр. Здесь к музыке присоединяется сюжет, и мы оказываемся на пути в театр. В кантате и оратории песня разрастается до таких масштабов, о которых в первоначальном виде и не мечтает.
Возьмем, например, фильм-кантату режиссера Эйзенштейна и композитора Прокофьева "Александр Невский". Песня об Александре Невском широкая, эпическая, неторопливая. Страшную песню, похожую на церковное песнопение, поют крестоносцы. Песня "Вставайте, люди русские" звучит как призыв защищать Родину от врага. После этого идет картина Ледового побоища - композитор смешал мелодию русских воинов с мелодией крестоносцев и, завершив картину русской песней, показал исход побоища. Потом возникает печальная песня девушки, оплакивающей погибшего жениха. Завершается кантата колокольным звоном и праздничным хором, напоминающим "Славься" из "Ивана Сусанина" Глинки.
А теперь прислушаемся к фортепьянной музыке. У того же Кабалевского есть сборник небольших пьес-прелюдий. В основу каждой из этих прелюдий положена мелодия русской народной песни. Лермонтов так и писал: "Если я захочу вдаться в народную поэзию, то буду ее искать в русских песнях".
Примерно такой же цикл прелюдий сочинил и композитор Белый. В основе каждой прелюдии - народная песня одной из республик Советского Союза. Так песенные мелодии превратились в фортепьянные.
Короче говоря, вокруг нас часто звучат такие мелодии, из которых могли бы получиться песни. Но это уже не просто песни и не просто мелодии, а нечто большее, называемое песенностью. Эта песенность проявляется у разных народов, в сочинениях разных композиторов.
Не будь песни - не было бы и музыки.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Про трех "китов"
« Ответ #9 : 20 Июнь 2018, 15:20:36 »
КУДА ПОВЕДЕТ НАС ТАНЕЦ?

ТАНЦУЮЩИЙ СКРИПАЧ

Если мы пойдем за танцем, как за песней, то обнаружим, что в руках у нас уже второй "сезам". Танец откроет ворота любой области музыки - от небольшой фортепьянной пьесы до симфонии, оперы и балета.
Танцевальная музыка, как и песни, сочинялась безвестными творцами из народа. Танец был связан с песней, с ее музыкой и текстом.
Когда танцевальная музыка стала независимой от песни, ее стали сочинять специально для танцев. Без нее не обходился ни один праздник. Танцы, как и песни, вошли в повседневную жизнь людей.
Танцы были разными, в зависимости от того, кто и где их танцевал. Одно дело при дворе - и совсем другое на деревенской площади, где собиралась беднота.
Русская императрица Елизавета любила музыкальные балы и другие развлечения. Процессия в разнообразных костюмах, с музыкальными инструментами в руках, двигалась по всем помещениям дворца. А впереди скрипач. Он не только играл на скрипке танцевальные мотивы, но и сам танцевал, воодушевляя двигающихся за ним гостей.
Танцы придворных вельмож и по музыке, и по движениям отличались от танцев, украшавших жизнь народа.
Вот до чего доходило стремление не допустить в благородное общество простонародную музыку.
Глядя на скромную сарабанду, которую танцуют в "Спящей красавице" Чайковского, трудно поверить, что этот латиноамериканский танец, распространившийся по Европе через Испанию, подвергался гонениям. За исполнение этого танца в 16 веке женщин выгоняли из Испании, а мужчин наказывали плетьми и отправляли на галеры. А в России при императоре Павле было запрещено вальсировать.
Есть в "Пиковой даме" Чайковского любопытная сцена. Собрались к Лизе подруги. Сперва с Полиной Лиза поет дуэт "Уж вечер, облаков померкнули края". Потом Полина, аккомпанируя себе на клавесине, спела печальный романс. И вдруг, забыв о правилах хорошего тона (Лиза - воспитанница старой графини) девушки пустились в пляс. Вбегает гувернантка: "Мадемуазель, что у вас за шум? Графиня сердится. Не стыдно ли вам плясать по-русски? Барышням вашего круга надо приличия знать".
Но народные танцы, несмотря на запреты и гонения, пробивали дорогу повсюду, не останавливаясь перед воротами дворцов и перед дверями особняков.
Впоследствии композиторы начали приспосабливать народные танцы для исполнения на разных инструментах, ансамблями и оркестрами, и стали сочинять свои собственные. Так появилась танцевальная музыка, которая звучала не только на танцах, но и в концертах, напоминая о танцевальном веселье. Эта музыка писалась всеми композиторами и проникла во все жанры и формы музыки.

УРОК В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Зайдем сперва в музыкальную школу. Это царство детской музыки - за каждой дверью искусство и труд. Труд этот радостен, как искусство, и серьезен, как любой труд человека. Малыши, в ручках которых даже маленькая скрипка кажется настоящим инструментом, как большая у взрослых, понимают, что на этой скрипке надо заниматься.
Малыши учатся играть на разных инструментах народную, классическую и современную музыку. И в каждом сборнике для маленьких музыкантов мы найдем несколько танцев.
Вот альбом пьес Баха, без которого не обходится ни один начинающий пианист. Там 8 танцев - 6 менуэтов и 2 полонеза.
Более трудные произведения Баха играют подготовленные пианисты в музыкальном училище. В основном это сюиты - циклы из нескольких пьес, близких друг другу по характеру. В них собраны танцы того времени - аллеманды, куранты, сарабанды, менуэты, гавоты, рондо.
Посмотрим сборники Моцарта и Бетховена - 6 вальсов, 6 немецких танцев, 7 народных танцев, 6 менуэтов, 6 экосезов, 3 немецких танца, менуэты, вальсы.
Много танцевальных пьес для детей написано и русскими композиторами - это и Прокофьев, и Шостакович, и Хачатурян, и тот же Кабалевский. В основном это вальсы, пляски, польки и галопы.
Крепко обосновался в музыкальной школе 2 "кит", уютно чувствует себя в компании маленьких музыкантов, помогает им стать большими.

300 ВАЛЬСОВ

Перейдем из музыкальной школы в концертный зал.
Около 200 лет назад, одновременно с Бетховеном, жил в Вене неизвестный и непризнанный музыкант. Он любил народную музыку и создал много сочинений - 600 песен, 300 вальсов и несколько маршей. В своем творчестве он опирался на всех 3 "китов".
В кругу друзей, а то и среди незнакомых людей, на вечеринках, в салонах и ресторанах он садился за фортепьяно и играл музыку для танцев, на ходу сочиняя ее. Танцующие награждали аплодисментами тапера, даже не подозревая, что перед ними сам автор музыки.
Лишь после смерти этот музыкант занял достойное место среди лучших композиторов мира. Имя этого музыканта, умершего в бедности в 32 года и похороненного рядом с Бетховеном - Шуберт.
Памятник на его могиле рассказывает о трагедии композитора: "Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт (1797-1828)".
Сегодня под музыку Шубертовских вальсов никто не танцует, но слушание этой музыки доставляет всем удовольствие. Особенность этих небольших фортепьянных пьес в том, что они не только танцевальные, но и певучие. Сам Шуберт утверждал, что клавиши под его пальцами начинали петь. Но прежде всего, пели не клавиши под его пальцами, а сама его музыка, под которую хочется и петь, и танцевать.
Но еще чаще, чем Шубертовские танцы, в концертных залах звучат танцы польского композитора Шопена.
Странно, что ни одного композитора не играют одновременно и хорошо, и плохо. Дело в том, что Шопена играют лучшие пианисты - в их исполнении Шопен звучит хорошо. Но нет ни одного любителя музыки, который едва научился играть на фортепьяно, чтобы он не ставил перед собой ноты Шопеновских вальсов. Тут Шопен и звучит плохо. Все любят Шопена, и каждому хочется, даже неумело и коряво, прикоснуться к его музыке.
Все произведения Шопена написаны для фортепьяно - сонаты, баллады, этюды, прелюдии, концерты, исполняемые вместе с оркестром, а также 17 вальсов, 16 полонезов и 58 мазурок.
Этим танцевальным пьесам и обязана музыка Шопена своей популярностью. Простые мотивы польской музыки, которую любил Шопен, превратились в украшенные звуковым кружевом фортепьянные мелодии.
Танцы Шопена еще дальше, чем Шубертовские, отошли от той музыки, под которую танцуют. Шопеновские мазурки, полонезы и вальсы - это музыкальные поэмы, разнообразные по выраженным чувствам. Мы слышим в них тоску по Родине (Шопен долго жил на чужбине), и отзвуки освободительной борьбы польского народа, нежность и драматизм, изящество и блеск. И в этих прекрасных мелодиях заключена привлекательность Шопеновской музыки.
В концертных залах, где выступают пианисты, мы услышим много танцевальных пьес - нет ни одного композитора, который не сочинял бы танцы. Это и Чайковский, и Григ, и Рахманинов, и Прокофьев.
Например, Скрябин - единственный композитор, который не написал ни одной песни, но и среди его сочинений мы найдем несколько полонезов, вальсов и мазурок, написанных под влиянием Шопена, его любимого композитора.

ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ 300, А ПОЧТИ 500

Попытаемся проникнуть в мир симфонической музыки, где мы недавно прислушивались, как звучат песни. Мы встретим здесь несложные танцы, превращенные руками композиторов в оркестровые пьесы. 1 место среди этих мастеров занимает австрийский композитор Штраус младший, прозванный королем вальсов. А был в свое время и еще один король вальсов - Штраус старший, его отец, автор 250 вальсов, полек и других танцев.
Отец и сын поделили 19 век - отец творил в 1 половине, сын во 2. Познавший не только славу, но и превратности судьбы музыканта, Штраус старший был против музыкальных занятий сына. Но Штраус младший пошел против воли отца и превзошел его по всем статьям - прожил на 30 лет дольше и сочинил не только вдвое больше танцев (почти 500), но и прославился как автор танцевальных оперетт.
Популярность увлекательных танцев Штрауса младшего была невероятна. Посмотрите фильм "Большой вальс" - там показано, как музыка Штрауса увлекала и закручивала в вихре вальса людей юных и почтенного возраста, бедных и богатых, готовых танцевать под музыку Штраусовских вальсов и способных слушать эту музыку.
Отец и сын оба были дирижерами, но если Штраус старший дирижировал на балах, то Штраус младший - в концертных залах. Он часто бывал в России и дирижировал не только легкой танцевальной музыкой, но и серьезными сочинениями Чайковского и других русских композиторов.
Однако ярче всего Штраус младший проявил себя как дирижер вальсов - тут его никто не мог превзойти. Его вальсы танцевали во дворцах и домах, на улицах и площадях. Вся Европа сходила с ума от Штраусовских венских вальсов. Трудно назвать другого композитора, который увлекал музыкой аристократов и одновременно был любимым композитором в широких кругах простого народа.
Еще и до сих пор на стенах концертных залов вы можете увидеть афиши "Вечер вальсов Штрауса". Эти вечера привлекают и любителей легкой музыки, и ценителей серьезного искусства. При упоминании имени Штрауса люди ждут чего-то яркого, радостного, увлекательного.
Но разве только Штраусовские вальсы, польки и галопы звучат в симфонических концертах? Многие слышали если не в концертах, то по радио или на дисках венгерские танцы Брамса, славянские танцы Дворжака, норвежские танцы Грига. Эти сочинения увлекают разнообразием танцевальных ритмов и красотой звучания. Талант и мастерство композиторов опираются на надежную основу - музыкально-танцевальное искусство разных народов.

ТАНЦЫ ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ ПРОСТО ТАНЦАМИ

И в музыкальной школе, и в концертных залах, где выступают солисты и оркестры, мы встречались с танцевальными пьесами, написанными для слушания, а не для того, чтобы под них танцевать. Но все-таки они остались отдельными танцами - менуэтами, вальсами, полонезами, польками.
Завоевав такие позиции во всех областях музыки, танец и на этом не остановился. Он проник в такую сложную форму музыки, как симфония. Одна из частей симфонии чаще всего написана в форме менуэта или вальса.
Менуэты встречались в западных симфониях, а вальсы в русских. Среди примеров такого рода можно назвать менуэты в симфониях Гайдна и Моцарта, вальсы в 5 и 6 симфониях Чайковского, в 5 симфонии Шостаковича и в 7 симфонии Прокофьева.
Но даже попав в симфонию, танец не перестал быть танцем. Менуэт или вальс из симфонии можно исполнить отдельно, и он прозвучит как самостоятельная пьеса в характере менуэта или вальса.
Композиторы сочиняют такие пьесы, которые не похожи на отдельные танцы, но пронизаны танцевальным характером. Быстрые танцы сменяются медленными, печальные звучат рядом с веселыми, танцы, похожие на песни, идут вслед за шуточно-игровыми танцами маршевого характера. К таким пьесам относятся венгерские рапсодии ЛИста, построенные из танцевальных мелодий венгерских цыган.
Иногда в основу сочинения положен определенный танец, но развит он так богато, что из него вырастает музыкальная поэма. Образцом такой поэмы может служить вальс-фантазия Глинки. Слушая эту красивую музыку, мы чувствуем, что композитор рассказывает о драматических событиях, развернувшихся на балу на фоне взволнованного вальса.
Как известно, в драме Лермонтова "Маскарад" тоже во время вальса разыгралась драматическая история - Арбенин из ревности отравил свою жену Нину. Композитор Глазунов, сочиняя музыку к "Маскараду", предложил в сцене бала исполнять вальс-фантазию - он почувствовал в музыке Глинки что-то близкое к Лермонтовской драме.
Но вальс к "Маскараду" все-таки появился. Он звучит по радио и телевидению, в концертных залах и на дисках. Многие хорошо знают и любят тревожную, насыщенную драматизмом и страстью музыку этого вальса, передающего атмосферу Лермонтовской драмы.
Кто же рискнул взяться за трудную задачу и решил ее? Этим смельчаком был известный композитор Хачатурян. Нет другого композитора, чья музыка так пронизана танцевальностью. Танцевальны не только его балеты "Гаянэ" и "Спартак", но и симфонии, рапсодии, концерты, фортепьянные пьесы.
Удивительно ли, что, сочиняя музыку к "Маскараду", Хачатурян создал увлекательный вальс, слушая который, никто не останется равнодушным?

ЗАГЛЯНЕМ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Мы попали на оперный спектакль. Опера выросла из песни, а не из танца, но на сцене танцуют - полонез, краковяк, вальс, мазурку. Это опера "Иван Сусанин". Мы с вами попали на польский акт, в котором Глинка изобразил шляхту, любившую пышные балы. Чтобы обрисовать шляхтичей, Глинка устроил в опере целый бал.
Любовь Глинки к танцам сказалась и в опере "Руслан и Людмила". Здесь нет целого танцевального акта, но танцевальные ритмы пронизывают 2 сцены этой оперы - в зАмке Наины и в волшебных садах Черномора. По красоте и разнообразию эти танцы не уступают танцам польского акта.
Такое количество танцев, как в "Сусанине" и "Руслане", встречается редко, но еще реже можно встретить оперу без танцев. Многие оперные танцы так популярны, что мы слышим их еще до того, как услышали всю оперу.
Например, многие знают вальс из "Евгения Онегина" Чайковского, а всей оперы не слышали. Так же обстоит дело и с половецкими плясками из оперы Бородина "Князь Игорь", и с полькой из оперы чешского композитора СмЕтаны "Проданная невеста".
А сейчас присмотримся к самой танцевальной из областей музыки - к балету.
Опера возникла от соединения песни с театром, а балет вырос от соединения танца с театром. И неизвестно, что мы любим в балетном искусстве больше - танцы или музыку. Балетная музыка остается музыкой, даже если мы ее слушаем в концертном зале, по радио или в записи, не видя самих танцев. А вот из танцев без музыки балета не получится - вне музыки танцы существовать не могут.
Музыка связана и с поэзией, и с прозой, и с драматургией, и с театром, и с живописью - но все эти искусства существуют самостоятельно и независимо от музыки. А танец без музыки существовать не может. И это не недостаток, а свойство, которое обогащает его - танец проникается музыкальностью, а музыка танцевальностью, и это танцевально-музыкальное искусство воздействует с двойной силой.
Поскольку балетная музыка существует и вне балета, наше знакомство с балетами, например, Чайковского начинается не в театре на представлении балетов, а в концертом зале, у приемника или перед магнитофоном, когда мы слушаем вальс из "Спящей красавицы", танец пастушков из "Щелкунчика" или танец маленьких лебедей из "Лебединого озера".
А кто не знает танец с саблями Хачатуряна, в музыке которого нарисована картина мужественной пляски горцев с обнаженными мечами? Самостоятельная ли это пьеса, или отрывок из более крупного произведения? Мало кто знает, что это танец из балета "Гаянэ", названного так по имени молодой армянки, главной героини балета.
Но из отдельных танцев балет не получится. Для этого нужна танцевальность, которая вырастает из танца, как песенность из песни. Например, мазурки, вальсы и полонезы Шопена превратились в музыкальные поэмы. А Глинка в вальсе-фантазии выстроил музыкальную драму.
Танцевальная музыка, помогающая артистам разыгрывать драматические сцены, сочетаясь с отдельными танцами и чередуясь с ними, создает в руках композитора и балетмейстера целое представление.
Отдельные танцы мало что могут выразить. А развитая танцевальность выражает в балете серьезные темы - от Шекспировской трагедии в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта" до темы революции в балете Асафьева "Пламя Парижа" и борьбы за освобождение Африки в балете Караева "Тропой грома".
Короче говоря, простая танцевальная музыка, как и песня, привела нас в разные области музыки - от небольших фортепьянных пьес до оперы и балета.
В любой из этих областей, как только мы услышим танцевальные ритмы и мелодии, музыка становится близкой и понятной, как и та, в которой мы слышим звучание песен.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Про трех "китов"
« Ответ #10 : 20 Июнь 2018, 15:22:11 »
КУДА ПОВЕДЕТ НАС МАРШ?

ТУРЕЦКИЙ БАРАБАН И ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КОЛОКОЛ

Кто не знает турецкий марш Моцарта - одного из прекрасных композиторов, живших на земле? Только танец маленьких лебедей Чайковского может соперничать с ним по своей популярности даже у малышей.
Но даже и взрослые не могут ответить на такие вопросы: что это за марш, откуда он, самостоятельная ли это пьеса или часть большого сочинения, и какое настоящее название этой пьесы?
Этот турецкий марш сочинен Моцартом как финальная часть одной из его фортепьянных сонат. Моцарт никогда не называл эту музыку турецким маршем, а только турецким рондо.
Название "марш" отражает характер этой музыки - изящной, упругой по мелодии и четкой по ритму. Это слово понятнее для слушателей, чем "рондо", которое указывает на то, что музыка основана на постоянном повторении одной и той же мелодии (рондо - это хоровод, круговой танец).
Когда Моцарт создавал эту музыку, в Европе впервые услышали турецкую музыку. В этой музыке часто использовался большой барабан, изобретенный в Турции. Шумные удары турецкого барабана Моцарт остроумно воспроизвел в своем турецком рондо.
Едва мы вступили на мост, именуемый маршем, как сразу же очутились в интересной области фортепьянной музыки, с которой познакомились, идя вслед за танцем. Но там были отдельные вальсы, мазурки, полонезы - а теперь мы встретились со сложной формой сонаты, состоящей, как симфония, из нескольких частей (соната - это симфония не для оркестра, а для отдельных инструментов).
Но прежде, чем расстаться с этой формой, к которой привел нас турецкий марш Моцарта, вспомним еще один известный марш, совсем другого настроения и содержания.
Постарайтесь вызвать в памяти печальные звуки, которые говорят, что проходит траурная процессия. Тяжелые медленные шаги и удары погребального колокола слышатся в этой волнующей музыке. Так звучит 1 часть. Вслед за ней возникает мажорная мелодия - светлый образ того, кого хоронят.
Всем знаком траурный марш Шопена. Но не все знают, что Шопен не предполагал, что этот марш будут играть на улицах и площадях духовые оркестры. Он сочинил этот марш как часть фортепьянной сонаты. А сонаты, как камерные произведения, предназначаются только для исполнения в концертных залах.
Как же случилось, что этот марш зажил широкой общенародной жизнью, стал достоянием большого числа людей, с которым невозможно сравнивать число посетителей концертов?
Ответ на этот вопрос можно найти в музыке марша. "Возникает чувство, что не смерть героя оплакивается, а пало целое поколение", - сказал друг Шопена, венгерский композитор ЛИст. А вот слова русского музыкального критика Стасова: "Знаменитый похоронный марш, единственный в своем роде, изображает шествие народа, убитого горем, при трагическом звоне колокола".
Не смерть одного человека и не горе близких людей воплотил Шопен в своем марше. Всю трагедию Польши и скорбь души, измученной мыслями о страданиях Родины, заставляет Шопен почувствовать в этой музыке.
Впервые траурный марш вышел из стен концертного зала и прозвучал на церемонии похорон в Париже. Хоронили великого польского музыканта Шопена.

ОПЯТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

В оперно-балетный театр приводили нас и песня, и танец. А теперь марш зовет нас заглянуть на самое начало оперного спектакля.
Свет в зале погас, а занавес оказался освещенным. Дирижер поднял палочку. Мы узнаем эту музыку с первого аккорда. Это яркий марш, быстрый и огненный, полный красивых мелодий. Едва он успел отзвучать, приходит новый марш, более размеренный и певучий.
Какой спектакль начинается этой увертюрой? "Кармен", опера французского композитора Бизе, одна из любимых и популярных опер в мире. Познакомившись с ней, Чайковский "воспламенился любовью" к этой чудесной опере.
Вот на какой интересный спектакль привел нас марш. На протяжении всей оперы мы услышим и тревожный марш контрабандистов, и веселый хор мальчиков, подражающих солдатам, не расстанемся и с маршами увертюры. Бравурный и жизнерадостный сопровождает корриду - бой быков. А гордый и самоуверенный превратится в арию тореадора.
Таким могучим оказался 3 "кит" - на нем покоится увертюра к знаменитой опере. Впрочем, кроме маршей, в конце увертюры есть нечто важное.

А КУДА ТЕПЕРЬ?

Отправившись за маршем, мы побывали в концертном зале, где исполнялись фортепьянные сонаты, прислушались к звучанию духового оркестра, зашли на оперный спектакль. В какую сторону царства музыки мы бы ни пошли - всюду услышим марши, не похожие один на другой.
Марши, как песни и танцы, различны по характеру, форме, мыслям и чувствам - изящный турецкий марш Моцарта, величественный траурный марш Шопена, жизнерадостные марши Бизе. Мы никогда их не спутаем, такие они разные.
Даже простые марши, которые мы слышим в повседневной жизни, отличаются друг от друга, но всегда подчинены определенным правилам - марш всегда пишется на 2, 4, 8 или 16, чтобы удобно было шагать. Идущие под музыку марша, написанного на 3, 5 или 9, будут сбиваться с ноги. Такая музыка не облегчит похода, а сделает его тяжелым, не поднимет настроения марширующих, а испортит его.
Но мы знаем и несколько исключений из этого правила. Например, написанная в начале войны мужественная патриотическая песня Александрова и Лебедева-Кумача "Священная война" звучит как марш - под нее шагали и солдаты, и партизаны. А написана она не на 2 или 4, а на 3. Но и в трехдольном движении она всё равно является маршем.
Марши отличаются и по характеру музыки, и по назначению. Строевые походные марши имеют скорость человеческого шага. Кавалерийские более быстрые, рассчитанные на рысь. Под торжественные марши не нужно шагать - при их исполнении происходят церемонии. Есть марши встречные, похоронные, спортивные.
Отличаются марши и тем, для кого они написаны. Услышав даже незнакомые марши, вы сразу определите, какой детский, какой взрослый, какой спортивный, а какой военный.
Но еще больше отличаются друг от друга концертные марши, которые звучат в симфониях, ораториях, операх и балетах. Эти марши отличаются от бытовых, как оперные и балетные танцы от народных и бальных. Каждый марш - это свой характер, свои черты.
Вот несколько известных примеров. "Так судьба стучится в дверь", - сказал Бетховен о мелодии из 4 звуков, с которой начинается его 5 симфония. Картины борьбы человека за счастье нарисованы в первых 3 частях. Победным маршем, утверждающим силу, красоту и благородство, звучит финал одного из лучших сочинений композитора.
Прислушайтесь к маршу в 3 части Патетической симфонии Чайковского - она была впервые исполнена под управлением композитора незадолго до его смерти.
В пьесах для начинающих музыкантов вы найдете марши у Баха, Шумана, Грига, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича. Марши звучат в исполнении певцов-солистов и целых хоров. С маршем вы встретитесь и в опере, и в балете, и в оперетте.
Короче говоря, из песни вырастает песенность, из танца танцевальность, а из марша - маршевость. Это важные качества музыки, которые дают о себе знать в любом произведении. Чем больше произведение и чем богаче его содержание, тем шире его форма и тем разнообразнее проявляются эти качества.

Оффлайн Миллисента

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 521
    • Просмотр профиля
Про трех "китов"
« Ответ #11 : 20 Июнь 2018, 16:58:13 »
"КИТЫ" ВСТРЕЧАЮТСЯ ВМЕСТЕ

КОРОЛЬ МАРШЕЙ

Между 3 "китами" нет непроходимых пропастей - они тесно связаны друг с другом. Песня, танец и марш рождены человеком, нужны человеку и выражают мысли и чувства человека.
Каждый из вас шагает, танцует, поет, но при этом не меняется. Во время танца вы начинаете подпевать движениям. А бывает и так - вы идете куда-нибудь, чуть-чуть подпрыгивая, и при этом что-то напеваете. Все 3 "кита" объединились в одном движении. Так бывает и в жизни, и в искусстве.
Например, "Смело, товарищи, в ногу" - это и песня, и марш. Мы ее и поем, и шагаем под нее.
"Вы жертвою пали в борьбе роковой" - тоже песня-марш, но не призывная, а печальная. И все-таки иногда приходится ее петь и шагать под нее.
Прислушаемся к песням-маршам, которые встречаются в жизни. И начнем с музыки Дунаевского - композитора, чьи песни пользуются любовью детей и взрослых. Их любят люди разных профессий и музыкальных вкусов.
Возьмем, например, песенку о веселом ветре Дунаевского и Лебедева-Кумача. Нет никого, кто бы ее не знал и не любил. Сколько хороших песен появилось за многие годы, а эта песня из кинофильма "Дети капитана Гранта" продолжает жить, не стареет, остается молодой и задорной. Вот какую песню-марш написал Дунаевский.
А теперь вспомним другие песни-марши Дунаевского - марш веселых ребят на стихи Лебедева-Кумача, вошедший в нашу жизнь тоже с киноэкрана, песня о Родине на стихи Лебедева-Кумача, которая впервые прозвучала в кинофильме "Цирк", марш энтузиастов на стихи Дактиля из фильма "Светлый путь", спортивный марш на стихи Лебедева-Кумача из фильма "Вратарь" и так далее.
Если слово "марш" отсутствует в названии песен, то композитор в начале музыки ставит указание "в темпе марша". Такое указание сделал он и в песне о Родине.
Маршевые песни Дунаевского различны по музыке, по настроению, по характеру, но в них преобладает одно свойство - они пронизаны любовью к человеку, мужественны, энергичны и озарены доброй улыбкой юности.
Если Штрауса называли королем вальсов, то Дунаевского можно смело назвать королем маршей.

ЧУДО-ТАНЕЦ

Что такое "Во саду ли, в огороде" или "Камаринская"? Это и песни, и танцы, каких много в народной музыке, поскольку пение в народе часто сопровождалось плясками. В Белоруссии это "Бульба", "Лявониха", "Крыжачок", в Украине "Ой, чия це хата", "Гречаники", в Польше мазурки, а во Франции бержеретты.
Танцевальные песни встречаются в современной музыке так же часто, как и в музыке прошлых времен. Но среди многочисленных форм танцевально-песенной музыки есть одна, которой принадлежит особое место.
Мы знаем песни - пляски, польки, краковяки, гопаки, фокстроты, блюзы, твисты. Но ни один танец не породил такого количества песен, как вальс. Это действительно чудо-танец.
Вальс появился как народный танец в Германии, Австрии и Чехии. Танцевали его в городах и деревнях, в незатейливой обстановке, где собирался простой народ. Танцевали вальс под звуки маленьких народных оркестров - 2, 3 или 4 музыканта. Уютно чувствовала себя музыка вальса в скромном исполнении.
В 18 веке вальс перебрался в богатые городские дома, проник в аристократические салоны и королевские дворцы. Заиграли вальс музыканты в камзолах, париках, шелковых чулках и ботинках с бантами. Появились профессора-балетмейстеры, и затанцевали вальс богачи и аристократы. Историки с юмором заметили, что вальс распространился по Европе, как эпидемия гонконгского гриппа.
Продолжая танцевать, люди стали прислушиваться к музыке вальса, получившего всеобщее распространение. Вальс обосновался на концертной эстраде, зазвучал в оркестре и почувствовал себя в симфонии не хуже, чем в танцевальном зале на балу или на сельской пирушке.
Потом вальс стали не только танцевать и слушать, но и запели его. Песни-вальсы создавались народными сочинителями и известными композиторами. Оперные арии в движении вальса сразу же становились популярными.
Вальсы стали петь под гитару, аккордеон, баян. Они звучат в сопровождении эстрадных и джазовых оркестров. Новые танцы появляются и исчезают - а вальс остается, продолжает жить и сегодня, и завтра, и послезавтра.
В любом месте, от школьной вечеринки до изысканного приема, обязательно танцуют вальс. Спросите себя, своих подруг и товарищей, какой танцевальный образ возникает на выпускном балу. Большинство ответят, что это школьный вальс.
На фоне вальса происходит знакомство Наташи с князем Андреем в "Войне и мире" Толстого, разыгрывается драма Нины в "Маскараде" Лермонтова, происходит встреча Ромео и Джульетты у Шекспира.
Песня-вальс и романс-вальс получили широкое распространение и в русской музыке. Вспомните народные песни "Позарастали стежки-дорожки", "Однозвучно гремит колокольчик", "Мой костер".
Вспомните Глинку - "В крови горит огонь желанья", Даргомыжского - "Мне минуло 16 лет", Чайковского - "Растворил я окно", "Средь шумного бала".
Не забудьте довоенную песню-вальс "Моя любимая" Блантера и Долматовского, ставшую популярной на фронте - своей лиричностью она напоминала бойцам о родном доме.
Не забудьте Дунаевского - "Школьный вальс" на стихи Матусовского, "Лунный вальс" на стихи Лебедева-Кумача, вальсы из кинофильмов и оперетт.
А сколько вальсов было написано в годы войны - "В лесу прифронтовом" Блантера и Исаковского, "Заветный камень" Мокроусова и Жарова, "В землянке" Листова и Суркова.
И до сих пор вальс - одна из любимых песенных форм, от эстрадной до детской песни. У того же Кабалевского есть вальсы - "Наш край" на стихи Пришельца, "Школьные годы" на стихи Долматовского.
А Колмановский и Евтушенко сочинили "Вальс о вальсе" - это специальная вальсообразная песня, которая подтверждает всеобщую любовь к вальсу.

СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО МАЛЬЧИКА

Мы увидели, как часто песня объединяется с танцем и маршем, и как образуются своеобразные формы музыки - песня-танец и песня-марш.
А теперь все 3 "кита" соединяются в одно целое или дополняют друг друга внутри одного сочинения. Речь пойдет о произведениях более сложных.
И взрослые, и дети знают и любят симфоническую сказку Прокофьева "Петя и волк".
Эту сказку композитор, любивший детей, написал для детского театра. Чтец читает ее небольшими отрывками, а оркестр изображает то, что рассказывается в сказке - как храбрый мальчик Петя поймал волка. В сказке также участвуют Петин дедушка, птичка, кошка, утка и охотники, у которых Петя перехватил добычу, хоть и был вооружен только веревкой, а охотники ружьями, из которых палили без толку.
Эту сказку Прокофьев написал не только для того, чтобы доставить удовольствие слушателям, но и чтобы научить их узнавать разные инструменты оркестра.
Каждое действующее лицо имеет свой инструмент. Дедушка изображен низким духовым инструментом фаготом, который всё время как бы сердится. Кошку изображает духовой инструмент кларнет, звучащий выше фагота, отрывисто и вкрадчиво. Утка и птичка - еще более высокие гобой и флейта. Гобой покрякивает, флейта посвистывает. Волк - страшно звучащая валторна, а охотники - все духовые вместе, да еще барабан в придачу, когда охотники поднимают пальбу.
А Петю Прокофьев изобразил при помощи струнных инструментов - скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Это одновременно и песня, как будто Петя что-то напевает, и танец, словно Петя подпрыгивает на ходу, и марш, так как походка Пети четкая и ритмичная. В конце сказки, когда ее участники ведут волка в зоопарк, звучит марш, который Прокофьев сделал из Петиной мелодии. Вот как в одном и том же образе встретились все 3 "кита".

А ТЕПЕРЬ, НАКОНЕЦ, И ОБ ОПЕРЕ

Что об опере уже написано? Наша беседа часто приводила нас в область оперы. Заговаривали о песне - не могли пройти мимо оперы, заходила речь о танце - вспоминали оперу, возникал разговор о марше - не удавалось миновать оперу. Но главное в опере - пение. Она родилась в Италии от слияния певческого искусства с театральным.
Первые оперные представления поражали необычностью - актеры вместо того, чтобы разговаривать, вдруг запели. Критики стали смеяться над новым искусством, доказывать, что это не искусство, а сплошная нелепость.
Но все-таки опера победила, распространилась среди всех народов. Успех нового искусства объясняется тем, что в нем объединились театр, музыка, пение, танец и живопись. Каждый может найти в нем то, что любит, что доставляет радость и отвечает духовным запросам.
В опере слились в одно целое все 3 "кита", так что между ними стали стираться грани, и 1 без 2 и без 3 они не в состоянии существовать.
Возьмем, например, оперу Бизе "Кармен". Увертюра к этой опере построена на 2 маршах. Да и вся опера построена на песнях, маршах и танцах испанского происхождения.
В конце увертюры, как только в последний раз отзвучала маршевая мелодия, после паузы начинается новая - тихая и печальная. Мелодия эта развивается вместе с развитием трагической судьбы Кармен.
Что это за мелодия? Это напев, который можно встретить в цыганских песнях - ведь Кармен цыганка.
Мелодия марша, прозвучавшего в увертюре, превращается в арию тореадора. 2 арии главной героини Бизе создал из испанских танцев сегидильи и хабанеры. А предсмертная ария выросла из печальной песни, завершающей увертюру. Одна ария Хосе основана на песне, а другая на марше.
Перечислять все песни, марши и танцы в "Кармен" - это значит перечислять все музыкальные номера оперы. Но послушайте эту оперу и обратите внимание на то, что она пронизана песенными, танцевальными и маршевыми ритмами. Надо обладать мастерством, чтобы опера оказалась произведением цельным и развивающимся, а не просто венком песен, танцев и маршей, как это иногда бывает в операх менее талантливых композиторов.
В операх, где нет ни песен, ни танцев, ни маршей (а это бывает редко), мы встретимся и с песенностью, и с танцевальностью, и с маршевостью. Песенность передает чувства задушевные, лирические и поэтичные, танцевальность помогает передать легкость, подвижность и игривость, а маршевость служит для передачи мужества, решительности и героизма.
Например, в опере Бородина "Князь Игорь" плач Ярославны звучит как песня, героическая ария князя в плену - как марш, а удалая ария Галицкого написана как пляска.
Хорошая музыка своим характером соответствует чувствам и мыслям, которые композитор хочет в этой музыке выразить. Старайтесь услышать и почувствовать ее характер - тогда музыка будет понятнее и интереснее.
Послушайте оперу Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже" и сравните характеры главных действующих лиц оперы.
Феврония - воплощение доброты, любви к людям, к народу, к своей Родине. Пение Февронии проникнуто народной песенностью. Мы как бы слышим сплошную, бесконечно льющуюся песню.
И совсем другое дело - пьяница Гришка Кутерьма. Попав в плен к татарам, он стал предателем - показал врагу путь к Китежу. Непростыми красками воплотил его Римский-Корсаков. Музыка Гришки соткана из песни-плача и пьяной пляски. Поэтому мы и жалеем Гришку, и осуждаем его.
Когда Феврония встречается с Гришкой, мы слышим, что встретились 2 разных человека - в спор вступили добро и зло.
А вот опера Шостаковича "Катерина Измайлова" по рассказу Лескова. Музыку Катерины композитор написал с сочувствием, рисуя ее как жертву диких нравов старой купеческой России. Поэтому образ Катерины звучит как лирическая песня, полная трагизма.
Наряду с этим, в опере много иронии и сатиры. Работники, прощаясь со своим хозяином, рады его отъезду и поют "зачем ты уезжаешь, хозяин" на мотив несерьезного вальса. Так композитор подчеркнул отношение работников к купцу, где не может быть любви. Свекор Катерины, вспоминая молодость, напевает мазурку. А городовых в участке Шостакович заставляет петь вальс со словами "наше жалованье скудно, брать же взятки очень трудно". Так танцевальность вошла в оперу, даже когда композитор не дал ни одной танцевальной сцены.
А теперь надо задать вопрос - откуда возникает в музыке то, в чем нет ни песенности, ни танцевальности, ни маршевости? Что лежит в основе такой музыки? Как она связана с 3 "китами"? Нет ли такого важного, без чего этих "китов" было бы недостаточно, чтобы музыка могла существовать, развиваться, рождать богатые и сложные формы?
Оказывается, какую бы большую роль ни играли в музыке песня, танец и марш - ими музыка еще не ограничивается. Так же, как дом держится на фундаменте, но не только из фундамента состоит. Фундамент связывает дом с почвой, на которой он держится. А песня, танец и марш связывают музыку с народными массами. Но не только из них состоит это здание.

 

Страница сгенерирована за 0.139 секунд. Запросов: 23.

Назад Наверх
 
   © 2024 Генрих Лиговский