МУЗЫКА ЛЕГКАЯ И СЕРЬЕЗНАЯ
2 ОШИБКИ
Попробуйте ответить на вопрос, какая музыка легкая, а какая серьезная? Возможно, это вам не удастся. Но все-таки давайте попробуем ответить.
Музыка, литература и другие виды искусства являются частью жизни человека. Поэтому в искусстве отражается всё, чем живет человечество. А что главное в человеческой жизни - серьезное или легкое?
Серьезное - это труд, занятия, мысли, чувства, дружба, любовь, радость, печаль, события в жизни человека и всего мира, борьба. Всё это служит источником серьезного искусства, является его содержанием и смыслом.
Но есть и легкое искусство - улыбка, смех, шутка, веселье, отдых, развлечение, юмористические рисунки, карикатуры, забавные рассказы, веселые стихи, развлекательные пьесы, фильмы, эстрадные представления. Но ни одно искусство не занимает такого места в играх и развлечениях в часы досуга, как музыка. Когда мы хотим развлечься после работы, повеселиться, собраться в клубе или дома на вечеринке - без музыки мы не можем ни танцевать, ни петь. Музыка создает праздничную атмосферу на спортивной площадке и в туристическом лагере.
Но не всякая музыка окажется здесь на месте. Захотелось танцевать - для этого нужна танцевальная музыка, но тут нам ни Бах, ни Бетховен, ни Глинка, ни Чайковский не помогут: в балетах и операх на эту музыку ставятся не те танцы, которые мы сегодня танцуем. А в походе или на прогулке захотелось петь - тут тоже ни Моцарт, ни Мусоргский не помогут: нужны специальные туристические песни, обязательно легкие, чтобы в пути легко пелись, и современные, чтобы каждое слово было понятно, а мелодия дышала нашим временем. Легкая музыка, молодая, жизнерадостная и упругая, нужна в любом концерте, где без нее окажутся скучными любые номера эстрадного искусства.
Джаз - сравнительно новая область легкой музыки. Выйдя из афро-американской песенности, джаз оторвался от своего народного источника и в разных странах приобрел свою окраску. Джаз подчинил себе легкую танцевальную музыку. Как музыка вальса из танцевальной перешла в симфоническую, так и джаз иногда пытается войти в концертные программы серьезной музыки.
Но самая богатая и развитая форма легкой музыки - оперетта. Главное в оперетте, ее душу и составляет веселая, легкая и жизнерадостная музыка.
Вот как много причин, объясняющих распространение легкой музыки. Отражая легкие стороны жизни в общедоступной форме, она не всегда содержит в себе мысли и чувства. Поэтому для того, чтобы ее воспринять, не требуется напряжения душевных сил. Развлекательность, ритмичность, красота и легкость - основные качества этой музыки, которую может слушать, петь, и под которую может танцевать практически каждый человек. В этой доступности и есть достоинство легкой музыки.
И все-таки народная мудрость говорит, что недостатки - продолжение достоинств. Люди, встречаясь с легкой музыкой, думают, что это и есть лучшее, даже не догадываясь, что любая другая музыка - самое настоящее музыкальное искусство. Как избежать этой ошибки? Подойдем к вопросу с другой стороны - ведь иногда встречаются и обратные случаи: человек, любящий серьезное, великое искусство, пренебрежительно относится к легкой музыке. Это тоже плохо - ограниченность обедняет человека. В качестве примера можно привести комедию Ивановского
"Антон Иванович сердится" по мотивам Ильфа и Петрова с музыкой Кабалевского. Но такая крайность встречается редко - человек, знающий и любящий серьезную музыку, обычно понимает толк и в легкой развлекательной.
"АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ"Профессор консерватории Антон Иванович Воронов (актер Коновалов) - органист, приверженец классической музыки, враг современного музыкального искусства. Он даже прекратил общение с коллегой, который видел в его дочери Симочке (актриса Целиковская) звезду оперетты. И тут Антон Иванович узнаёт о том, что молодой композитор Мухин (актер Кадочников) имеет наглость писать фокстроты и оперетты.
Симочке было запрещено общаться с композитором, но она, в тайне от отца, согласилась петь в оперетте, написанной Мухиным. Когда стало ясно, что Симочка будет петь, и помешать этому нельзя, Антон Иванович, узнав о премьере, лично присутствовал на триумфе дочери на сцене театра оперетты, вернувшись домой в тяжелом состоянии.
Антон Иванович видит во сне своего кумира Баха (актер Гардин) - величайшего композитора всех времен и народов. Даже Бетховен склонял перед ним свою львиную голову. Бах означает по-немецки ручей. "Не ручьем, а морем надо его называть", - говорил Бетховен о своем предшественнике.
Бах выходит из портрета и, покачивая головой, покрытой белым париком, со смехом говорит Антону Ивановичу, что писать оратории, кантаты и хоралы на церковные темы скучно, а его заветной мечтой было написать какой-нибудь веселый танец. Потом Бах заявляет, что Антон Иванович - не столько серьезный, сколько скучный музыкант, упрямый, как осел.
После такого сна Антон Иванович смиряется с выбором Симочки, с ее репертуаром, с ее женихом Мухиным, и даже принимает участие как органист в премьере оратории Мухина.
Конечно, помог этому серьезный разговор о легкой музыке с Бахом, но помогла и Симочка. Она серьезно отнеслась к выступлению в театре оперетты и проявила при этом вкус и мастерство, так что Антон Иванович почувствовал, что даже легкую музыку надо исполнять серьезно. Помог и молодой композитор - слушая его веселую танцевальную музыку, Антон Иванович понял, что легкая музыка тоже настоящая, если композитор серьезный музыкант со вкусом и мастерством.
Вот какая невероятная история, с легкой руки Ильфа и Петрова, произошла с профессором Антоном Ивановичем Вороновым.
КОФЕЙНАЯ КАНТАТА
Несмотря на то, что комедия
"Антон Иванович сердится" впервые вышла на экран еще до войны, ее и сегодня часто можно увидеть на экранах. Дело в том, что спор о легкой и серьезной музыке до сих пор не затихает среди молодежи, а переданный в форме музыкальной комедии, становится еще более наглядным и понятным.
Бах был введен в фильм между Антоном Ивановичем и Симочкой не случайно - он учит нас отношению к серьезной и легкой музыке. Он был серьезным, но не был скучным музыкантом. Он любил сочинять веселую легкую музыку, хотя и понимал, что не только из нее состоит искусство, как жизнь человека состоит не только из одних шуток - кроме того, он и к легкой музыке относился серьезно, не снижая своего вкуса.
Но в разговоре с Антоном Ивановичем все-таки Бах пощадил бедного профессора, побоялся его поразить и, говоря о своей симпатии к веселой музыке, утаил от него, что сам тоже написал оперетту (хотя вполне возможно, что Ильф и Петров об этом знали). Правда, тогда такого жанра еще не существовало, поэтому у Баха это не оперетта, а кантата - сочинение для солистов, хора и оркестра (хотя в наше время ее ставят именно как оперетту). Называется она
"Кофейная".
Это произведение Бах написал в качестве рекламы по заказу кофейного дома. В то время кофе считался новшеством и служил предметом раздоров между стариками и молодежью. Бах интересовался всем, что вокруг него происходило, и даже к кофейным спорам не остался безучастным. Посещение кофейных домов напоминало посещение клубов в наше время. Тогда многие с недоверием относились к новому напитку и предпочитали традиционное пиво. Продажа кофе облагалась налогами, а кое-где вообще была запрещена. Владелец кофейни, заказывая Баху произведение о кофе, хотел популяризировать этот напиток.
Содержание кантаты незатейливо, но забавно:
1 часть (речитатив рассказчика) - предисловие.
2 часть (ария Стародума) - строгий и угрюмый господин Стародум недолюбливает кофе, а его дочь Лизетта - наоборот, увлекается этим напитком.
3 часть (речитатив Стародума и Лизетты) - Стародум возмущен поведением дочери, которая отказывается выполнить приказание отца, запретившего ей пить кофе.
4 часть (ария Лизетты) - "Папаша", - взывает она к Стародуму, - "будьте же добрей. Я трижды в сутки по маленькой чашке кофе пить должна, не то костлявой буду я, как пересохшее жаркое".
5 часть (речитатив Стародума и Лизетты) - Стародум пытается воздействовать на строптивую Лизетту, запрещает ей гулять, не пускает ее в гости. "И пусть, зато я кофе не лишусь", - слышит он в ответ.
6 часть (ария Стародума) - угрозы становятся всё страшней: "Останешься без модного кринолина, ни с кем из знакомых не будешь говорить, нарядной ленты для чепца не получишь", - но ничего не помогает.
7 часть (речитатив Стародума и Лизетты) - Стародум произносит самую жестокую угрозу: "Вовек ты не получишь мужа".
8 часть (ария Лизетты) - Лизетта не выдержала: "О, кофе, сахар и печенье, простите вы - ни чашки больше в рот". Стародум готов торжествовать победу.
9 часть (речитатив рассказчика) - это торжество оказалось преждевременным: Лизетта распускает слух, что выйдет замуж только за того, кто позволит ей пить кофе.
10 часть (финальное трио) - "Привыкла кошка мышь ловить, девицы выпить кофе рады", - поется в последней части кантаты, и выговор получает не Лизетта, а сам господин Стародум: "Бранить папаше дочь не надо никогда".
Вот каким весельчаком был великий Бах. А некоторые чудаки по незнанию представляют его себе музыкантом скучным, непонятным, не знающим, что такое улыбка и шутка. Интересно, что случилось бы с Антоном Ивановичем, если бы он узнал, что Бах вмешался в спор и стал на сторону Лизетты - впрочем, и в споре Антона Ивановича с Симочкой Бах тоже не был на стороне папаши.
Вот ее полный сценарий в переводе с английского.
Речитатив рассказчика.
Прекратите разговоры, молчите и слушайте: вот господин Стародум, а вот его дочь Лизетта; он ревет, как бешеный медведь: послушайте сами, что она с ним делает!
Ария Стародума.
С такими детьми проблем не оберешься! Всё, что я ни говорю каждый день своей дочери Лизетте, никак на нее не действует.
Речитатив Стародума и Лизетты.
Стародум: Упрямая ты девчонка! Ну, когда же ты, наконец, послушаешь меня и перестанешь пить кофе?
Лизетта: Папаша, не сердись! Если я не буду 3 раза в день пить по маленькой чашечке кофе, то превращусь в пережаренную котлету.
Ария Лизетты.
Какой сладкий кофе! Приятнее тысячи поцелуев, нежнее вина. Мне нужен только кофе. Если хотите меня обрадовать, принесите кофе в подарок!
Речитатив Стародума и Лизетты.
Стародум: Если не перестанешь пить кофе, не будет тебе никаких праздников, и даже простых прогулок.
Лизетта: Ничего страшного. Оставь кофе в покое.
Стародум: Эх, ты, маленькая обезьянка! Я не куплю тебе модное платье из китового уса.
Лизетта: Вполне согласна.
Стародум: Не подходи к окну и не засматривайся на прохожих!
Лизетта: Ладно, только успокойся и не обращай внимания на кофе.
Стародум: Ты не получишь от меня ни золотых, ни серебряных лент для чепца.
Лизетта: Хорошо, только не лишай меня удовольствия.
Стародум: Упрямая Лизетта, что ты мне на это скажешь?
Ария Стародума.
Упрямых девчонок очень трудно уговорить. Но если найти слабое место, это хорошо может подействовать.
Речитатив Стародума и Лизетты.
Стародум: Делай, что отец говорит!
Лизетта: Всё, кроме кофе.
Стародум: Хорошо! Ты никогда не получишь от меня благословения, если захочешь выйти замуж.
Лизетта: Да, папаша, замуж.
Стародум: Клянусь, что этого никогда не произойдет.
Лизетта: Пока я не откажусь от кофе? Ладно! Пусть кофе отдохнет. Послушай, папаша, я больше не буду его пить.
Стародум: Наконец-то!
Ария Лизетты.
Пусть сегодня, дорогой папаша, всё и произойдет! Я выйду замуж! Это как раз то, что мне нужно! Только бы поскорее, и я, наконец, вместо кофе получу перед сном настоящего возлюбленного!
Речитатив рассказчика.
Стародум ходит и размышляет, как бы сделать так, чтобы его дочь Лизетта поскорее вышла замуж; но Лизетта потихоньку распускает слух: никто не зайдет ко мне в дом, пока сам не пообещает мне и не внесет это в брачный контракт, что мне разрешается варить кофе, когда угодно.
Трио Лизетты, рассказчика и Стародума.
Кошки не могут не ловить мышей, а женщины остаются сестрами по кофе. Если мать уважает эту свою привычку, и бабушка тоже пьет кофе, зачем ругать дочерей?
ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
Беседуя с Антоном Ивановичем из золотой рамы, Бах одновременно беседовал и со множеством зрителей, помогая им разбираться в сложных музыкальных вопросах, ответ на которые найти не так просто, как кажется. Если вы не видели
этого фильма - обязательно посмотрите. Самое главное в нем то, что всякая музыка - и серьезная, и легкая - обязательно должна быть хорошей.
Между легкой и серьезной музыкой нет непроходимой пропасти - они существуют рядом, сплетаются одна с другой и переходят друг в друга, как радость и горе, смех и слезы в жизни человека. Поэтому в
трагической опере Верди "Риголетто" может звучать легкомысленная песенка герцога, а в карнавальное веселье
итальянского каприччио Чайковского может попасть печальная мелодия, отразившая тот факт, что композитор получил известие о смерти отца.
Легкая и серьезная музыка сплетается так же, как и всё в жизни. А непроходимую пропасть надо искать не между легким и серьезным, а между хорошим и плохим. И незачем думать, что серьезная музыка первосортная, а легкая второсортная - или наоборот. Обе должны быть первосортными. Обычно люди, знающие серьезную музыку, понимают толк и в легкой развлекательной, умеют отличить хорошее от плохого. А тот, кто не знает никакой музыки, кроме легкой, даже в узком развлекательном мире никак не может разобраться, что хорошо, а что плохо.
Известно, что музыка - крылья песни, и даже стихи Пушкина не поднимутся в песенный полет на слабых крыльях. А все-таки летают песни, плохие и по словам, и по музыке - то есть с хилыми немощными крыльями. Как это понять? Возможно, в них привлекательны слова, несмотря на плохую музыку. Или же мелодия увлекает, так что плохие слова остаются незамеченными. А когда и слова, и мелодия не очень хороши - бывает, что по теме и сюжету песня желанна и нужна. Но жизнь таких песен не очень долговечна - от хороших песен они отличаются тем же, чем курица от орла. Тем, кто требует немногого, и куриный полет может показаться настоящим - оторвалась от земли и взлетела. А те, кто смотрят с высокой позиции, уже научились отличать хорошее от плохого и курицу с орлом не спутают.
И это касается не только песен. Игру на гитаре можно услышать повсюду - и на вечеринке, и на туристических тропах, и во дворе. Но гитара способна не только очаровывать изяществом звучания песен, а еще и волновать передачей содержательных произведений великих композиторов.
А неумелое выдавливание беспорядочных звуков из саксофонов, труб и тромбонов, которое выдается за современную модную джазовую музыку, стоит далеко от всякой музыки вообще.
Классическая музыка дает человеку больше, чем эстрадные песни и джаз, но человек должен слушать и то, и другое - надо веселиться, а то скучно будет в мире. Поэтому, если мы назовем серьезное в жизни и в искусстве делом, а легкое потехой, то лучше всего определить наше отношение к жизни и к искусству пословицей "Делу время, потехе час".
СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ!
Обосновавшись на спинах 3 "китов" - песни, танца и марша, мы по волшебным мостам вошли в большой мир музыки. Там мы встретились с композиторами всех времен и народов, услышали простые песни, сложенные народными умельцами, и оперные произведения, созданные мастерами искусства, небольшие фортепьянные пьесы, симфонии для оркестра и оратории для хора и солистов, музыку серьезную и легкую. Мы встретились с музыкантами и художниками, писателями и поэтами, актерами и режиссерами, научились слушать живопись и смотреть музыку. Мы задумались над тем, что все искусства связаны друг с другом - они вырастают на одной и той же почве, которая называется жизнь. И всё время мы убеждались в том, что самое важное в искусстве - чувства и мысли человека, его поступки и мечты, радости и печали.
А где сейчас мальчик, который терпеть не может музыку - идет ли вместе с нами; знакомится ли с творениями народных мастеров, музыкантов прошлого и наших современников; старается ли слушать музыку, которая окружает нас; понял ли, что музыка существует не только для того, чтобы доставлять удовольствие и развлекать, но и познать мир, понять жизнь, людей и себя; почувствовал ли, что музыка и все другие искусства существуют, чтобы, как сказал Маршак, "добрым был наш ум, а сердце умным было"? Понял ли он, что, если проживет, не ощутив красоты и силы искусства Моцарта, Бетховена, Шопена, Чайковского и Прокофьева, эти музыканты не станут ни меньше, ни хуже, но он сам не станет ни больше, ни лучше, а наоборот, многое потеряет.
Но вряд ли с ним такое может случиться - в нем, как и во всех людях, есть интерес к новому и прекрасному. И этот интерес пробудится и расцветет - просто он никогда не задумывался над этим, не вслушивался в музыку, не всматривался в картины и не вчитывался в книги.
Вы заметили, что наш разговор становился серьезнее, а музыка сложнее? Сложнее становились и вопросы, на которые мы старались найти ответы. Образно выражаясь, мы шли от берега и добрались до открытого моря. Теперь плывите вперед и не бойтесь - впереди вас ждет много нового, интересного и увлекательного.
Счастливого плавания!