КУДА ПОВЕДЕТ НАС ТАНЕЦ?
ТАНЦУЮЩИЙ СКРИПАЧ
Если мы пойдем за танцем, как за песней, то обнаружим, что в руках у нас уже второй "сезам". Танец откроет ворота любой области музыки - от небольшой фортепьянной пьесы до симфонии, оперы и балета.
Танцевальная музыка, как и песни, сочинялась безвестными творцами из народа. Танец был связан с песней, с ее музыкой и текстом.
Когда танцевальная музыка стала независимой от песни, ее стали сочинять специально для танцев. Без нее не обходился ни один праздник. Танцы, как и песни, вошли в повседневную жизнь людей.
Танцы были разными, в зависимости от того, кто и где их танцевал. Одно дело при дворе - и совсем другое на деревенской площади, где собиралась беднота.
Русская императрица Елизавета любила музыкальные балы и другие развлечения. Процессия в разнообразных костюмах, с музыкальными инструментами в руках, двигалась по всем помещениям дворца. А впереди скрипач. Он не только играл на скрипке танцевальные мотивы, но и сам танцевал, воодушевляя двигающихся за ним гостей.
Танцы придворных вельмож и по музыке, и по движениям отличались от танцев, украшавших жизнь народа.
Вот до чего доходило стремление не допустить в благородное общество простонародную музыку.
Глядя на скромную сарабанду, которую танцуют в
"Спящей красавице" Чайковского, трудно поверить, что этот латиноамериканский танец, распространившийся по Европе через Испанию, подвергался гонениям. За исполнение этого танца в 16 веке женщин выгоняли из Испании, а мужчин наказывали плетьми и отправляли на галеры. А в России при императоре Павле было запрещено вальсировать.
Есть в
"Пиковой даме" Чайковского любопытная сцена. Собрались к Лизе подруги. Сперва с Полиной Лиза поет дуэт "Уж вечер, облаков померкнули края". Потом Полина, аккомпанируя себе на клавесине, спела печальный романс. И вдруг, забыв о правилах хорошего тона (Лиза - воспитанница старой графини) девушки пустились в пляс. Вбегает гувернантка: "Мадемуазель, что у вас за шум? Графиня сердится. Не стыдно ли вам плясать по-русски? Барышням вашего круга надо приличия знать".
Но народные танцы, несмотря на запреты и гонения, пробивали дорогу повсюду, не останавливаясь перед воротами дворцов и перед дверями особняков.
Впоследствии композиторы начали приспосабливать народные танцы для исполнения на разных инструментах, ансамблями и оркестрами, и стали сочинять свои собственные. Так появилась танцевальная музыка, которая звучала не только на танцах, но и в концертах, напоминая о танцевальном веселье. Эта музыка писалась всеми композиторами и проникла во все жанры и формы музыки.
УРОК В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Зайдем сперва в музыкальную школу. Это царство детской музыки - за каждой дверью искусство и труд. Труд этот радостен, как искусство, и серьезен, как любой труд человека. Малыши, в ручках которых даже маленькая скрипка кажется настоящим инструментом, как большая у взрослых, понимают, что на этой скрипке надо заниматься.
Малыши учатся играть на разных инструментах народную, классическую и современную музыку. И в каждом сборнике для маленьких музыкантов мы найдем несколько танцев.
Вот альбом пьес Баха, без которого не обходится ни один начинающий пианист. Там 8 танцев - 6 менуэтов и 2 полонеза.
Более трудные произведения Баха играют подготовленные пианисты в музыкальном училище. В основном это сюиты - циклы из нескольких пьес, близких друг другу по характеру. В них собраны танцы того времени - аллеманды, куранты, сарабанды, менуэты, гавоты, рондо.
Посмотрим сборники Моцарта и Бетховена - 6 вальсов,
6 немецких танцев, 7 народных танцев, 6 менуэтов,
6 экосезов,
3 немецких танца, менуэты, вальсы.
Много танцевальных пьес для детей написано и русскими композиторами - это и Прокофьев, и Шостакович, и Хачатурян, и тот же Кабалевский. В основном это вальсы, пляски, польки и галопы.
Крепко обосновался в музыкальной школе 2 "кит", уютно чувствует себя в компании маленьких музыкантов, помогает им стать большими.
300 ВАЛЬСОВ
Перейдем из музыкальной школы в концертный зал.
Около 200 лет назад, одновременно с Бетховеном, жил в Вене неизвестный и непризнанный музыкант. Он любил народную музыку и создал много сочинений - 600 песен, 300 вальсов и несколько маршей. В своем творчестве он опирался на всех 3 "китов".
В кругу друзей, а то и среди незнакомых людей, на вечеринках, в салонах и ресторанах он садился за фортепьяно и играл музыку для танцев, на ходу сочиняя ее. Танцующие награждали аплодисментами тапера, даже не подозревая, что перед ними сам автор музыки.
Лишь после смерти этот музыкант занял достойное место среди лучших композиторов мира. Имя этого музыканта, умершего в бедности в 32 года и похороненного рядом с Бетховеном - Шуберт.
Памятник на его могиле рассказывает о трагедии композитора: "Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт (1797-1828)".
Сегодня под музыку
Шубертовских вальсов никто не танцует, но слушание этой музыки доставляет всем удовольствие. Особенность этих небольших фортепьянных пьес в том, что они не только танцевальные, но и певучие. Сам Шуберт утверждал, что клавиши под его пальцами начинали петь. Но прежде всего, пели не клавиши под его пальцами, а сама его музыка, под которую хочется и петь, и танцевать.
Но еще чаще, чем Шубертовские танцы, в концертных залах звучат танцы польского композитора Шопена.
Странно, что ни одного композитора не играют одновременно и хорошо, и плохо. Дело в том, что Шопена играют лучшие пианисты - в их исполнении Шопен звучит хорошо. Но нет ни одного любителя музыки, который едва научился играть на фортепьяно, чтобы он не ставил перед собой ноты Шопеновских вальсов. Тут Шопен и звучит плохо. Все любят Шопена, и каждому хочется, даже неумело и коряво, прикоснуться к его музыке.
Все произведения Шопена написаны для фортепьяно - сонаты, баллады, этюды, прелюдии, концерты, исполняемые вместе с оркестром, а также
17 вальсов, 16 полонезов и 58 мазурок.
Этим танцевальным пьесам и обязана музыка Шопена своей популярностью. Простые мотивы польской музыки, которую любил Шопен, превратились в украшенные звуковым кружевом фортепьянные мелодии.
Танцы Шопена еще дальше, чем Шубертовские, отошли от той музыки, под которую танцуют. Шопеновские мазурки, полонезы и вальсы - это музыкальные поэмы, разнообразные по выраженным чувствам. Мы слышим в них тоску по Родине (Шопен долго жил на чужбине), и отзвуки освободительной борьбы польского народа, нежность и драматизм, изящество и блеск. И в этих прекрасных мелодиях заключена привлекательность Шопеновской музыки.
В концертных залах, где выступают пианисты, мы услышим много танцевальных пьес - нет ни одного композитора, который не сочинял бы танцы. Это и Чайковский, и Григ,
и Рахманинов, и Прокофьев.
Например, Скрябин - единственный композитор, который не написал ни одной песни, но и среди его сочинений мы найдем несколько полонезов, вальсов и мазурок, написанных под влиянием Шопена, его любимого композитора.
ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ 300, А ПОЧТИ 500
Попытаемся проникнуть в мир симфонической музыки, где мы недавно прислушивались, как звучат песни. Мы встретим здесь несложные танцы, превращенные руками композиторов в оркестровые пьесы. 1 место среди этих мастеров занимает австрийский композитор Штраус младший, прозванный королем вальсов. А был в свое время и еще один король вальсов - Штраус старший, его отец, автор 250 вальсов, полек и других танцев.
Отец и сын поделили 19 век - отец творил в 1 половине, сын во 2. Познавший не только славу, но и превратности судьбы музыканта, Штраус старший был против музыкальных занятий сына. Но Штраус младший пошел против воли отца и превзошел его по всем статьям - прожил на 30 лет дольше и сочинил не только вдвое больше танцев (почти 500), но и прославился как автор танцевальных оперетт.
Популярность увлекательных танцев Штрауса младшего была невероятна. Посмотрите фильм "Большой вальс" - там показано, как музыка Штрауса увлекала и закручивала в вихре вальса людей юных и почтенного возраста, бедных и богатых, готовых танцевать под музыку Штраусовских вальсов и способных слушать эту музыку.
Отец и сын оба были дирижерами, но если Штраус старший дирижировал на балах, то Штраус младший - в концертных залах. Он часто бывал в России и дирижировал не только легкой танцевальной музыкой, но и серьезными сочинениями Чайковского и других русских композиторов.
Однако ярче всего Штраус младший проявил себя как дирижер вальсов - тут его никто не мог превзойти. Его вальсы танцевали во дворцах и домах, на улицах и площадях. Вся Европа сходила с ума от Штраусовских венских вальсов. Трудно назвать другого композитора, который увлекал музыкой аристократов и одновременно был любимым композитором в широких кругах простого народа.
Еще и до сих пор на стенах концертных залов вы можете увидеть афиши
"Вечер вальсов Штрауса". Эти вечера привлекают и любителей легкой музыки, и ценителей серьезного искусства. При упоминании имени Штрауса люди ждут чего-то яркого, радостного, увлекательного.
Но разве только Штраусовские вальсы, польки и галопы звучат в симфонических концертах? Многие слышали если не в концертах, то по радио или на дисках
венгерские танцы Брамса,
славянские танцы Дворжака,
норвежские танцы Грига. Эти сочинения увлекают разнообразием танцевальных ритмов и красотой звучания. Талант и мастерство композиторов опираются на надежную основу - музыкально-танцевальное искусство разных народов.
ТАНЦЫ ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ ПРОСТО ТАНЦАМИ
И в музыкальной школе, и в концертных залах, где выступают солисты и оркестры, мы встречались с танцевальными пьесами, написанными для слушания, а не для того, чтобы под них танцевать. Но все-таки они остались отдельными танцами - менуэтами, вальсами, полонезами, польками.
Завоевав такие позиции во всех областях музыки, танец и на этом не остановился. Он проник в такую сложную форму музыки, как симфония. Одна из частей симфонии чаще всего написана в форме менуэта или вальса.
Менуэты встречались в западных симфониях, а вальсы в русских. Среди примеров такого рода можно назвать менуэты в симфониях Гайдна и Моцарта,
вальсы в 5 и
6 симфониях Чайковского, в
5 симфонии Шостаковича и в
7 симфонии Прокофьева.
Но даже попав в симфонию, танец не перестал быть танцем. Менуэт или вальс из симфонии можно исполнить отдельно, и он прозвучит как самостоятельная пьеса в характере менуэта или вальса.
Композиторы сочиняют такие пьесы, которые не похожи на отдельные танцы, но пронизаны танцевальным характером. Быстрые танцы сменяются медленными, печальные звучат рядом с веселыми, танцы, похожие на песни, идут вслед за шуточно-игровыми танцами маршевого характера. К таким пьесам относятся
венгерские рапсодии ЛИста, построенные из танцевальных мелодий венгерских цыган.
Иногда в основу сочинения положен определенный танец, но развит он так богато, что из него вырастает музыкальная поэма. Образцом такой поэмы может служить
вальс-фантазия Глинки. Слушая эту красивую музыку, мы чувствуем, что композитор рассказывает о драматических событиях, развернувшихся на балу на фоне взволнованного вальса.
Как известно, в драме Лермонтова "Маскарад" тоже во время вальса разыгралась драматическая история - Арбенин из ревности отравил свою жену Нину. Композитор Глазунов, сочиняя музыку к "Маскараду", предложил в сцене бала исполнять вальс-фантазию - он почувствовал в музыке Глинки что-то близкое к Лермонтовской драме.
Но
вальс к "Маскараду" все-таки появился. Он звучит по радио и телевидению, в концертных залах и на дисках. Многие хорошо знают и любят тревожную, насыщенную драматизмом и страстью музыку этого вальса, передающего атмосферу Лермонтовской драмы.
Кто же рискнул взяться за трудную задачу и решил ее? Этим смельчаком был известный композитор Хачатурян. Нет другого композитора, чья музыка так пронизана танцевальностью. Танцевальны не только его балеты "Гаянэ" и "Спартак", но и симфонии, рапсодии, концерты, фортепьянные пьесы.
Удивительно ли, что, сочиняя музыку к "Маскараду", Хачатурян создал увлекательный вальс, слушая который, никто не останется равнодушным?
ЗАГЛЯНЕМ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
Мы попали на оперный спектакль. Опера выросла из песни, а не из танца, но на сцене танцуют - полонез, краковяк, вальс, мазурку. Это опера "Иван Сусанин". Мы с вами попали на
польский акт, в котором Глинка изобразил шляхту, любившую пышные балы. Чтобы обрисовать шляхтичей, Глинка устроил в опере целый бал.
Любовь Глинки к танцам сказалась и в опере "Руслан и Людмила". Здесь нет целого танцевального акта, но танцевальные ритмы пронизывают 2 сцены этой оперы -
в зАмке Наины и
в волшебных садах Черномора. По красоте и разнообразию эти танцы не уступают танцам польского акта.
Такое количество танцев, как в "Сусанине" и "Руслане", встречается редко, но еще реже можно встретить оперу без танцев. Многие оперные танцы так популярны, что мы слышим их еще до того, как услышали всю оперу.
Например, многие знают
вальс из "Евгения Онегина" Чайковского, а всей оперы не слышали. Так же обстоит дело и с
половецкими плясками из оперы Бородина "Князь Игорь", и с
полькой из оперы чешского композитора СмЕтаны "Проданная невеста".
А сейчас присмотримся к самой танцевальной из областей музыки - к балету.
Опера возникла от соединения песни с театром, а балет вырос от соединения танца с театром. И неизвестно, что мы любим в балетном искусстве больше - танцы или музыку. Балетная музыка остается музыкой, даже если мы ее слушаем в концертном зале, по радио или в записи, не видя самих танцев. А вот из танцев без музыки балета не получится - вне музыки танцы существовать не могут.
Музыка связана и с поэзией, и с прозой, и с драматургией, и с театром, и с живописью - но все эти искусства существуют самостоятельно и независимо от музыки. А танец без музыки существовать не может. И это не недостаток, а свойство, которое обогащает его - танец проникается музыкальностью, а музыка танцевальностью, и это танцевально-музыкальное искусство воздействует с двойной силой.
Поскольку балетная музыка существует и вне балета, наше знакомство с балетами, например, Чайковского начинается не в театре на представлении балетов, а в концертом зале, у приемника или перед магнитофоном, когда мы слушаем
вальс из "Спящей красавицы",
танец пастушков из "Щелкунчика" или
танец маленьких лебедей из "Лебединого озера".
А кто не знает
танец с саблями Хачатуряна, в музыке которого нарисована картина мужественной пляски горцев с обнаженными мечами? Самостоятельная ли это пьеса, или отрывок из более крупного произведения? Мало кто знает, что это танец из балета "Гаянэ", названного так по имени молодой армянки, главной героини балета.
Но из отдельных танцев балет не получится. Для этого нужна танцевальность, которая вырастает из танца, как песенность из песни. Например, мазурки, вальсы и полонезы Шопена превратились в музыкальные поэмы. А Глинка в вальсе-фантазии выстроил музыкальную драму.
Танцевальная музыка, помогающая артистам разыгрывать драматические сцены, сочетаясь с отдельными танцами и чередуясь с ними, создает в руках композитора и балетмейстера целое представление.
Отдельные танцы мало что могут выразить. А развитая танцевальность выражает в балете серьезные темы - от Шекспировской трагедии в балете Прокофьева
"Ромео и Джульетта" до темы революции в балете Асафьева
"Пламя Парижа" и борьбы за освобождение Африки в балете Караева "Тропой грома".
Короче говоря, простая танцевальная музыка, как и песня, привела нас в разные области музыки - от небольших фортепьянных пьес до оперы и балета.
В любой из этих областей, как только мы услышим танцевальные ритмы и мелодии, музыка становится близкой и понятной, как и та, в которой мы слышим звучание песен.