Трамвайчик

    Главная : Новости : Связь
Новости киноляповНовости маразмовIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   

Автор Тема: Корабельные словечки  (Прочитано 5466 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Почта сайта

  • Moderator
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21657
    • Просмотр профиля
Корабельные словечки
« : 25 Ноябрь 2012, 14:38:17 »
Совсем недавно ввязался в очередную филологическую битву бордюра с поребриком и вспомнил, что сам-то я по образованию корабел, то бишь должен помалкивать. Всем известен морской сленг, но у моряков немного другая специфика. А вот о сленге корабелов известно мало, в основном потому, что сидят они в вечно закрытых КБ и на людях появляются редко.
Не сказал бы, что корабелы относятся к своему сленгу столь трепетно, как моряки или авиаторы, но и в этом ремесле есть свои термины и понятия.

1. Проблема с членами

Общая проблема для всех математиков — нехватка букв для обозначения членов уравнений. Ну, всем не раз приходилось слышать названия страшных животных «пипополам», «куснулём», «пизвёздочка», «лямбдаштрих», «дзетасточкой» и т.п. Такие перлы периодически выскакивают у каждого спеца и зависят от настроения.

Как только учебный процесс доходит до уравнений качки, нехватка букв становится настоящей катастрофой. В ход идут даже такие редкие буквы, как «кси», «дзета» и «эпсилон» (не вздумайте говорить «ипсилон» — это для лохов).

А ведь эти буквы еще сложно нарисовать, причем сделать это быстро, на автопилоте. Вот я, например, букву «кси» рисовал как штопор, нужно было сделать так, чтобы она отличалась от «дзеты», которая в рукописном варианте на нее очень похожа и всегда маячит где-то рядом!

Буква «каппа» в расчетах никогда не пишется как «к», поскольку «к» — это просто «к». Она пишется как «икс», только с двумя кругляшками по диагонали (интересно, а греки хоть в курсе?).

Помимо букв есть еще одна проблема — сами члены. В ходе доказательств какой-нибудь кусок уравнения может неоднократно летать туда-сюда, дробиться на части и т.д. Как называть такие куски, никто не знает, поэтому их просто называют «членами». Можно, конечно, поупражняться в изысканной словесности, применяя такие синонимы, как «часть», «результат», «радикал», «выражение», но корабелы как обычно технари, сложных путей не ищут. Вот и получается, что стоит кто-нибудь у доски и тараторит: «Этот член вставим сюда, а тот член обрежем по сигму с точкой, и наш старый член будет убывать». Ну, любому, кто изучал вышку, эта пляска с членами знакома.

2. КомплЕксные числа

Еще одна чисто общеобразовательная фишка — называть кОмплексные числа комплЕксными. Какой-то филолог даже внес ее в свою статью об особенностях питерской речи, дескать, в Питере принято говорить «комплЕксные», а в Москве — «кОмплексные».

Не знаю, может, в Питере и есть вузы, в которых требуют произносить именно так, но в корабелке при изучении ТФКП царил полный либерализм. Но мы произносили «комплЕксные» — только для того, чтобы попижонить, подчеркнуть свою принадлежность к белой расе математиков. На самом деле, эти комплексные числа в кораблестроении — дело десятое, разве что в электротехе могут потребоваться, на приборах (весь электротех — это комплексные числа). А прибористы, кстати, как раз говорили «кОмплексные» и считали нас отсталыми старообрядцами. Такая вот нестыковочка.

3. Нос справа

О том, что у корабелов нос справа, я уже говорил. Фраза приписывается академику Крылову, если кто не в курсе. Из-за этого «носа справа» почти у всех советских кораблей крейсерская корма, то есть скругленная. На всех лекциях постоянно приходилось рисовать схему судна, и рисунок начинался «из жопы», которую нужно было пересечь с ватерлинией так, чтобы она хоть немного отличалась от носа, а это и есть крейсерский обвод. Многие проектанты так к этому привыкали, что забывали, что помимо крейсерской существует еще и транцевая, и обыкновенная корма с подзором.

На Западе, кстати, это правило не настолько железное. Мне приходилось видеть буржуйские теоретические чертежи, где нос был слева. Дикари-с...

4. Рыбины

Научить рисовать теоретический чертеж судна можно кого угодно, а вот отметить на нем батоксы (не путать с ботоксом) и рыбины — это уже посложнее. Рыбинами называются сечения в местах наибольшей кривизны корпуса.



На чертеже катера изображены две рыбины Д1 и Д2. Всё. Вы теперь знаете, что рыбины — это не только то, что едят, но еще и чертят. И кстати, у катера как раз та самая крейсерская корма, о которой шла речь чуть выше.

5. Плавучесть

Это слово всегда меня веселило, поскольку перекликалось с чем-то типа «ползучести» или «летучести». Невероятно, но факт: в старых учебниках писали «пловучесть», через «о», как в словах «плов» или «пловец».

Естественно, в кораблестроении это термин, с которыми связаны такие важные фишки, как «запас плавучести», «грузовая марка» и «гипотеза прямобортности».

6. Намокание

Я сейчас уже точно не помню, что означает этот термин из гидродинамики. Слово введено вынуждено, чтобы не возникала путаница со «смачиванием». Смачивание и намокание — синонимы только у гуманитариев.

ИМХО, под намоканием подразумевается действительное намокание, когда вода попадает на корпус, а под смачиваемостью или смачиванием понимается какая-то жуть из теории пограничного слоя.

Есть еще такие веселые термины, как «заливаемость» и «забрызгивание» — и они тоже не синонимы.

7. Диптанк

Помню одну девушку, которая в конспектах писала «диктант» вместо этого слова. Ну, слышалось ей так.
Диптанк — это просто глубокая цистерна (deep tank), в которой может содержаться вода для балласта или топливо. А какой «диктант» у твоего танкера?

8. Бульб и полособульб

Что меня всегда забавляло в судовых терминах — так это соседство холеных иностранных слов с какой-то «деревенщиной». Господа из СНГ, рано радуетесь! Слово «бульб» хоть и означает «луковица», но пришло в кораблестроение из французского (bulbe).

Бульб (именно бульб, а не бульба или бульбочка) — это такой выступ в носу:



Он обычно скрыт под водой, но при разгрузке появляется. Делается такая штука для повышения скорости крупногабаритных судов. Бульб вспарывает воду, снижая трение и рыскание (дрифт в горизонтальной плоскости).

Полособульб — это прокатный профиль, известный как «судовой уголок».



Бывают симметричные, похожие на рельс, но обычно сварные корпуса собираются из таких, как на фото.

9. Угол паники

Кто катается на пассажирских судах? Правильно, люди. А люди, как известно, психи. Для разных категорий людей критические для психики углы наклона палубы различны. Неподготовленный человек начинает паниковать при углах крена 12-16 градусов (на схеме крен 12 градусов).



Конечно же, больше всего людей пугает бортовая качка. Им кажется, что корабль опрокинется. Не стоит волноваться, ребята. Если корабль не тонет и не подорван вражеской бомбой, он не перевернется и при углах свыше 60 градусов.

10. Реверс

Вы, наверное, смотрели «Морской бой», где один умник умудрился совершить полицейский разворот на линкоре, затормозив якорем. Увы, в управляемости реальных судов все намного прозаичнее, хотя такой прием, как торможение якорями может использоваться на небольших скоростях. Гораздо чаще используется реверс или активное торможение.

У крупнотоннажных судов всего две проблемы: как разогнать такую махину и как ее потом остановить. Ну, с разгоном вроде бы всё ясно, а вот с торможением всякий раз приходится чесать репу. Тормозной путь у супертанкеров составляет десятки километров и, конечно же, зависит от морского волнения, которому как-то по барабану на линейность и предсказуемость. Поэтому часто прибегают к экстренному торможению, врубая винты назад. Выгода ощутимая: 30 км тормозного пути можно сократить до 7 или 10. Маневрировать при этом никак нельзя, нагрузки на корпус окажутся настолько высокими, что он треснет.

11. ПрОгиб и пЕрегиб

Да, кстати, о корпусах. У непосвященного человека при виде любого корабля складывается впечатление, что он прочный и несгибаемый. Куда ж ему гнуться, он ведь железный! Так то оно так, но именно поэтому и гнется во всех направлениях. Естественно, при длине 100 метров, например, прОгиб и пЕрегиб от 5 до 20 см невозможно почувствовать, все равно будет казаться, что это килевая качка, но если замерить деформацию датчиками, можно начинать паниковать :).

За расчеты прочности корпуса судна отвечает такая важная научная дисциплина, как СМК — строймех или строительная механика корабля. По сути это тот же сопромат, только для взрослых. Главный жизненный принцип СМК такой же, как у сопромата: всё рано или поздно сломается, поэтому надо проектировать конструкцию так, чтобы она ломалась или теряла устойчивость максимально медленно и заметно. Несмотря на многократно завышенные требования к прочности, корпуса всё же раскалываются. Что особенно примечательно, часто раскалываются, когда садятся на мель, как этот трупик:



Корабли — они как крупные киты. Если крупного кита выбрасывает на берег, он ломается под тяжестью собственного веса и взрывается (прочность кита рассчитывается с учетом постоянного водоизмещения, а на воздухе нет распределенной нагрузки от воды). В стальном корпусе корабля взрываться нечему, поэтому он просто ломается. Контейнеровоз на фото попал в ситуацию, когда на мель сели нос и корма, то есть судно превратилось в балку на двух опорах и треснуло под прогибом от собственной тяжести.

12. Присасывание

А вы знаете, что корабли притягиваются друг к другу? Особенно маленькие к большим. Такое притяжение не имеет ничего общего с гравитацией и в гидродинамике называется присасыванием.

Между двумя близко идущими судами возникает сложная система волн и поток воды со специфическим распределением зон повышенного и пониженного давления. Более мелкое судно при этом уже не спасти, оно становится неуправляемым. Ситуация хорошо знакома водителям катеров.

Из исторических столкновений такого рода самое известное — присасывание крейсера «Хоук» к лайнеру «Олимпик», в результате которого никто не пострадал, но «Хоук» лишился носа.

13. Подвижка груза

Помнится, что-то подобное проскакивало у нас в веселых картинках.



!

Так вот эта оказия называется подвижкой груза, когда плохо закрепленный груз начинает гулять по палубе и падать за борт.

14. Обрастание

С этим термином нет ничего сложного. Обрастание корпуса — оно и в Африке обрастание. Просто хочу сказать, что в Африке и прилегающих к ней теплых морях обрастание — настоящий бич судоходных компаний. Ну, на сколько килограмм на квадратный метр может обрастать корпус всякими водорослями и ракушками? Для северных широт цифра еще вменяемая, 5 кг на метр в квадрате. А для южных морей — вы не поверите! — до 100 кг на квадратный метр в год!

В Средние века, когда существовал такой вид наказания, как протягивание под килем, провинившиеся матросы умирали не столько от нехватки воздуха, сколько от потери крови. Корпуса обрастали ракушками, которые и распарывали тело жертвы.

Нынешние металлические корпуса хоть и не самый подходящий вариант для жилья всяких там рачков-паучков, но тоже обрастают по самое не балуйся. По сути каждый корабль — это огромный мусорный бак, таскающий с собой тонны тины и ракушек. Когда таскать становится невмоготу, такой корабль ставят в док и счищают все это дело отбойными молотками, ибо там образуется целая экосистема со своими горами и ландшафтом.


За сим раскланяюсь. Буду рад, если окажется, что пополнил ваш словарный багаж новыми словечками.
« Последнее редактирование: 26 Ноябрь 2012, 08:56:51 от Почта сайта »
Тыгыдымс-тыгыдымс

Оффлайн sergei

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5994
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Корабельные словечки
« Ответ #1 : 25 Ноябрь 2012, 16:48:23 »
 Блин! Вспомнилось лето 2011, я менял тогда эндорсмент к диплому, сидел и долбил теорию, блин!

 У нас, правда, не "прогиб" и "перегиб" ( sagging и hogging), а проседание и выгиб, практически используется только в форме "under keel clearance" которую заполняют на вход-выход из порта, проход узкостей, плавании на мелководьи и т.п. Когда был вторым помощником считал на калькуляторе для всех скоростей и осадок такую табличку, фигня в общем

 "У крупнотоннажных судов всего две проблемы: как разогнать такую махину и как ее потом остановить. Ну, с разгоном вроде бы всё ясно, а вот с торможением всякий раз приходится чесать репу. Тормозной путь у супертанкеров составляет десятки километров и, конечно же, зависит от морского волнения, которому как-то по барабану на линейность и предсказуемость. Поэтому часто прибегают к экстренному торможению, врубая винты назад. Выгода ощутимая: 30 км тормозного пути можно сократить до 7 или 10. Маневрировать при этом никак нельзя, нагрузки на корпус окажутся настолько высокими, что он треснет."

 Практически : на переходе судно идёт с си-спид, до которой разогнались после выхода, так и идём. По договорённости с дедом (ст. механиком) можно её немного снизить (нпример в штормовых условиях) или увеличить, но это редко. С мостика просто так, по своему желанию, скорость изменить нельзя, да никому и в голову не прийдёт, кроме может действительно, емёрдженси стопа, но я ни то что не сталкивался, даже не слышал про случаи его использования. Также, в общем, избегаем больших перекладок руля (лимит для авторулевого как правило ставим 12-15 градусов, а если приходится делать что-то на ручном, хорошая практика сказать матросу типа "Выходим на ххх, докладывать каждые (допустим) 10 , максимальная перекладка - 10 градусов" ну тут много чего.... Человеческий, блять, фактор:)  ), возрастают нагрузки на ГД, у маслов выходят сигнализации, дед орёт мастеру что " штурмана пидарасы" и "где их только учат"..... На самом деле обесточиться можно, а оно нам не надо :) . Ессно, если "ситуация", то ложим на это. Но перекладок "на борт" на полном ходу я тоже что-то не припомню.      Но это всё касается морского хода. На подходе к порту (или як-й стоянке) и выходе из него, ну и в нек-х других ситуация, када может понадобиться манёвр не только курсом но и скоростью, судно идёт в маневренном режиме, управление на мостике, дёргай ручку телеграфа туда-сюда сколько влезет :) Для перехода на маневренный механики как правило просят около часа.                 Ну ладно, шо-то я зап-ся, всех нюансов всё равно не перечислишь, да оно и никому не интересно. А, да !  Я ж про маневрирование как средство торможения ! При постановке на якорь, когда скорость уже и так маленькая, например узлов 6-7, и машина ессно на маневренном,  большие перекладки руля "право на борт", " лево на борт" довольно эффективно замедляют пароход.

 Ну в общем как-то так....... Хотел ещё про присасывание написать, но надоело набирать (а если честно, тут Петросян по телеку начинается, боюсь пропустить и жалеть об этом оставшиеся дни :)  )

Оффлайн Почта сайта

  • Moderator
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21657
    • Просмотр профиля
Re: Корабельные словечки
« Ответ #2 : 25 Ноябрь 2012, 17:11:53 »
Ах да, еще насчет писасывания.
Этим летом на Неве катер столкнулся с сухогрузом именно из-за этой хрени. Вообще, с камикадзе (водителями катеров) такое случается часто. То к берегу присосет, то к ложу дна.  :)
Тыгыдымс-тыгыдымс

Lazy Crazy

  • Гость
Re: Корабельные словечки
« Ответ #3 : 25 Ноябрь 2012, 19:53:40 »
«пизвёздочка»
В сочетании с «членами» самая популярная терминология не только у корабелов...
рыскание (дрифт в горизонтальной плоскости).
Неподготовленный человек начинает паниковать при углах крена 12-16 градусов (на схеме крен 12 градусов).
Рысканье, крен... До авиационной терминологии только тангажа не хватает. Или у корабелов он тоже в ходу?

Оффлайн Почта сайта

  • Moderator
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21657
    • Просмотр профиля
Re: Корабельные словечки
« Ответ #4 : 25 Ноябрь 2012, 20:27:20 »
Цитировать
До авиационной терминологии только тангажа не хватает. Или у корабелов он тоже в ходу?

Нет, вместо тангажа у нас дифферент, в остальном все как в аэромеханике, только среда стохастикой описывается
Тыгыдымс-тыгыдымс

Оффлайн AlexCrazy

  • Писатель
  • **
  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Корабельные словечки
« Ответ #5 : 26 Ноябрь 2012, 08:38:19 »
автор чуть увлёкся :) у украинцев бульба картошка, а не луковица (которая цыбуля)

Оффлайн Почта сайта

  • Moderator
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21657
    • Просмотр профиля
Re: Корабельные словечки
« Ответ #6 : 26 Ноябрь 2012, 08:56:21 »
автор чуть увлёкся :) у украинцев бульба картошка, а не луковица (которая цыбуля)
Да, согласен, меня Тарас Бульба сбил с толку :)
Тыгыдымс-тыгыдымс

Оффлайн sergei

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5994
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Корабельные словечки
« Ответ #7 : 26 Ноябрь 2012, 17:34:20 »
автор чуть увлёкся :) у украинцев бульба картошка, а не луковица (которая цыбуля)
Слышите вы, увлекающиеся, у украинцев картошка это картопля, а бульба это у Лукашенко и, кстати, это не Генриховы альма-матеры у летунов терминологию пиздили, а наоборот по идее

 Про "угол паники" я честно говоря впервые здесь услышал, непонятно какой в нём смысл. У "пассажиров" самое близкое по значениям что вспоминается угол статического крена от скопления пассажиров на верхней палубе у одного борта не должен быть больше половины угла заливания или угла входа палубы в воду , по-любому не больше 10 градусов. Или 3/4 если речь идёт и совместном действии кренящих моментов от собравшихся пассажиров и установившейся циркуляции, тогда не больше 12 градусов. Вроде так. М-мда, ещё, угод заката диаграммы стат. остойчивости, когда восстанавлиывающий момент =0 (т.е. судно теряет остойчивость) должен быть не меньшен 60 град.

 Вообще "пассажиры" это отдельная песня. "Белый пароход - чёрная жизнь" и всё такое. Ну это я так, от зависти, на них никогда не работал, но наслышан )))) У нас, на всяких там тренажёрах, заостряют, блять, наше внимание шоб с "пассажирами" поаккуратней, они дескать "не могут" резко отвернуть. Т.е. конечно могут, но всячески этого избегают, сам обращал внимание как заранее и  с каким запасом "пассажиры" начинают с тобой расходиться. Ну там дело в том, что если он резко положит на борт и какая-нибудь престарелая туристка ёбнется с дивана, то заебёт же потом компанию с исками. Как пример приводили случай када во время Войны то ли подбили какой-то американский пароход, "транспорт" кажется, то ли шо, не помню, в общем погибло много людей, но лет через 50 какой-то матрос "оттудова" выкатил иск на дохуя денег к МВФ, мол он там сериозно наебнулся, а последствия - вот они! До сих пор жить мешают.  Ну хули делать, капиталистический мир, волчьи законы )))))))

Оффлайн Почта сайта

  • Moderator
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21657
    • Просмотр профиля
Re: Корабельные словечки
« Ответ #8 : 26 Ноябрь 2012, 17:55:01 »
Цитировать
бульба это у Лукашенко

А тогда Тарас Бульба - кто? Он что, не при делах? Белорусом был? :)
Тыгыдымс-тыгыдымс

Оффлайн sergei

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5994
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Корабельные словечки
« Ответ #9 : 26 Ноябрь 2012, 18:15:51 »
 Да при Гоголе ваще границы другие были, а там вроде действо разворачиваецца ещё раньше ? Не помню... Я не очень хорошо историю Украины знаю, а гуглить ломает.... Но щас вроде стопудово у нас "картопля"

Lazy Crazy

  • Гость
Re: Корабельные словечки
« Ответ #10 : 27 Ноябрь 2012, 10:25:43 »
и, кстати, это не Генриховы альма-матеры у летунов терминологию пиздили, а наоборот по идее
Да кто бы спорил. Только ещё угол атаки добавили, сперев у артиллеристов…

Оффлайн Почта сайта

  • Moderator
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21657
    • Просмотр профиля
Re: Корабельные словечки
« Ответ #11 : 29 Ноябрь 2012, 01:43:50 »
Тыгыдымс-тыгыдымс

 

Страница сгенерирована за 0.21 секунд. Запросов: 24.

Назад Наверх
 
   © 2024 Генрих Лиговский