Саван /рецензия/ The Shrouds
Франция, Канада (2024)
артхаус, фантастика 12+
2 ч 00 мин
|
|
Режиссер:
Дэвид Кроненберг
Сценарий:
Дэвид Кроненберг
В ролях:
Венсан Кассель,
Дайан Крюгер,
Гай Пирс,
Сандрин Холт, Элизабет Сондерс, Дженнифер Дэйл, Эрик Веинтал, Джефф Юн, Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Вьеслав Кристиан
|
Здесь мертвецы под сводом спят
В 2017 году режиссер Дэвид Кроненберг овдовел, и это печальное событие сильно повлияло на его творчество. Последний на сегодня фильм 82-летнего канадца «Саван» — очевидная рефлексия постановщика на потерю супруги. Но также попытка осмысления смерти. Не как финальной черты, а как процесса...
Трансляция из гроба
По сюжету техномагнат Карш (Венсан Кассель) создает некое устройство с датчиками, с помощью которого люди могут в реальном времени наблюдать, как истлевают в могилах их усопшие родственники. Как ни странно, это дикое изобретение оказывается востребованным. Хотя становится понятно, что героем двигало не желание заработать на гражданах с танатофильскими наклонностями, а собственная одержимость умершей женой Бекки (Дайан Крюгер). Мужчина настолько зациклен на ней, что просто не может отпустить любимую.

Многие возмущены тем, что продукт Карша бесстыдно срывает покровы с таинства тихого распада тела. Кладбище, оборудованное модными девайсами, разоряется вандалами. После чего магнат начинает верить, что кончина супруги могла быть итогом заговора, и просит айтишника Мори (Гай Пирс) о помощи в расследовании инцидента.
Дополнительную интригу в сюжет вносит то обстоятельство, что у Бекки есть живая сестра-близнец Терри и ее электронный двойник — виртуальный помощник Ханни. Наличие этих копий любимой постепенно расшатывает психику героя, что приводит к пугающим сюрреалистическим последствиям...
Кино не для всех
Что ж, по форме «Саван» — очередной боди-хоррор в богатой на подобные ленты карьере Кроненберга. А по сути — неуютная философская драма-размышление о том, как влияет на нас уход близких. Люди религиозные верят в загробную жизнь и относятся к смерти как к переходу на иной уровень существования души. Режиссер-материалист видит все иначе: мертвые у него присутствуют как эхо психики живых и как продукт эволюции искусственного интеллекта.

В общем, пускай в фильме и чувствуется личная скорбь Дэвида, это не мешает ему модифицировать свое элегическое настроение в художественное высказывание. Но каких-то четких выводов он все же не делает, в своем неповторимом стиле дезориентируя зрителя и подводя его к сбивающему с толку финалу. Вроде как показал нам, в каком направлении может двигаться восприятие смерти в XXI веке, однако отрекся от полной определенности, завуалировав свои мысли фирменной гротескной шизой и сексуальными заскоками.
Иными словами, смотрится «Саван» с интересом, и артисты задействованы в нем хорошие, однако нарочитая хаотичность нарратива и вызываемое им ощущение ускользающего смысла происходящего в кадре способны отпугнуть тех, кто рассчитывал увидеть честный ужастик. Картина рассчитана на узкую прослойку ценителей странного кино и фэнов конкретно Кроненберга. Массы этот уникальный проект не завоюет.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"