Нимфоманка: Часть 2 /рецензия/ Nymphomaniac
Artificial Eye, Zentropa Entertainments (Дания, Германия, Франция, Бельгия, Великобритания), 2013
Порнодрама, 18+
123 мин. / 02:03
|
|
Режиссер:
Ларс фон Триер
Сценарий:
Ларс фон Триер
В ролях:
Шарлотта Генсбур,
Стеллан Скарсгард,
Стэйси Мартин,
Шайа ЛаБаф, Кристиан Слэйтер, Джейми Белл, Ума Турман, Софи Кеннеди Кларк, Конни Нильсен, Удо Кир...
Официальный сайт фильма:
http://nymphomaniacthemovie.com/
|
Загадочное женское сердце...
и немного солнца
Первая часть нового кинопроекта культового режиссера Парса фон Триера преподнесла нам нехилый сюрприз: вместо обещанного «интеллектуального порно» мы получили на удивление светлую, ни грамма не пошлую и очень смешную притчу о непростых коллизиях сексуальной жизни женщины, одержимой нимфоманией. Поневоле ожидалось, что всю «жесть» режиссер решил приберечь для второй части. Оправдались ли эти ожидания?
Страдание и блаженство
Итак, нимфоманка Джо (Шарлотта Генсбур) продолжает рассказывать своему новообретенному другу, одинокому немолодому интеллектуалу Селигману (Стеллан Скарсгорд) историю своей сексуальной жизни. Новые главы повествования начинаются с того, что на пике своей почти идеальной семейной жизни с любимым Джеромом (Шайя Ла Баф) юная Джо (Стейси Мартин) внезапно осознает, что полностью потеряла чувство сексуального наслаждения. Для нее это — все равно что для Селигмана разучиться читать! В стремлении вернуть себе смысл жизни героиня открывает новую серию сексуальных экспериментов.
Джо становится клиенткой элитарного садиста К. (Джейми Белл) — и новые ощущения захватывают ее настолько, что муж и маленький сын постепенно отходят на второй план, а затем и вовсе исчезают в тумане блаженства боли. Полученные навыки в искусстве ощущать и причинять страдания Джо начинает с успехом применять на новой работе — в необычном коллекторском агентстве некоего мистера Л. (Уиллем Дэфо), где героиня добивается высокого положения. Задумавшись о преемнице, Джо начинает опекать юную девушку-сироту П. (Мия Гот). И кто бы мог подумать, что именно этому ангелоподобному созданию суждено разрушить жизнь Джо и привести героиню в то самое состояние, в котором ее нашел Селигман...
Симпатия к дьяволу
Что касается ожидавшейся «жести», то ожидания оправдались — стоит предупредить особо впечатлительных зрителей, что откровенность отдельных кадров на сей раз действительно доходит до уровня порно. Нет, актеры по-прежнему не занимались сексом по-настоящему, но на экране присутствует определенное количество мужских орудий, готовых к бою, — особенно в эпизоде, из которого мы узнаем много нового о двойной пенетрации. Кроме того, ценителей нежных отношений могут шокировать очень натуралистично снятые сцены жестокой порки. И уж конечно, ревнители нравственности определенно грохнутся в обморок от эпизода, в котором героиня признается в симпатии к тому, кого даже терпимый Селигман считает свиньей и дьяволом во плоти.
Преображение юной героини в немолодую показано довольно убедительно — поневоле веришь, что три года «счастливого материнства» действительно могут превратить изящный носик Стейси Мартин в тот еще «рубильник» Шарлотты Генсбур. Продолжая углубляться в тайные коридоры женской души, фон Триер вновь уморительно смешит неожиданными параллелями и насмехается над стереотипами, выворачивая в сатирическом ключе самые различные аспекты сексуальных отношений — включая межрасовый секс и лесбийскую любовь, — при этом не забывая цитировать своего кумира Тарковского. Однако интонации второй части значительно более щемящие и безнадежные — недаром на экране вновь возникает отец Джо (Кристиан Слейтер), умевший видеть души деревьев. Неожиданно жесткий, даже провокационный финал подчеркивает суть главной беды Джо — непонимание со стороны цивилизованного мира, погрязшего в условностях и предрассудках. И даже тот, кто казался первым и единственным другом, не в силах понять, что ей было нужно на самом деле. Всего лишь немного солнца.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"