Нимфоманка: Часть 1 /рецензия/ Nymphomaniac
Artificial Eye, Zentropa Entertainments (Дания, Германия, Франция, Бельгия, Великобритания), 2013
Порнодрама, 18+
118 мин. / 01:58
|
|
Режиссер:
Ларс фон Триер
Сценарий:
Ларс фон Триер
В ролях:
Шарлотта Генсбур,
Стеллан Скарсгард,
Стэйси Мартин,
Шайа ЛаБаф, Кристиан Слэйтер, Джейми Белл, Ума Турман, Софи Кеннеди Кларк, Конни Нильсен, Удо Кир...
Официальный сайт фильма:
http://nymphomaniacthemovie.com/
|
Загадочное женское сердце...
и другие части тела
Свершилось — новая эротическая драма-притча Ларса фон Триера «Нимфоманка, часть 1» вышла на российские экраны. Вообще-то, на самом деле лента называется более заковыристо — «Нимф()маньячка»! Да-да — именно так, с содержащими конкретный намек двумя скобками вместо буквы «о»... Но наши прокатчики решили не пугать и без того запуганного отечественного зрителя. Впрочем, земной поклон им уже за то, что в наши времена такой фильм выпущен в широкий прокат!
Исповедь нимфоманки
Итак, отправившись утром в магазин, немолодой холостяк Селигман (Стеллан Скарсгорд) находит в переулке избитую до потери сознания женщину по имени Джо (Шарлотта Генсбур), которая, придя в себя, просит не вызывать ни скорую, ни полицию. Приютив пострадавшую у себя дома, Селигман проникается к ней сочувствием. На вопрос, что же привело ее к столь плачевному итогу, Джо начинает рассказывать благодарному слушателю историю своей жизни.
Еще в детстве заметив, что с ней что-то не так, позже Джо осознала, что является нимфоманкой, испытывающей постоянную сексуальную неудовлетворенность. В прихотливо выстроенных флэшбэках, по-фонтриеровски разделенных на главы, разворачивается история жизни юной Джо (Стейси Мартин) в свете ее отношений с многочисленными любовниками. Джо плывет по течению реки ее повышенного либидо под мерный стук своего сердца, которое не заставит биться чаще никто — от первой любви Джерома (Шайя Ла Баф) до респектабельного главы семейства мистера X. (Хьюго Спир)...
Думай о конфетах!
После того, как Ларе фон Триер пообещал снять порнофильм, о его следующем проекте ходили такие слухи, что было страшно за актеров. Однако волноваться не следовало — в титрах белым по черному значится: «На съемках никто из профессиональных актеров не занимался сексом по-настоящему». Да-да, аккурат перед титром о том, что «во время съемок ни одно животное не пострадало»! Думающему зрителю понятно, что к фильму не следует относиться слишком серьезно — как известно, все глупости мира делаются именно с этим выражением лица (что и подтвердило руководство Каннского фестиваля, не поняв шутку Ларса про Гитлера).
На сей раз, углубляясь в тайники женской души, фон Триер обходится без аллегорических ужасов «Антихриста» и апокалиптических красот «Меланхолии». Пропуская рассказ Джо через призму восприятия одинокого любителя рыбалки, проводя местами глубокие, а местами откровенно дурашливые параллели с рыболовными терминами, математикой и музыкой, совмещая несовмещаемое (например, «Раммштайн» и Баха) и цитируя своего любимого Тарковского (как в саундтреке, так и в видеоряде), режиссер оправдывает героиню простым тезисом: раз есть крылья — отчего бы не летать? Похоже, что всю «жесть» фон Триер приберег для второй части фильма, а первая оказалась на удивление светлой, при всей своей откровенности ни грамма не пошлой, а местами еще и дико смешной — эпизод с Умой Турман невозможно смотреть без хохота!
Кстати, об откровенности. Хотя начальный титр гласит, что перед нами адаптированная версия фильма, «созданная с согласия Ларса фон Триера, но без его участия», все сокращения носили коммерческий, а не цензурный характер — то есть необходимые режиссеру откровения в картине остались. Так что будьте готовы к тому, что жесткий прокатный рейтинг более чем оправдан. А если вдруг станет мерзко — то, как советует героине наставница, думайте о шоколадных конфетах!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"