ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
Беседуя с Антоном Ивановичем из золотой рамы, Бах одновременно беседовал и со множеством зрителей, помогая им разбираться в сложных музыкальных вопросах, ответ на которые найти не так просто, как кажется. Если вы не видели этого фильма - обязательно посмотрите. Самое главное в нем то, что всякая музыка - и серьезная, и легкая - обязательно должна быть хорошей.
Между легкой и серьезной музыкой нет непроходимой пропасти - они существуют рядом, сплетаются одна с другой и переходят друг в друга, как радость и горе, смех и слезы в жизни человека. Поэтому в трагической опере Верди "Риголетто" может звучать легкомысленная песенка герцога, а в карнавальное веселье итальянского каприччио Чайковского может попасть печальная мелодия, отразившая тот факт, что композитор получил известие о смерти отца.
Легкая и серьезная музыка сплетается так же, как и всё в жизни. А непроходимую пропасть надо искать не между легким и серьезным, а между хорошим и плохим. И незачем думать, что серьезная музыка первосортная, а легкая второсортная - или наоборот. Обе должны быть первосортными. Обычно люди, знающие серьезную музыку, понимают толк и в легкой развлекательной, умеют отличить хорошее от плохого. А тот, кто не знает никакой музыки, кроме легкой, даже в узком развлекательном мире никак не может разобраться, что хорошо, а что плохо.
Известно, что музыка - крылья песни, и даже стихи Пушкина не поднимутся в песенный полет на слабых крыльях. А все-таки летают песни, плохие и по словам, и по музыке - то есть с хилыми немощными крыльями. Как это понять? Возможно, в них привлекательны слова, несмотря на плохую музыку. Или же мелодия увлекает, так что плохие слова остаются незамеченными. А когда и слова, и мелодия не очень хороши - бывает, что по теме и сюжету песня желанна и нужна. Но жизнь таких песен не очень долговечна - от хороших песен они отличаются тем же, чем курица от орла. Тем, кто требует немногого, и куриный полет может показаться настоящим - оторвалась от земли и взлетела. А те, кто смотрят с высокой позиции, уже научились отличать хорошее от плохого и курицу с орлом не спутают.
И это касается не только песен. Игру на гитаре можно услышать повсюду - и на вечеринке, и на туристических тропах, и во дворе. Но гитара способна не только очаровывать изяществом звучания песен, а еще и волновать передачей содержательных произведений великих композиторов.
А неумелое выдавливание беспорядочных звуков из саксофонов, труб и тромбонов, которое выдается за современную модную джазовую музыку, стоит далеко от всякой музыки вообще.
Классическая музыка дает человеку больше, чем эстрадные песни и джаз, но человек должен слушать и то, и другое - надо веселиться, а то скучно будет в мире. Поэтому, если мы назовем серьезное в жизни и в искусстве делом, а легкое потехой, то лучше всего определить наше отношение к жизни и к искусству пословицей "Делу время, потехе час".