Суррогаты /рецензия/ Surrogates
Touchstone Pictures (США), 2009
Фантастика, комикс
85 мин.
|
|
Режиссер:
Джонатан Мостоу (Jonathan Mostow)
Сценарий:
Майкл Феррис, Джон Д. Бранкато, Роберт Вендитти
В ролях:
Брюс Уиллис,
Рада Митчел, Розамунд Пайк, Борис Коджо, Джеймс Джинти,
Джеймс Кромуэлл, Винг Рэймс, Джек Ноузуорти, Девин Рэтрей, Майкл Кудиц.
Официальный сайт фильма:
http://www.chooseyoursurrogate.com/
|
Суррогатная история
Западные критики приняли НФ-триллер Джонатана Мостоу «Суррогаты» кисло, факт. Один из них даже посоветовал отправить вместо себя в кино двойника-робота. Увы, в шутке хоть и мало изящества, зато с избытком горькой правды. В отличие от «Терминатора 3», за который режиссеру тоже вломили, но там, по крайней мере, имел место крутой экшн, тут Орех Уиллис тратит экранное время нерациональней Арнольда Губернатора.
Иными словами, дефицит бум-бабахов и перебор со смутной рефлексией на тему дегуманизирующих технологий. Рецепт деликатеса, если шеф-повара зовут Ридли Скотт или Джеймс Камерон. Но за дело взялся звезда общепита м-р Мостоу...
Удаленный доступ
Сюжет? В близком будущем большинство людей будут сидеть дома, а всю общественную нагрузку понесут дистанционно управляемые ими андроиды-суррогаты. Ты лежишь на кресле с датчиками, подключенный к своей более прочной, сильной и сексуальной версии, которая ходит на работу, тусуется, а ты ловишь весь кайф по Wi-Fi. И никакого риска попасть в аварию или, там, сломать ножку — лафа!
Вот только лафа мигом кончается, когда некие злодеи обретают оружие, способное убивать хозяев суррогатов, поджаривая им мозги через канал связи с андроидом. Дабы распутать это дело и найти негодяев, копу Тому Гриру (Брюс Уиллис) придется впервые за долгие годы выйти из дому лично. От чего он давно отвык; герой снова уязвим, чувствует усталость и боль. Но нет худа без добра: Том начинает остро чувствовать себя живым и понимает, в какой духовный тупик загнали себя люди, променяв реальную жизнь на киберэрзац...
Цикорий вместо кофе
Лучшее в фильме — конечно, старина Брюс. Он вызывает симпатию к своему персонажу одним взглядом, одной скупой усмешкой. Сама идея тоже ОК, хотя наивный режиссер не идет дальше банальщины: не будь рабом технологий, цени себя и других такими, какие они есть, не подменяй социальную жизнь социальными сетями, бла-бла-бла. При этом он явно не понимает, что корни дегуманизации не в соблазнах прогресса, а в самой основе общества потребления, для коего комфорт важнее дерзания, а культура подменена шоу-бизнесом.
Беда и в том, что Мостоу не умеет художественно оформлять морально-этические проблемы. Ему мнится, что раз надо донести до зрителя какую-то МЫСЛЬ, то лучше подать ее в лоб, для тупых. Тьма логических дыр (почти все население мира может позволить себе рободвойников? — ха!..) и дефицит драйва венчают ворох проблем этого стерильного на вкус кино. Будто вам заварили цикорий вместо кофе. Словом, суррогат.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"