Пророк /рецензия/ Un prophéte
BIM Distribuzione, Chic Films, Page 114, Why Not Productions (Франция, Италия), 2009
Криминальная драма
154 мин.
|
|
Режиссер:
Жак Одиар (Jacques Audiard)
Сценарий:
Жак Одиар, Абдел Рауф Дафри, Thomas Bidegain
В ролях:
Тахар Рахим,
Нильс Ареструп, Адель Беншериф,
Хайсем Якуби, Реда Катеб,
Жан-Филипп Риччи, Жилль Коэн, Антуан Баслер, Лейла Бекти.
Официальный сайт фильма:
http://www.un-prophete-lefilm.com/
|
Как стать крестным папой
Сюжет про то, как Никто стал Кем-то, вырос и возмужал на чьем-то примере, достигнув успеха, фигурирует в массе фильмов. Но редко главный герой бывает при этом преступником. Даже такие эпосы, как «Крестный отец» и «Лицо со шрамом» повествуют прежде всего не о том, как закалялись паханы, а о порочном выборе жизненной стези, преступлении, наказании и кровавом искуплении.
Правда, ныне все чаще выходят лишенные уголовной романтики ленты, вскрывающие психологию бандитов как страшных, но примитивных людей. Такие, как «Гоморра» Маттео Гарроне, получившая Гран-при в Каннах в прошлом году. И такие, как «Пророк» Жака Одийяра, удостоенный каннского Гран-при в этом...
Научить дурному
И этот самый «Пророк» — именно о том, как воспроизводится и матереет Зло. Как ученик постигает его науку у учителя (невольно приходит на ум тандем Императора Палпатина и Дарта Вейдера из «Звездных войн», хотя вместо страстной космооперы тут анатомический театр) — и сам становится «бугром», созревшим для передачи опыта очередному гопнику.
Звучит не шибко оригинально? Не стоит недооценивать классика французского кино Одийяра, выбравшего героем вовсе не какого-нибудь крутого и амбициозного Тони Монтану, а простоватого и незлого, но исполнительного арабчонка Малика (Тахар Рахим). Попав в тюрьму за нападение на полицейского, этот совсем не тянущий на безжалостного урку юнец попадает под опеку матерого пахана (Нильс Ареструп), проводящего своего протеже по традиционным ступеням преступной карьеры. И тот вскоре превращается в копию своего ментора, лишаясь по пути всего имевшегося у него скромного набора сносных душевных качеств.
Такая вот история успеха. Или полного гуманитарного краха — в зависимости от того, по какую сторону решетки вам комфортнее.
Арт-блокбастер
При очевидной артхаусности и вызывающей неторопливости (кино идет два с лишним часа) «Пророк» все же гораздо дружелюбнее к зрителю, чем бесстрастная «Гоморра». Режиссер отменно распоряжается фактурой материала и потенциалом актеров, находит незатертые визуальные образы и смело вводит в сюжет мистико-притчевые мотивы — например, важную роль в фильме играет призрак убитого Маликом зека.
Заскучать при просмотре не выйдет: это тот сорт нескучного авторского кино, которое завораживает, как голливудский блокбастер, давая при этом в разы больше пищи для ума. Прямо скажем, не самая распространенная характеристика для ленты, отмеченной склонным к высокохудожественной тягомотине Каннским жюри.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"