Остров /рецензия/
ТК "Россия" (РФ), 2006
Драма
112 мин.
|
|
Режиссер:
Павел Лунгин
Сценарий:
Дмитрий Соболев
В ролях:
Петр Мамонов,
Виктор Сухоруков,
Дмитрий Дюжев,
Нина Усатова,
Юрий Кузнецов, Виктория Исакова.
Официальный сайт фильма:
http://www.ostrov-film.ru
|
Глядя на рекламные ролики «Острова» Павла Лунгина, складывается впечатление, что миру явилась сенсация, сопоставимая с изобретением кинематографа. Креатив прет со всех щелей: то восторженные отзывы разрыдавшихся на премьере телезвезд, то разговоры о национальной идее - и все это с такой серьезной мордой лица, что хоть вешайся, если пропустишь премьеру. Как правило, такая пафосная реклама настораживает.
Фильм начинается с показа нехорошего поступка - предательства. Гвардии кочегар баржи Северного флота, попавшийся в лапы фашистов, сдает и расстреливает своего капитана. Капитан смачно плюхается в воду, а оставленного подыхать кочегара подбирают монахи-полярники. Годы спустя мы видим этого предателя уже в монашеской рясе. Нареченный отцом Анатолием, изрядно постаревший кочегар по-прежнему таскает уголь, только уже для нужд монастыря. Помимо прямых кочегарских обязанностей, старец Анатолий творит чудеса. В нем неожиданно просыпается дар целителя. Слава об отце Анатолии гремит на всю округу. Бабки становятся в очередь, девочки беременные ломятся, мальчики на костылях приходят, но мало кто знает, что все его способности творить добро - своего рода расплата за тяжкий грех, который он совершил. Очевидно, раскаявшийся предатель так достал Всевышнего своими молитвами, что тот решил занять его чем-нибудь полезным. Достанет он и зрителя, привыкшего к динамичным сюжетам. Всякий раз старец Анатолий норовит поскулить на тему своего греха. Сплошное «прости» да «помилуй» вперемежку с молитвами. И так весь фильм, если не считать психоделического изгнания бесов из кочегарки и сеанса экзорцизма с капитанской дочкой (пардон, теперь уже адмиральской).
Неожиданно порадовал Петр Мамонов, сыгравший отца Анатолия. Во-первых, потому, что узнается в этой роли с трудом, и дело тут вовсе не в гриме; во-вторых, именно его персонаж хоть немного разряжает обстановку. Он и песни поет, и кукарекает, в отличие от остальных монахов, один из которых стукач (Дмитрий Дюжев), а второй (Виктор Сухоруков) - архиерей. Вообще, архиерей Филарет из Виктора Сухорукова получился забавный, чувствуется класс, чего не скажешь о Дюжеве, чей «братковский» шлейф более въедлив.
Лично меня этот фильм начал вгонять в сон где-то с десятой минуты. Возможно потому, что человек я не столь набожный и не испытываю кайфа от прописных истин. Трудно смотреть кино, в котором ничего не происходит, каким бы идейным и высоконравственным оно ни было. Даже суровые и по-своему прекрасные пейзажи Кемской волости (фильм снимался там) действуют усыпляюще. Очередное мое опасение насчет рекламы оправдалось.
.
© Генрих Лиговский
- Показом этого фильма завершался Венецианский кинофестиваль 2006 года.