Царство небесное / Kingdom of Heaven
Warner Bros. (США), 2005
Драма
145 мин.
|
|
Режиссер:
Ридли Скотт (Ridley Scott)
Сценарий:
Уильям Монахан (William Monahan)
В ролях:
Орландо Блум (Orlando Bloom),
Лайам Нисон (Liam Neeson),
Ева Грин (Eva Green),
Брендан Глисон (Brendan Gleeson),
Эдвард Нортон (Edward Norton)
Официальный сайт фильма:
http://www.kingdomofheavenmovie.com
|
Из грязи в князи
Затурканный мирской суетой кузнец Балиан ничего краше раскаленной железяки в своей жизни не видывал, а тут еще проблемы с руководством родного колхоза из-за жены, сбившейся с ленинского курса. Это ж для пролетария полный абзац - хоть партбилет на стол клади. Да, нелегко бы пришлось нашему кузнецу, если б не вернувшийся из командировки комиссар Годфри, ненароком оказавшийся ему блудным папой. Папочка сказал, что не мешало бы сынку пойти в армию на пару годиков, в «горячую точку», духов мочить, а там, того глядишь, и медаль за храбрость дадут, и родной колхоз простит отступника.
И поплыл наш кузнец сеять разумное, доброе, вечное в стане исламских сепаратистов. И прошел он полный путь от прапорщика до генерала. И понял наш кузнец, что There is no place like home, что березки у крыльца да «Жигулевское» после бани - это и есть его Земля Обетованная. Он нужен родному колхозу, его место в кузнице, а победит ли коммунизм на Ближнем Востоке - на то есть воля Партии и законы диалектического материализма.
Примерно в таком рабоче-крестьянском духе можно пересказать сюжет нового фильма Ридли Скотта «Царство небесное», вдоволь насмеявшись над тупостью сценария, насмотревшись на умные морды сарацин и наслушавшись наигранных пафосных речей про мир во всем мире. Однако не все так просто.
Новое - это хорошо отредактированное старое
Нельзя сказать, что до «Гладиатора» фантазий, исторических коллажей или утопий не существовало, но шумный успех этого «исторического» фильма заставил многих режиссеров взглянуть на историю по-новому, и стали появляться проекты наподобие «Короля Артура», в котором Артур то ли ситх, то ли сармат, или «Трои», где миф преподносится как реальность.
Рилди Скотт не стал отступать от славных традиций «Гладиатора», раскопал малоизвестных исторических персонажей и слепил из их судеб очередной коллаж. Так, барон Балиан из Ибелина стал простым, но безумно перспективным кузнецом, его жена оказалась самоубийцей, и ей посмертно отрубили голову (слабонервные уже готовят носовые платки), дальше партизаны еще толще - дальше будет «Девятый вал» Айвазовского, будет Иерусалим, чем-то смахивающий на Минас-Тирит, будет добрый царь и злые бояре и прочая, прочая, прочая.
Не убий! Не сравни с «Гладиатором»!
Да, собственно, никто с «Гладиатором» этот фильм и не сравнивает. Если «Гладиатор» - трогательная история о судьбе человека, потерявшего все, то «Царство» - фильм ни о чем. Я бы сказал, это просто попытка Ридли Скотта доказать всему миру, что он умеет снимать готичное махло не хуже Питера Джексона. Батальные сцены и правда сняты превосходно, операторская работа вообще на пять с плюсом, но стоит лишь бывшему эльфу открыть рот и вякнуть что-нибудь патетическое, как тут же перестаешь воспринимать эту картину серьезно. Ну никто такие прописные истины не говорит с экрана даже в «мыльной опере». Кот Леопольд со своим перлом «Ребята, давайте жить дружно» выглядит куда более убедительнее бородатого Балиана.
Про синий светофильтр, мирно падающий снежок и заунывный саундтрек, в котором только глухой не услышит мотив из того же «Гладиатора», уже сказано много. К тому же, вряд ли кому из вас удастся избавиться от многочисленных аллюзий и дежа-вю. Например, Балиан опять долбит какую-то железяку, как это делал Уилл Тернер; женка его мертвая лежит, завернутая в тряпку, словно мумия Фродо... Про наряды Сибиллы («Александр») и осаду Иерусалима («Троя», «ВК») и говорить-то не хочется, хотя снято красиво. Безумно красиво и динамично.
Итоги
Арагорн из Леголаса не вышел. Нет, я не хочу сказать, что Орландо Блум играл из рук вон плохо, как раз наоборот, очень даже хорошо, старался. Скорее всего, не тот типаж, да и времени на рефлексию опять же мало. Это как раз тот случай, когда персонаж перегружен - и жнец, и жрец, и мелиоратор... и человек со своими болячками и сомнениями. Кстати, сомнения Балиана по поводу истинности веры можно было развить и углубить - как-никак рушатся моральные устои человека. А в фильме это передано вскользь, да и христианские священники выставлены идиотами, спешащими поменять «провайдера» при каждом сарацинском набеге (что, в принципе, верно, но не к месту).
Все остальные актеры играли на уровне, а некоторые даже с блеском - Ева Грин в роли Сибиллы блестела восточными украшениями а-ля супруга Македонского, Эдвард Нортон в роли прокаженного короля Болдуина IV блестел своей фирменной троянской маской (оба, правда, недолго).
В целом, если отбросить всю политкорректную околесицу и дешевенький пафос, вложенный в уста героев, фильм получился неплохой, зрелищный. Ридли Скотт доказал всему миру, что умеет снимать эффектные батальные сцены. Осталось только наполнить эти сцены смыслом.
© ПТ
Факты