Иллюзия полета / Flightplan
Touchstone Pictures (США), 2005
Триллер
98 мин.
|
|
Режиссер:
Роберт Швентке (Robert Schwentke)
Сценарий:
Питер А. Даулинг (Peter A. Dowling)
Билли Рэй (Billy Ray)
В ролях:
Джоди Фостер (Jodie Foster)
Питер Сарсгаард (Peter Sarsgaard)
Шон Бин (Sean Bean)
Майкл Ирби (Michael Irby)
Официальный сайт фильма:
http://touchstone.movies.go.com/index.html?dlink=flightplan
|
Иллюзия триллера
Что осталось от хичкоковской старушки? Одно дыхание на стекле. От девочки Джулии осталось примерно то же самое, только на иллюминаторе гигантского лайнера.
А была ли девочка?
Убитая горем вдова Кайл Пратт (Джоди Фостер) летит в Америку, чтобы похоронить останки мужа на земле предков. Ее шестилетняя дочь Джулия сердцем чувствует, что отныне их жизнь уже никогда не будет такой, как прежде, но в силу своего возраста лишь создает дополнительные проблемы. Одной из таких проблем становится внезапное исчезновение Джулии на борту авиалайнера, следующего из Берлина в Нью-Йорк.
Проснувшись во время полета, Кайл обнаруживает рядом с собой пустое кресло и бросается на поиски дочери. Вскоре становится ясно, что никто из пассажиров и бортперсонала никакой девочки не видел. Более того, присутствие Джулии нигде не отмечено - исчезает посадочный талон, ее нет в списке пассажиров, она не проходила регистрацию в аэропорту. Материнское сердце подсказывает, что дочь где-то рядом, но факты упрямо твердят о другом.
А был ли смысл?
Начало фильма, как видите, обнадеживающее. Примерно в том же духе выдержана концепция триллера «Другие» с Николь Кидман, и на первых порах кажется, что развязка будет не менее драматичной. Роберт Швентке умело нагнетает саспенс, используя такое тонкое для триллера понятие, как социальные страхи. Мы наблюдаем, как некогда законопослушная героиня становится отвергнутой обществом психопаткой, и испытываем дискомфорт, попутно переживая за судьбу ее дочери. Но где-то с середины фильма в голове сценаристов что-то щелкает, и сюжет становится бестолковым и до боли узнаваемым - самолет захватывают террористы.
Утешает одно: в качестве террористов выступают не кислотные гопники, не политические экстремалы, а всего лишь оригинальные мошенники, решившие «срубить» немного денег и при этом обойтись малой кровью. Впрочем, их оригинальность почти клиническая. Так, например, способ вымогательства был выбран самый невероятный - подставить одну отдельно взятую пассажирку (осторожно, спойлеры до конца абзаца), продиктовать требования от ее лица и преподнести буйство Кайл в виде некоего отвлекающего маневра. Трудно не заметить, что, строя свой хитроумный план, террористы полагались исключительно на волю случая, ведь требовалось важное условие - сделать дочь героини в прямом смысле невидимой для всех 400(!) пассажиров, сотрудников аэропорта и бортперсонала, что само по себе невозможно, да и суть отвлекающего маневра с пропавшей дочкой не совсем понятна. Злодей Карсон (Питер Сарсгаард) и его сообщница используют несчастную дамочку только для того, чтобы выйти сухими из воды, но если посмотреть на вещи иначе, поступки этой «террористки» более чем бессмысленны. К тому же поражает легкость, с которой авиакомпания расстается с 50 млн. долларов, как и безграничное доверие ко всему, что передается с борта. А перевод семизначной суммы на счет? Ну не ребячество? Можно подумать, в любом оффшорном банке всегда под рукой море налички, а сам банк находится как минимум в соседней галактике.
Психологический триллер, начало которого было и правда интригующим, стремительно обрастает маразмами, скатываясь до уровня примитивных авиабоевиков, и зрителю не остается ничего другого, кроме как досматривать его до конца. Даже великолепная игра Джоди Фостер и неожиданное появление Шона Бина в роли доброго дядьки не спасают от разочарования.
Фильм Роберта Швентке трудно назвать удачным не только из-за логических «сценарных дыр», сама премьера оказалась несколько преждевременной - зритель еще помнит слабенький, но экспрессивный «Ночной рейс», интрига которого тоже закручена вокруг авиаперелета, поэтому голливудскому дебютанту остается лишь посочувствовать.
© Генрих Лиговский
Факты