Сомнение /рецензия/ Doubt
Miramax (США), 2008
Драма
104 мин.
|
|
Режиссер:
Джон Патрик Шенли (John Patrick Shanley)
Сценарий:
Джон Патрик Шенли (John Patrick Shanley)
В ролях:
Мерил Стрип (Meryl Streep)
Филип Сеймур Хоффман (Philip Seymour Hoffman)
Эми Адамс (Amy Adams)
Виола Дэвис (Viola Davis)
Официальный сайт фильма:
http://www.doubt-themovie.com/
|
Этюд «Сомнение»,
или Перья на осеннем ветру
Итак, «Оскары» вручены — фанфары отгремели, бал окончен, лысый швейцар гасит свечи... Но фильмы, претендовавшие на главную кинопремию мира, продолжают выходить на экраны России. При этом картины, которые «пролетели» мимо награды, от этого вовсе не становятся хуже и заслуживают не меньшего интереса. Среди «проигравших» — психологическая драма Джона Патрика Шенли «Сомнение».
Правда, да не истина
Итак, в 1964 году в нью-йоркской католической школе появляется первый чернокожий ученик Дональд. Отец Брендан Флинн (Филип Симор Хоффман), придерживающийся прогрессивных взглядов на роль церкви в меняющемся мире, берет мальчика под свою опеку, чтобы помочь ему выстоять против возможных проявлений расовых предрассудков. Но политику отца Флинна не одобряет консервативная и властная сестра Алоизия (Мерил Стрип), убежденная в том, что любые перемены разрушают мир. У каждого из них своя правда, и никто не намерен уступать. Сближение отца Флинна с Дональдом побуждает сестру Алоизию к действиям: у нее нет никаких сомнений в том, что под сутаной священника скрывается растлитель или даже насильник!
Не имея никаких улик, эта мисс Гнусен от католической церкви пытается убедить в своей правоте наивную и нерешительную сестру Джеймс (Эми Адамс) и мать мальчика (Виола Дэвис), у каждой из которых также есть своя правда. В столкновении этих правд истина медленно, но верно тонет в сомнениях...
Всё подвергай сомнению
Почему-то в таблоидах пишут, что это режиссерский дебют драматурга, забыв, что таковым была комедия «Джо против вулкана». На сей раз Шенли перенес на киноэкран свою пьесу, которая сама по себе была удостоена престижнейшей премии Пулитцера, а в виде бродвейского спектакля получила 4 премии «Тони». Получилось мощное актерское кино, в котором режиссура призвана не мешать играть блистательному актерскому квартету: потрясающая игра Филипа Симора Хоффмана, Мерил Стрип, Эми Адаме и Виолы Дэвис просто завораживает — неудивительно, что все они номинировались на «Оскар». Но тем не менее есть и пара сильных режиссерских моментов, из которых особенно хочется отметить эпизод с разлетающимися по ветру перьями — символом сплетен, которые, будучи однажды выпущенными на свободу, уже не могут быть собраны обратно в подушку. В нашем мире, в котором одни только разлетевшиеся по ветру перья сплетен оказались способны разрушить жизнь и карьеру самого короля поп-музыки Майкла Джексона, этот образ выглядит укором и обвинением всем тем, кто не знает сомнений в своей нетерпимости.
Что же касается истины... Джон Патрик Шенли знает, виновен или невиновен отец Флинн. Но эту истину драматург и режиссер открыл только актерам, сыгравшим отца Флинна на бродвейской сцене и в фильме. Нам с вами остается решать самим. Или терзаться сомнениями...
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"