Холодная гора / Cold Mountain
Miramax Films (США), 2003
Историческая драма
2 ч. 35 мин.
|
|
Режиссер:
Энтони Мингелла (Anthony Minghella)
Сценарий:
Энтони Мингелла (Anthony Minghella)
В ролях:
Джуд Лоу (Jude Law)
Николь Кидман (Nicole Kidman)
Рене Зеллвегер (Renée Zellweger)
Натали Портман (Natalie Portman)
Дональд Сазерленд (Donald Sutherland)
Официальный сайт фильма:
http://www.coldmountainmovie.com
|
Что может стать утешением мимолётной страсти, втоптанной в грязь сапогами братоубийственной войны? Только ли жизнь со всеми её радостями и невзгодами? Или смерть? Ну конечно же, смерть. К такому выводу можно придти после просмотра душещипательной драмы Энтони Мингеллы — фильма невыносимо горького и жестокого.
Странное дело: я всё чаще замечаю, что мне начинают нравиться подобные фильмы. Наверное, изощрённый мазохист, спавший в моём подсознании, всё-таки проснулся от грохота туповатых боевиков и похрюкивания пошленьких комедий. Проснулся и временами требует чего-нибудь этакого бабского, рыдательного, наподобие тонущего парохода, отбрасывающего копыта гладиатора или слепой эмигрантки, вздёрнутой на виселице. Стареем.
«Холодная гора» оказалась в самый раз. Ужасы единственной серьёзной войны в истории Соединённых Штатов показаны во всей, если можно так выразиться, красе. Ужасы коллекционные, изысканные, подобранные для нас с особой тщательностью. Особенно поражает эпизод с вынесенным во двор младенцем. Уму непостижимо, как убедительно Натали Портман сыграла несчастную мать-одиночку. Кто бы мог подумать, что эта джедайская кукла способна на такое.
Но кровь и ненависть — лишь зловещие декорации к истории любви простого американского парня Инмана (Джуд Лоу) и непростой американской дамочки Ады Монро (Николь Кидман) — довольно странной любви двух незнакомцев, состоявшей из пары фраз и неуклюжего прощального поцелуя, растянувшегося на долгие годы разлуки.
Эта хрупкая любовь, словно мистический талисман, сохранила Аду от голодной смерти и послужила её избраннику путеводной звездой по дороге к дому, оберегая от опасностей, выпавших на его долю. Чтобы подкачать в самый последний момент.
Да, фильм получился излишне жестоким, но в то же время прекрасным. Жестокость только подчёркивает красоту замечательных ландшафтов, которые язык не проворачивается назвать румынскими (ни за что бы не поверил, что в сорока километрах от Холодной горы находится Бухарест), и в то же время жестокость обнажает скупое очарование таких персонажей, как отставной священник (Филип Сеймур Хоффман), старушка №1 (Кети Бейкер), старушка №2 aka ангел-хранитель (Эйлин Аткинс), бродячий скрипач (Брендан Глисон) и, конечно же, его дочка Руби (Рене Зеллвегер) — знойная деревенская баба с яйцами, которая, как говорится, и мустанга на скаку остановит, и в горящий вигвам войдёт в ковбойских сапогах...
Словом, безо всякой оглядки на хулителей отмечу, что картина получилась достойная, причём достойная главного «Оскара», а не тех семи незначительных номинаций, выхваченных у зажравшихся хоббитов.
Как сказал один очень умный человек, всякий народ с краткой историей считает её Великой. Говорил он об Америке, так что нет нужды удивляться, почему киноакадемики так холодно встретили скорсезевских бандитов и мингелловских конфедератов. Для закоренелых снобов, коими являются эти «академики», вольная трактовка Величайшей Истории Соединённых Штатов — своего рода табу. И попытка переплюнуть эталонную мелодраму «Унесённые ветром» выглядит если и не гражданским подвигом, то по крайней мере эпатажной выходкой, достойной либо порицания, либо аплодисментов.
Я аплодирую вам, Энтони! Аплодирую стоя, за добротно снятый, хоть и горький фильм о человеческих судьбах.
Факты