Поймай
меня, если сможешь / Catch Me If You Can
DreamWorks (США), 2002
Авантюрная комедия / драма
140 мин.
|
|
Режиссер:
Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
Сценарий:
Джефф Натансон (Jeff Nathanson)
В ролях:
Леонардо ДиКаприо (Leonardo DiCaprio), Том Хэнкс
(Tom Hanks), Кристофер Уокен (Christopher Walken),
Мартин Шин (Martin Sheen), Эми Адамс (Amy Adams)
Официальный сайт фильма:
www.dreamworks.com/catchthem
|
Обычно
при упоминании ДиКаприо первое, что приходит в голову,
— тонущий «Титаник» с копошащимися статистами и надрывное
пение Селин Дион. Так уж вышло, что оскароносный Лео в
своих последующих ролях не блистал, постоянно оставаясь
в тени гигантского парохода. А между прочим, ДиКаприо
очень даже неплохой актер, и его великолепная игра в комедии
Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» лишний раз
это доказывает.
Имена других актеров говорят сами за себя.
Можно сказать, Спилберг перестраховался, пригласив сразу
три звезды мировой величины: Тома Хэнкса, Кристофера Уокена
и Мартина Шина — излишество, достойное признанного мастера.
Фильм
основан на реальных событиях, имевших место в середине
60-х, когда юный хакер докомпьютерной эпохи Фрэнк Эбенгейл
водил за нос сотрудников ФБР, постоянно меняя обличье,
прикидываясь летчиком, доктором, юристом и даже преподавателем
социологии. Разумеется, многое в этой истории приукрашено,
а многое попросту вымысел. Сherchez la vérité.
Счастливое семейство Эбенгейлов оказывается
за бортом жизни. Деланный оптимизм отца-неудачника, постоянные
измены матери, пытающейся откупиться за молчание, и в
довершение ко всему неизбежный развод окончательно «сдвигают
крышу» юного Фрэнка (ДиКаприо), и он убегает из дома.
«В деньгах вся сила, брат!» — думает Фрэнк
и пытается разбогатеть, игнорируя предостережение о девятом
круге Ада.
Первые опыты с банковскими чеками не приносят
успеха, незамысловатые отцовские уловки с бижутерией выглядят
нелепо, но Фрэнк неутомим, он упорно следует к намеченной
цели и однажды, совершив всего один телефонный звонок,
становится... пилотом крупнейшей в то время американской
авиакомпании «Pan American».
Путешествуя по стране и обналичивая чеки в
разных банках, Фрэнк сколачивает состояние, закупает оборудование
и ставит подделку чеков на промышленную основу.
А тем временем авиакомпания замечает утечку капитала и
обращается за помощью в ФБР. Расследование поручают тертому
калачу Карлу Хэнратти (Том Хэнкс). Начинается знаменитое
противостояние Карла и Фрэнка, давшее название фильму.
Фрэнк
постепенно входит во вкус и меняет «профессии» как перчатки,
всякий раз одурачивая Карла, следующего за ним по пятам.
Ловкий мошенник Фрэнк, порхающий из города в город словно
мотылек, и угрюмый мизантроп Карл, у которого действительно
не все дома, — уж больно велик соблазн стать закадычными
друзьями.
«Ты позвонил, потому что тебе больше некому
звонить!» — говорит Карл, вызывая бурю негодования на
другом конце провода. Но Фрэнк продолжает звонить снова
и снова. Как бы ни был искусен Фрэнк, он осознает, что
одинок в этом мире, и понять его сможет только Карл.
В конце концов Карл арестовывает мошенника,
вызволяет из деспотичной французской тюрьмы и сажает в
самую гуманную — американскую, где берет Фрэнка на поруки,
обращая его криминальный талант на службу мира и прогресса.
В эпилоге говорится, что они дружат и по сей день. Традиционный
хэппи энд в американском стиле.
В
80-е годы Эбенгейл был популярнейшей личностью в Соединенных
Штатах, он читал лекции на тему «Как не стать жертвой
обмана» и даже написал книгу о своих похождениях (в соавторстве
с падким на приукрашивания Стеном Реддингом). Права на
экранизацию были выкуплены в далеком 1980-м, но сценарий
был заказан лишь двадцать лет спустя. Спилберг долгое
время не решался ставить этот фильм и даже пытался сплавить
проект другим режиссерам, но те отнеслись к его предложению
прохладно. Под давлением ДиКаприо, которому сценарий очень
понравился, Спилберг передумал и взялся за хлопушку.
С машинами 60-х проблем не было — кинокомпания
«DreamWorks» дала объявление владельцам подержанных машин
поучаствовать в массовках. Основные трудности возникли
с «PanAm». Этот звездно-полосатый аналог «Аэрофлота» с
треском развалился в 80-е годы, и компанию пришлось «воссоздавать».
Вывески «PanAm» и различного рода атрибутика (форма, сумочки,
бланки) — все это было подготовлено по спецзаказу.
По
крайней мере два актера получили характерные роли. Постаревший
Кристофер Уокен сыграл отца Фрэнка так же выразительно,
как когда-то играл Джонни Смита в «Мертвой зоне». (Если
помните, там Джонни тоже потерял все, что у него было.)
Вечный папаша Мартин Шин с блеском сыграл отца семейства,
в котором не хватало разве что его собственного сына.
Комедией этот фильм можно назвать с большой
натяжкой. Очевидно, критики соскучились по хорошему, в
меру дозированному юмору и проигнорировали тот факт, что
фильм-то по существу социальная драма. Но чертовски занимательная
драма!
Два с лишним часа вы не потратите даром.
Киноляпы и оплошки: ПОЙМАЙ,
ЕСЛИ СМОЖЕШЬ
Общая оценка:
µµµµµ
17.02.03