9 рота
Гемини Фильм (Россия), 2005
Военная драма
2 ч. 35 мин.
|
|
Режиссер:
Федор Бондарчук
Сценарий:
Юрий Коротков
В ролях:
Артур Смольянинов, Алексей Чадов, Константин Крюков, Иван Кокорин, Артем Михалков, Михаил Пореченков, Федор Бондарчук, Михаил Евланов, Иван Николаев, Сослан Фидаров, Дмитрий Мухамадеев, Амаду Мамадаков, Станислав Говорухин
Официальный сайт фильма:
http://9rota.ru/
|
FMJ с русским характером
Семеро парней из разных уголков нашей необъятной родины, которая когда-то звалась СССР и писалась с большой буквы, решают пойти в Афганистан добровольцами. Бывший беспризорник Лютый (Артур Смольянинов), будущий педагог Воробей (Алексей Чадов), подающий надежды художник Джоконда (Константин Крюков), простые советские парни Чугун (Иван Кокорин), Ряба (Михаил Евланов), Стас (Артем Михалков) и политкорректный чеченец Пиночет (Сослан Фидаров) оттрубят от звонка до звонка в учебке, стойко перенося муштру контуженного прапорщика Дыгало (Михаил Пореченков), и вскоре отправятся на войну в Афган, навстречу судьбе.
A la gerre comme a la gerre
Тут надо бы сказануть что-нибудь пафосное про ужасы афганской войны, надломленные судьбы, тупость командного состава и тотальное российское разгильдяйство, но делать этого не хочется, да и сам фильм вовсе не про конкретную войну, а про обычных парней, исполнявших свой воинский долг.
Каждый из них воспринимал войну по-своему. Художник Джоконда видел в ней красоту и совершенство, ибо считал, что на войне нет ничего лишнего, вчерашний детдомовец Лютый видел войну с кишками на танковом колесе и боялся вернуться калекой, но тем не менее, все они приняли решение, и каждый пошел на войну за чем-то своим.
Сдружившиеся в учебке десантники постепенно братались, делили поровну свои радости и невзгоды, даже потаскушка была одна на всех, как и дальнейшая служба, которая ни для кого не оказалась сладкой. Попав в Афган, они пополнили ряды легендарной 9-й роты, где многие из них стали героями. Посмертно.
Боец, это залёт!
Так уж повелось, что каждый российский блокбастер последних лет представляет из себя какое-то кривляние перед Западом, дескать, мы тоже так умеем, даже не хуже. В «Ночном Дозоре» поглумились над фэнтези, без зазрения совести передирая целые сцены из мегахитов, к «Турецкому гамбиту» зачем-то присобачили летящий снаряд с картечью, явно переборщив со спецэффектами для показухи. Отсталые мы, ну то тут сказать... Вот и клипмейкер Федор Бондарчук решил поковыряться в голливудском корыте в надежде отыскать там что-нибудь безумно продвинутое, но в то же время душещипательное. И нашел ведь! Ей-богу нашел.
«Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика, заимствования из которой зашли слишком далеко, как нельзя лучше подошла для построения сюжета национального блокбастера: ведь есть же у нас свой Вьетнам, свои учебки, свои лейтенанты Хартманы, да и своей дури в голове тоже хватает. Вот так и родилась идея нового фильма про Афган, фильма удобного во всех отношениях: поколению «пепси» можно навешать лапшу на тему «как все это было», а более старшее поколение пусть прется от якобы случайно мелькнувшей пачки «Родопи», советского пятака или бутылки «Пшеничной»; ну а уж если говорить о чувствах, то народ у нас впечатлительный, глядя на проливающего кровь молодого солдатика, непременно разрыдается.
И все-таки...
И все-таки, несмотря на голливудщину и откровенное перегибание палки с историзмом, режиссерский дебют Федора Бондарчука более чем удался - фильм получился ярким и эмоциональным. С первых же минут фильма Бондарчук совершенно непринужденно приковывает внимание зрителя к группе подростков, заставляет жить с ними одной жизнью, проникаться симпатией, следовать вместе с ними в Афган, чтобы затем навсегда распрощаться в далекой провинции Хост на высоте 3234.
Практически все актеры в этом фильме прыгнули выше головы, даже непривлекательная Ирина Рахманова в роли шалавы Белоснежки смотрится естественно, невзирая на психоделическую сцену с обкуренными бойцами. Неподражаем Артур Смольянинов в роли Лютого - в прошлом безбашенного гопника, неформального лидера семерки новобранцев. Не отстает от него и Алексей Чадов, играющий Воробья - оппонента Лютого во взглядах на жизнь. Что удивительно, сильно переигрывает сам Бондарчук. Я, конечно, понимаю, у Бондарчуков становится традицией - играть в собственных фильмах (во всяком случае, папа ФБ злоупотреблял этим довольно часто), но его прапорщик Хохол получился слишком уж холеным и правильным на фоне афганской братии.
Все экшн-сцены, за исключением падения самолета, пока совковые. Битва идет нарезкой крупных планов, на которых трудно разобраться, кто есть кто из персонажей. «Духи» наступают строем, как в «Чапаеве» (говорят, в реальном бою они так и наступали, будучи обкуренными, но не повесишь же на каждого «духа» табличку, мол, курнул, сорри), наши бойцы, подобно балеринам, вытанцовывают на краю окопа. Грохота много, а толку почти никакого.
Несмотря на обилие батальных сцен, больше всего запоминается первая часть фильма, где идет перелопачивание Стэнли Кубрика, - она самая сильная, именно здесь происходит закладка фундамента для будущих переживаний. Здесь наши парни еще молоды-зелены и веселятся, что называется, от души - хочется верить, что они навсегда останутся именно такими, не так ли? Верить в то, что никогда не случится ужасов бессмысленной и беспощадной битвы, в которой они победили.
Интересные факты
Утверждается, что фильм основан на реальных событиях, имевших место в Афгане. Естественно, историзма в художественном фильме Бондарчука с гулькин нос - реальная 9-я рота, которую еще называли штрафной, выдержала 12 атак, и в живых там из 39 человек осталось аж 33, а не один.
Съёмки проходили в Крыму, Москве, Узбекистане (в местах бывшего расположения настоящих афганских учебок), а так же в Финляндии.
© Генрих Лиговский
Факты