Гипнотик /рецензия/ The Killer
США (2023)
триллер, криминал 18+
118 мин. / 01:58
|
|
Режиссер:
Дэвид Финчер
Сценарий:
Эндрю Кевин Уокер, Алексис Нолен, Люк Жакамон
В ролях
Майкл Фассбендер,
Тильда Суинтон,
Чарльз Парнелл,
Арлисс Ховард, Керри О’Мэлли, Софи Шарлотт, Эмильяно Перния, Габриель Поланко, Сала Бейкер, Эндре Хулс
|
Инстинкт убийцы,
или Не всех убью, не один останусь
Подписав выгодный контракт с медиасервисом «Нетфликс», культовый режиссер Дэвид Финчер получил возможность воплотить давние мечты. Три года назад он снял черно-белый байопик «Манк», задуманный в середине 1990-х, который принес ему третью номинацию на «Оскар». А теперь выпустил криминальный триллер «Убийца» — экранизацию графических романов французских комиксистов Жакамона и Маца, разработка которой началась еще в 2007 году.
И на старуху бывает проруха
Итак, герой фильма — безымянный Киллер (Майкл Фассбендер), который не парится греховностью своей работы, исповедует ницшеанскую философию в духе социал-дарвинизма и готов сутками торчать в недостроенном здании, ожидая, когда в номер роскошного отеля напротив заселится оплаченная мишень. Но не зря говорят, что и на старуху бывает проруха! Расслабившись из-за затянувшегося ожидания в засаде, Киллер допускает фатальный промах.
Нет, это не выходит боком лично ему — план отхода срабатывает идеально, все следы заметены. Вот только удар принимает на себя его подруга Магдала (Софи Шарлотт), которую Киллер находит в больнице избитой до полусмерти. Поняв, что его предали, профессиональный убийца встает на путь мести, стараясь следовать личному кодексу: держись плана, предугадывай, не импровизируй, никому не верь, никогда не упускай преимущество и ввязывайся лишь в тот бой, за который тебе платят...
Холодное блюдо
Номинально вписываясь в рамки классического сюжета о взбунтовавшемся киллере, картина на самом деле идет поперек всех стандартов. Герой даже не пытается корчить из себя благородного мстителя: несмотря на невольные симпатии зрителя, Киллер остается циничным убийцей, следующим лишь своим правилам. Включая и принцип «ввязывайся лишь в тот бой, за который тебе платят» — просто на сей раз плату он берет не деньгами, а жизнями. Неспешное развитие действия идет нарочито вразрез с традициями безмозглых пиф-паф-боевиков типа «Джона Уик». Киллер не двигается напролом, а действует спокойно и продуманно, следуя инстинкту убийцы в полном соответствии с крылатым изречением «месть — это блюдо, которое лучше подавать холодным».
В картине вопреки законам жанра нет ничего похожего на принцип «всех убью, один останусь» — и убивает Киллер не всех, и в финале остается не один.
Конечно, российского зрителя, привыкшего к тому, что зло должно быть наказано, и не считывающего россыпь цитат и аллюзий (например, все псевдонимы, которыми пользуется Киллер, взяты из популярных телеситкомов 1970-х годов!), новая картина Дэвида Финчера вряд ли восхитит. Но ценителям умных триллеров с неоднозначным посылом, а также поклонникам отличного актера Майкла Фассбендера, не радовавшего нас своим появлением на экранах аж четыре года, здесь определенно есть что ловить.
И еще: «Убийца», похоже, побил все рекорды по части лаконичности заглавных титров, переплюнув даже фильмы Вуди Аллена.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"