Сядь за руль моей машины /рецензия/ Doraibu mai ka / Drive My Car
Япония (2021)
авторское, фестивальное, 16+
179 мин. / 02:59
|
|
Режиссер:
Рюсукэ Хамагути
Сценарий:
Рюсукэ Хамагути, Такамаса Оэ, по Харуки Мураками
В ролях:
Хидэтоси Нисидзима,
Токо Миура,
Масаки Окада,
Рэйка Кирисима,
Пак Ю-рим, Чин Дэ-ён, Соня Юань, Ан Хви-тхэ, Перри Дизон, Сатоко Абэ
|
Настроение: Мураками
Харуки Мураками — не самый простой автор для экранизаторов. Слишком много у него вложено в тонкие движения души на фоне рутины жизни. Но хорошие режиссеры как-то справляются. Вот и у Рюсукэ Хамагути все получилось. «Сядь за руль моей машины» — конгениальная адаптация рассказа японского писателя...
Чеховская драма
Сюжет фильма вращается вокруг режиссера и актера Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима), который после смерти жены пытается вернуть себе смысл существования и радость жизни. Он берется за постановку чеховской пьесы «Дядя Ваня» для театрального фестиваля в Хиросиме. На время исполнения контракта ему выделяют личного водителя Мисаки (Токо Миура), смурную и необщительную девицу.
По мере того, как герой погружается в работу, он постепенно начинает сближаться с молодой женщиной-шофером, чувствуя в ней родственную душу — одинокого человека, отчаянно ищущего выход из некоего душевного тупика, но неспособного первым броситься на амбразуру и прямо заявить о своих чувствах, надеждах и до сих пор причиняющих боль травмах прошлого. Обоим предстоит долгий путь, прежде чем они по-настоящему раскроются друг перед другом, заставляя струны сердца звучать если не в унисон, то хотя бы робким и не фальшивым дуэтом.
Параллельно выстраиванию отношений с девушкой, в которой Юсукэ видит погибшую дочь, выстраивается и концепция его спектакля, где актеры играют на разных языках, включая язык жестов. И именно на языке жестов «звучит» знаменитая фраза из финала «Дяди Вани», когда Соня с чувством выдает: «Что же делать, надо жить!», и это является своеобразной кодой ко всей кинокартине.
Пьеса в трех часах
На данный момент картина «Сядь за руль моей машины» завоевала приз Каннского фестиваля за лучший сценарий, «Золотой глобус» и премию BAFTA как лучший иностранный фильм — и уверенно метит на «Оскар». Уже одно это должно заставить продвинутого синефила взять ее на заметку.
Однако следует помнить, что зрителя ждет специфическое артхаусное зрелище, высидеть которое неподготовленному человеку будет сложновато. Это авторское кино во всей красе, приглашающее погрузиться в психологические глубины и тонкие нюансы отношений между не особо ярко и выпукло обрисованными персонажами.
Чтобы окончательно отпугнуть нестойких, скажем: драма Рюсукэ Хамагути идет три часа, обстоятельно анализируя каждый шаг героев, в то время как новеллу Мураками можно прочитать за час. Тем не менее, тех, кто готов довериться постановщику, принять его правила игры и размеренный темп повествования, ждет уникальный опыт погружения в мир не то чтоб изысканных, но действительно трогающих как ум, так и сердце переживаний. Переживаний, которые, пожалуй, способны во всей полноте передавать сейчас на экране только азиатские режиссеры крупного калибра. К которым автор фильма «Сядь за руль моей машины» совершенно точно относится.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"