Тихая ночь /рецензия/ Silent Night
Великобритания (2021)
драма, ужасы, комедия 16+
92 мин. / 01:32
|
|
Режиссер:
Камилль Гриффин
Сценарий:
Камилль Гриффин
В ролях:
Кира Найтли,
Мэттью Гуд,
Роман Гриффин Дэвис,
Аннабелль Уоллис,
Лили-Роуз Депп, Сопе Дирису, Кирби Хауэлл-Баптист, Люси Панч, Руфус Джонс, Давида Маккензи
|
Это всего лишь конец света
Чем больше мировых кризисов валится на человечество, тем чернее комедии про глобальные катастрофы. Не успели мы опомниться после премьеры жутковатой киносатиры «Не смотрите наверх» с уничтожением нашей цивилизации кометой, как подоспела «Тихая ночь» с еще более дикой версией конца света...
Последнее Рождество
Начинается картина британки Камилль Гриффин как типичная рождественская комедия. Гости съезжаются в сочельник в дом супругов Нелл (Кира Найтли) и Саймона (Мэттью Гуд), чтобы провести с ними праздники. Легкий треп в формате small talk, слегка натужное веселье, шалости крутящихся под ногами детей. Как водится, по мере приближения полуночи народ напивается, начинают выпадать скелеты из шкафов и персонажи узнают малоприятные тайны друг друга. Прямо «Обратная связь» (2020) с «Квартетом И», только без фейерверка острот.
И вот тут, после первой трети фильма, случается надлом шаблона. Выясняется, что на планете вообще-то бушует Апокалипсис. Тучи токсичного газа, которые испустила Земля, накрывают одну территорию за другой. И никто не доживет до Нового года: власти раздали людям таблетки с ядом, дабы граждане приняли их в праздничную ночь и умерли без мучений.
Но даже перед лицом смерти герои не в силах отречься от эгоистичных устремлений и мелочных разборок. Выясняется, что достойно уйти труднее, чем казалось. Забавные перепалки быстро сменяются истеричными метаниями, и комедия оборачивается трагедией, до которой и Шекспир бы не додумался.
Селедка с джемом
Зрители, ожидавшие юмористического балагана с обменом колкостями под елкой, будут, понятно, шокированы. Дай опытные синефилы вряд ли переварят «Тихую ночь» без ментальной изжоги. Для госпожи режиссера это дебют в полном метре — и очевидно, она не вполне понимает, как выбивает из колеи микс новогодней душегрейки и коллективного самоубийства.
Авторы ленты, видимо, предполагали снять сатиру на современное общество, погрязшее в малодушии и лицемерии. Все эти приятные, но мелкие люди, без всякого протеста идущие на бойню перед страхом болезненной кончины (а то и хуже — лишенной комфорта жизни в постапокадиптическом мире, если кому-то чудом удастся уцелеть), явно намекают на состояние умов в нынешней деградирующей, чрезмерно толерантной Европе, не способной бороться за свое будущее. Только очень уж карикатурно и инфантильно излагает Камилль Гриффин свои мысли. Ее задумка интересна, идеи находят горячий отклик, актеры стараются. Но как же тяжело сопереживать ее тупым и безвольным героям, готовым умертвить себя и своих детей!
Да, постановщица дает в финале надежду на то, что конец света не такой уж и конец. Увы, надежда эта довольно слабая — как и режиссура «Тихой ночи», напоминающая безнадежную попытку слепить вкусный бутерброд с селедкой и джемом.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"