Первый Оскар /рецензия/
Россия (2022)
драма, 12+
114 мин. / 01:54
|
|
Режиссер:
Сергей Мокрицкий
Сценарий:
Максим Бударин, Юрий Ненев
В ролях:
Тихон Жизневский,
Антон Момот,
Дарья Жовнер, Андрей Мерзликин, Никита Тарасов, Василий Мищенко, Михаил Брашинский, Алексей Колган, Станислав Стрелков, Лев Малишава
|
Репортаж о чуде
Не все знают, что первый отечественный фильм, удостоенный премии Американской киноакадемии, — вовсе не «Москва слезам не верит». Первый «Оскар» был присужден в 1942 году документальному фильму «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», прошедшему в американском прокате под названием «Москва наносит ответный удар».
История создания и признания этого киношедевра легла в основу военной драмы Сергея Мокрицкого «Первый Оскар».
Правда войны
Итак, в 1941 году выпускники операторского факультета ВГИКа Иван Майский (Тихон Жизневский) и Лев Альперин (Антон Момот) становятся фронтовыми операторами. Будучи полными противоположностями по характеру — признанный лидер Ваня и тихий, даже какой-то пришибленный Лева, они и к съемкам подходят по-разному: первый жаждет снимать постановочные агитки, тогда как второй стремится запечатлеть подлинную правду войны...
Еще одним главным героем картины является легендарный американский продюсер Дэвид Селзник (Остин Басис), который в 1942 году, посмотрев фильм «Москва наносит ответный удар», называет его репортажем о чуде и решает выдвинуть на «Оскар», специально создав новую номинацию. Однако большинство голливудских бонз решительно против, и в первую очередь — тесть Селзника, могущественный киномагнат Луис Барт Майер (Майкл Лернер)...
Неужели для дружбы нужен враг?
Несмотря на взятую за основу реальную историю, перед нами не байопик, а художественная притча, события и большинство героев которой вымышлены.
И хотя начальные титры дают понять, что перед нами стилизация под советское кино, чрезмерная наивность киноязыка местами раздражает. Как и явление мудрого и добродушного товарища Сталина, совершенно непохожего на себя в исполнении приклеенного к пластическому гриму Алексея Колгана. Линия любовного треугольника выглядит лишней, а талантливой Дарье Жовнер, увы, нечего играть в плоско прописанной роли выпускницы актерского факультета Юны, объекта соперничества героев.
Но главное, что фильм на такую тематику вполне мог оказаться ура-патриотической милитаристской агиткой. К счастью, опасения оказались напрасными: главный посыл ленты не только далек от лозунгов типа «можем повторить», но и прямо им противоположен, показывая, что даже представители разных идеологий могут протянуть друг другу руки. Чтобы дружить, совсем не обязательно иметь общего врага. Достаточно просто оставаться людьми и помнить простую истину: худой мир всегда лучше доброй ссоры.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"