Паранормальные /рецензия/ De uskyldige
Норвегия, Швеция, Дания, Великобритания, Франция, Финляндия (2021)
драма, фантастика, ужасы 16+
117 мин. / 01:57
|
|
Режиссер:
Эскиль Вогт
Сценарий:
Эскиль Вогт
В ролях:
Ракель Ленора Флоттум,
Алва Бринсмо Рамстад,
Сэм Ашраф, Мина Ясмин Асхэйм, Эллен Доррит Петерсен, Мортен Свартвейт, Кадра Юсуф, Лиза Тэнне, Ирина Эйдсвольд Тэйен, Мариус Кольбенстведт
|
Недетские детские игры
Мы привыкли к тому, что фильмы про людей с суперсилами — это сплошь экранизации комиксов с героями в цветастых трико. Но лента «Паранормальные» норвежца Эскиля Вогта о детях со сверхспособностями является редким примером артхаусной фантастической драмы. И слово «артхаусной» тут определяющее...
Невидимая миру битва
По сюжету картины, юная Ида (Ракель Ленора Флоттум) и ее старшая сестра Анна (Алва Бринсмо Рамстад) вместе с родителями переезжают в многоквартирный дом в новом квартале. Анна страдает аутизмом, поэтому Ида должна за ней постоянно присматривать, чем девочка явно тяготится. Ей не хочется быть нянькой, ей хочется играть с другими ребятами, особенно с бедовым Беном (Сэм Ашраф), у которого есть тайна: он владеет телекинезом.

Вскоре выясняется, что Бен не единственный в их доме обладает необычным талантом. Девочка Аиша (Мина Ясмин Асхэйм), например, имеет дар телепатии — причем с аутичной Анной она способна не только контактировать, но и усиливать в ментальном симбиозе, например, способности Бена.
Проблема в том, что юные герои незрелы в плане морали и ответственности. Их игры быстро перестают быть безобидными шалостями и легко переходят в разряд вгоняющих в оторопь детских жестокостей. Напряжение медленно нарастает, дабы к финалу ленты разрешиться жутким молчаливым противостоянием бывших друзей. Тем более страшным, что никто, кроме его участников и нескольких чувствительных к телепатии детей не понимает и не замечает, что происходит...
Люди Игрек
Кто-то может сказать, что скандинавы пересняли «Хронику» (2012) Джоша Транка, но между этими работами сходство лишь поверхностное. Парни из «Хроники», заигравшиеся в супергероев, все-таки детьми не являлись и понятия о добре и зле имели. А вот персонажи «Паранормальных» слишком юны и приходят к пониманию моральных ориентиров инстинктивно, по ходу дела.

Недаром в оригинале кино называется «Невинные», что подчеркивает непонимание Идой и Беном идеи греха. Для них скинуть кота в лестничный пролет — просто занимательный эксперимент: выживет животное или нет? Лишь со временем до них начинает доходить, где пределы допустимого. И то не до всех.
Так что по духу «Паранормальные» ближе не к «Хронике», а, скорее, к вампирской драме «Впусти меня» (2008), хотя и с весьма серьезными оговорками. Фильм дает понять, что детство — не только счастливая и беззаботная пора в жизни человека, но и минное поле, пересечь которое не покалеченным физически и духовно удается не всем. И делает это великолепно. Но не ждите буйства цифровой графики; напоминаем, это артхаусная драма, а не «Люди Икс». Спецэффекты здесь практические и скромные.
Отдельно хочется отметить отличную игру детей, после которой невозможно смотреть «Ералаш». Особенно хороша Рамстад в роли аутистки: невозможно поверить, что в жизни она совершенно обычная девушка!
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"