Мания /рецензия/ The Novice
США (2021)
драма 18+
97 мин. / 01:37
|
|
Режиссер:
Лорен Хэдэуэй
Сценарий:
Лорен Хэдэуэй
В ролях:
Изабель Фурман,
Эми Форсайт,
Дилон,
Джонатан Черри,
Кейт Драммонд, Шарлотта Уббен, Сэйдж Ирвин, Чантелл Бишоп, Дженни Росс, Никки Дювал
|
Новенькая, да готовенькая,
или Побить рекорд любой ценой
В наше время успех стал одним из сакральных понятий жизни. «Добейся успеха!» — учат родители, учителя и разнообразные тренеры и коучи. Думать о потерях — удел слабаков. Однако именно о цене успеха предлагает задуматься новый психологический триллер Лорен Хэдауэй, завернутый в оболочку спортивной драмы, чье простое, но емкое название «Новичок» наши прокатчики заменили более броским — «Мания».
Ноги, корпус, руки
Итак, юная Алекс Долл (Изабель Фурман) одержима стремлением быть лучшей во всем. Поступив в университет, она каждую контрольную выполняет первой, но уходит последней, ибо по сто раз перепроверяет решения. Но девушке этого мало, и она записывается в местную команду но гребле. Тренерша Эдвардс (Кейт Драммонд) находит, что у Алекс нет таланта, но тренер Пит (Джонатан Черри) поддерживает новенькую, считая, что упорство и готовность тренироваться важнее.
Начав с нуля, героиня карабкается наверх, повторяя как мантру инструкцию тренера Пита: «Ноги, корпус, руки». Среди новичков Алекс обретает под ругу Джейми (Эми Форсайт) из бедной семьи. Но скоро Девушки становятся соперницами — ведь им придется сойтись в борьбе за место в основной команде. Но, похоже, для Алекс уже не важны ни дружба, ни стипендия, ни собственное здоровье. Ее стремление любой ценой побить все рекорды превращается в манию...
Пиррова победа
Изабель Фурман запомнилась еще 11-летней, с блеском сыграв «девочку с двойным дном» в хорроре «Сиротка» («Дитя тьмы»). Но спешу разочаровать любителей «жести» — на сей раз ее героиня не превратится в маньячку и не побежит разносить черепа окровавленным веслом. Фильм сосредоточен на внутренней борьбе Алекс, которая мастерски передана сочетанием яркой игры актрисы, мрачного видеоряда, прихотливого монтажа и убойного саундтрека. При этом картина обходится без примитивного эпатажа; эротические эпизоды поставлены так, что даже наши пуританские цензоры не стали их вырезать.
Добрая треть, а то и половина фильма выстроена почти без слов — в виде эффектных музыкальных клипов. Они удивительным образом составляют цельную картину развития мании героини, которая уже едва понимает, что происходит вокруг, но моментально реагирует на волшебное слово «рекорд». Просто удивительно, что для Лорен Хэдауэй это дебют в полном метре — настолько виртуозно выстроено повествование, настолько четко выдержан темпоритм, настолько силен эффект присутствия. Мы так глубоко погружаемся в сознание Алекс, что в угаре заплыва наперегонки со всем миром и самой собой едва замечаем сепсис, грозящий девушке потерей руки.
Выиграть в любом соревновании — это, конечно, важно. Но не менее важно уметь вовремя остановиться, чтобы не оказаться в положении полководца Пирра. Финальный триумф героини — это пиррова победа, за которую заплачена слишком высокая цена. В том числе и за победу над собой.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"