Дорз /рецензия/ The Doors
США, Франция (1991-2022)
драма, биография 18+
140 мин. / 02:20
|
|
Режиссер:
Оливер Стоун
Сценарий:
Рэндалл Джансон, Оливер Стоун
В ролях
Вэл Килмер,
Мег Райан,
Кайл МакЛоклен,
Фрэнк Уэйли, Кевин Диллон, Майкл Уинкотт, Майкл Мэдсен, Джош Эванс, Деннис Бёркли, Билли Айдол
|
Темная сторона дверей,
или Пыль давно остывшей звезды
Все-таки не зря говорится: нет худа без добра! Уход голливудских мейджоров с нашего кинорынка, конечно, больно ударил по кинопрокату и оставил нас без многих ярких премьер. Но зато он же позволил начать запускать в широкий прокат признанную киноклассику, в силу различных причин никогда не бывавшую на отечественных киноэкранах. И первой ласточкой стал легендарный музыкальный байопик 0ливера Стоуна «Дорз».
Зажги мой огонь
На экране разворачивается трагическая история человека, перевернувшего представления о рок-музыке, — Джима Моррисона (Вэл Килмер). Первые творческие опыты в киношколе и судьбоносная встреча с клавишником Рэем Манзареком (Кайл МакЛоклен). Начало работы с гитаристом Робби Кригером (Фрэнк Уэйли), который написал их первый хит «Зажги мой огонь». Вместе с ударником Джоном Денсмором (Кевин Диллон) собирается квартет, вошедший в историю под названием «Дорз» («Двери»).
Первые клубные выступления, когда из-за стеснения Джим пел, стоя спиной к публике. И последующие концерты на стадионах, которые Моррисон превращал в безумные шаманские оргии. Метания Моррисона между ангелом в лице Пэм Курсон (Мег Райан) и демоном в лице Патриции Кеннелли (Кэтлин Куинлан). Мучительные поиски своего места в жизни и провокационные рассуждения о смерти. А Смерть — вот она, рядом: следует за Джимом с детства в образе мистического старика-индейца...
Прикоснуться к феномену
Критики упрекают фильм в бессвязности и безыдейности. Но Оливер Стоун создавал не поучительную басню, а притчу о мучительных внутренних противоречиях, толкающих к саморазрушению, переосмысливая, а то и прямо цитируя фильм Боба Фосси «Ленки». Если разглядеть эту преемственность, становится понятно, почему картина тяготеет к показу именно темной стороны «Дорз».
Стремясь сосредоточить внимание на творчестве Моррисона, режиссер обошелся без композитора, выстроив саундтрек из песен «Дорз», лишь изредка разбавляя их другим музыкальным материалом (стоит напомнить, что 30 лет назад финал «Кармины Бураны» и «Адажио Альбинони» еще не звучали так банально, как сейчас).
В 1991 году фильм не снискал особого успеха, но со временем занял свое место, став классикой. И за тридцать лет ничуть не устарел, позволяя если не постичь, то хотя бы прикоснуться к феномену группы «Дорз», фактически просуществовавшей всего 6 лет, но оказавшей огромное влияние на всю мировую рок-культуру. Включая и наши палестины — достаточно назвать таких монстров, как «Крематорий» и «Калинов мост», вместе с которыми мы продолжаем собирать пыль давно остывшей звезды.
А сегодня остается только от души поблагодарить компанию «Про:взгляд», которая дала нам возможность увидеть на большом экране не только восстановленную, но и блистательно дублированную версию классической картины об одном из самых легендарных членов «клуба 27», для которого бремя собственного таланта оказалось непосильной ношей.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"