Чебурашка /рецензия/
Россия (2022)
семейный, комедия 6+
113 мин. / 01:53
|
|
Режиссер:
Дмитрий Дьяченко
Сценарий:
Виталий Шляппо, Василий Куценко, Вячеслав Зуб
В ролях
Сергей Гармаш,
Ольга Кузьмина,
Полина Максимова,
Фёдор Добронравов, Сергей Лавыгин, Елена Яковлева, Дмитрий Лысенков, Софья Зайка, Илья Кондратенко, Ева Смирнова
|
И чьи это уши там торчат?
Творческое переосмысление культовых персонажей советской эпохи — стойкий тренд последних лет, который нельзя не заметить. Удачи на сем поприще редки, как снег в Сахаре, но киношники не сдаются. Характерным примером переделки творческого наследия СССР является недавний фильм-сказка «Чебурашка»...
Полная переделка
Сразу скажем, картина Дмитрия Дьяченко представляет вниманию публики существенно обновленные версии знакомых героев. Так, вместо крокодила Гены, работающего в зоопарке, тут одинокий пожилой мужчина Геннадий Петрович (Сергей Гармаш). Он трудится садовником в парке-дендрарии одного портового города на юге. В отличие от прототипа, характер у него крайне скверный: желчный старик постоянно конфликтует с посетителями, находится в напряженных отношениях с собственной дочерью Татьяной (Полина Максимова) и явственно излучает неприязнь к окружающей его действительности.

Однажды странный циклон обрушивает на город ливень из апельсинов. А вместе с ним прибывает из экзотических краев забавное ушастое создание. С хорошими манерами и уважением к чужой собственности у него так себе, но к очаровательному бескультурью пришельца прилагается бездна обаяния, перед которым невозможно устоять. Не сразу, но Чебурашка пробивает броню мизантропии Геннадия Петровича, берущего существо под свое крыло. К несчастью, на зверька положила глаз современная версия Шапокляк в лице жесткой бизнесвумен Риммы (Елена Яковлева), решившей подарить того внучке. Словом, грядет конфликт, и вовлеченным в него сторонам предстоит сделать сложный выбор между тем, чего требует разум, и тем, к чему лежит сердце...
Русский дзен
Режиссер Дьяченко — крепкий профи, сделавший себе имя на комедиях с участниками «Квартета И» и спецзффектной трилогии «Последний богатырь». Так что определенный уровень качества его «Чебурашка» предлагает по умолчанию. Во всем, что касается красивой картинки, толковой прорисовки характеров и отношений персонажей, а также смешных гэгов, постановщик знает толк.

Другое дело, что кинематографист впервые в карьере взялся за героев с полувековым бэкграундом, подразумевающим ревнивое сравнение зрителями канона и новодела. И плотно вошедший в массовое сознание оригинал в таком, соревновании всегда будет иметь преимущество. Увы, неплохая сама по себе лента Дьяченко не выдерживает конкуренции за подлинную народную любовь и с книгами Эдуарда Успенского, и с мультфильмами Романа Качанова.
В сюжетах с классическими Геной и Чебурашкой была сосредоточена целая жизненная философия, отношение к миру. Они воплощали собой, хм, русский дзен, если угодно. А за новым фильмом не стоит ничего, кроме хорошо рассказанной истории. Что, конечно, тоже немало. Но лишь по меркам нашей несерьезной эпохи победившего постмодерна. «И хотя нам прошлого немного жаль, лучшее, конечно, впереди». Ах если бы...
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"