Брат во всём /рецензия/
Россия (2022)
драма, 16+
80 мин. / 01:20
|
|
Режиссер:
Александр Золотухин
Сценарий:
Александр Золотухин, Михаил Тяжев
В ролях:
Николай Журавлёв,
Сергей Журавлёв,
Александра Шевырёва,
Михаил Клабуков,
Егор Кутушов, Олег Метелев, Даниил Харин, Александр Канакин, Александр Халюта, Артур Каспранов
|
Небесные мальчики
Александру Золотухину всего 33 года, но за плечами у него уже несколько фильмов, в том числе нашумевшая драма «Мальчик русский» (2018) о судьбе юного добровольца на фронтах Первой мировой. В новой киноработе режиссера «Брат во всем» действие происходит в наши дни, а юношей в военной форме уже двое...
С мечтою о небе
Сюжет картины вращается вокруг братьев-близнецов Мити и Андрея Березиных (Николай и Сергей Журавлевы) — кадетов авиационного училища, готовящих себя к карьере пилотов истребителей. Они совершенно обычные парни без героического флера: никакого пацанского милитари-пафоса в их речах нет, и демонстративного проявления патриотизма в кадре от них ждать не стоит. Это просто мальчишки с романтической мечтой о покорении неба.
Меж тем, с покорением неба у обоих братьев есть проблемы. И довольно серьезные: Митя плохо переносит перегрузки и норовит вырубиться на форсаже, а Андрей слишком импульсивен и самоуверен в управлении самолетом. Над обоими (прежде всего, над Митей) нависает неиллюзорная угроза вылететь. И не на задание, а из училища по объективным показателям. Дабы этого не произошло, первому надо любой ценой пройти медкомиссию, а второму — выдержать трудный экзамен.
Шансы провалиться у парней достаточно велики. Но хуже всего, если один из близнецов осилит испытание, а второй нет. Такой исход, понятное дело, с гарантией разведет братьев по жизни, а они привыкли всегда держаться друг за друга, разделять одну судьбу на двоих...
Пора взрослеть
Если герой фильма «Мальчик русский», потеряв зрение на войне, слушал небо, чтобы засекать налеты вражеской авиации, герои «Брата во всем» в небо смотрят. И слишком часто, чтобы это было случайностью. Что они там выглядывают? Фантазируют о парении среди облаков на могучей крылатой машине? Или ищут знамения высших сил о будущем, которое их ждет?
Режиссер не дает прямых ответов на возникающие у зрителей вопросы, лишь намекает на то, что его герои пока не готовы принимать взрослые решения — за них это делает жесткая, основанная на дисциплине и приказах система, в которой они существуют. Не мальчики, но еще не мужчины, Митя и Андрей стойки только в привязанности друг к другу. Но что если обстоятельства ведут к тому, что им придется делать выбор между мечтой и братскими узами?
Тонкая режиссура, продуманный сценарий и хорошая игра Николая и Сергея Журавлевых не то чтобы выделяют фильм из массы картин про пилотов, которая обрушилась на нас в последние месяцы («Девятаев», «Летчик», «Небо»), но ставят его как бы в стороне от мейнстримных проектов. Хотя «Врат во всем» кино не совсем фестивальное, он все-таки гораздо ближе к артхаусу; не зря же его премьера состоялась на Берлинале. Это почти нежная, ясная и избегающая мелодраматических поворотов сюжета история взросления героев, которые не очень-то готовы взрослеть. А взрослеть придется.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"