Северный ветер /рецензия/
Россия (2020)
артхаус, фестивальное, 18+
97 мин. / 01:37
|
|
Режиссер:
Рената Литвинова
Сценарий:
Рената Литвинова
В ролях:
Рената Литвинова,
Антон Шагин,
Софья Эрнст,
Галина Тюнина, Татьяна Пилецкая, Светлана Ходченкова, Никита Кукушкин, Ульяна Добровская, Манана Тотибадзе, Максим Суханов
|
Просто такая странная любовь
Со времен «Последней сказки Риты» (2012) Рената Литвинова выступала режиссером лишь в коротком метре. «Северный ветер» — ее первый за много лет полнометражный игровой проект. И по меркам артхаусного кино весьма удачный. А вот массового зрителя он может ввергнуть в прострацию...
Семейная хроника
У картины есть формальный сюжет, описывающий историю упадка одной семьи, делами в которой заправляли сильные женщины, а слабые мужчины терпели жизненное фиаско. Однако действие развивается в фантасмагорическом мире условной России начала XX века, которая словно перенеслась со страниц книг Владимира Сорокина, герои изъясняются нарочито театрально, нюансы их отношений тонут в декадентском бормотании и теряются на фоне дивных декораций и костюмов, поражающих эстетическим совершенством, и все это выглядит как не имеющий ни начала, ни конца сон Ренаты Литвиновой, вызванный полетом пчелы вокруг граната. Или гранаты.
Иными словами, понять что происходит на экране, непросто. Но зрелище получилось завораживающее. Холодному интеллектуальному анализу «Северный ветер» поддается слабо, так что придется положиться на эмоции и попытаться настроиться на ту волну, на которой десятилетиями качается в море бытия Литвинова. Этому может помочь музыка Земфиры, пронизывающая картину, — красивая, сильная, но тревожная и отстраненная.
Вмерзнуть в историю
О чем же все-таки фильм? Так и подмывает повторить за Игорем Таращанским из канонической пародии на «Кинопанораму»: «Да ни о чем!» Но основную идею ленты вычленить можно. Она в том, что любовь не всегда созидает, любовь хрупка и под ударами судьбы часто мутирует в разочарование, ненависть и может быть, в конечном итоге, разрушительной.
Ожидание счастья так легко превращается в ожидание смерти, и леденящее дуновение борея судьбы оставляет человека наедине с неизбежностью вмерзнуть в архив истории, в который потом никто не заглянет. Эстетская мизантропия Литвиновой по этой части весьма напоминает смешанную с жалостью мизантропию режиссера Киры Муратовой, памяти каковой, к слову, «Северный ветер» посвящен. И чувство смешного у обеих дам схожее, замешанное на черном юморе и убийственной иронии.
Словом, если вам интересно аллегорическое и притчевое фестивальное кино с интересными авторскими решениями, новую работу Ренаты Муратовны пропускать не стоит. Но любителям жанровых лент лучше не беспокоиться.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"