Земля кочевников /рецензия/ Nomadland
США, Германия (2020)
драма, 16+
110 мин. / 01:50
|
|
Режиссер:
Хлоя Чжао
Сценарий:
Хлоя Чжао, Джессика Брудер
В ролях:
Фрэнсис МакДорманд,
Гэй ДеФорест,
Патриша Грайр,
Линда Мэй,
Анджела Рэйс, Карл Р.Хьюз, Дуглас Дж.Соул, Райан Аквино, Тереза Бьюкэнэн, Кариэ Линн Макдермотт Уайлдер
|
Одиночество в степи
Американские киноакадемики редко позволяют взять «Оскар» за лучший фильм настоящему фестивальному артхаусу. Но в этом сезоне шанс на такое развитие событий велик. Хотя драма Хлои Чжао «Земля кочевников» — фильм вызывающе некоммерческий, конкурентов сравнимого калибра у нее мало...
Перекати-поле и вольная воля
Сюжет у картины безыскусный. У немолодой женщины по имени Ферн (Фрэнсис МакДорманд) умер муж, а тут еще закрыли единственное градообразующее предприятие: завод, на котором она отпахала много лет. Оставшись на пороге старости без средств к существованию, героиня грузит свой скромный скарб в ржавый автофургон и отправляется колесить по Америке в поисках сезонной работы.
В своих странствиях Ферн обнаруживает: подобных ей неприкаянных душ в США полно. Многие из них образуют своеобразное братство современных кочевников, разбивающих лагеря прямо в дикой прерии и трогательно помогающих друг другу. Да, они выбрали путь бродяг не от хорошей жизни. Однако, оторвавшись от корней, нашли свободу, которая большинству людей только снится.
Ферн как будто с интересом вливается в это пестрое общество цыган автотрасс. И все же что-то мешает ей по-настоящему сблизиться с ними и начать жизнь с чистого листа. Сумеет ли героиня оставить прошлое в прошлом и избавиться от одиночества, на которое сама себя обрекла?..
Красота по-американски
«Земля кочевников» снята в духе европейского авторского кино — отстраненно, прохладно, лаконично. Красоты дикой глубинки показаны с пренебрежением к открыточным видам: никаких шикарных закатов и романтики, только первозданная и неприветливая природа, которую неделями созерцали первопроходцы XVIII-XIX веков, трясясь в своих фургонах.
С американскими пионерами былых времен персонажей своей ленты — в подавляющем большинстве реальных странников на колесах, а не актеров, — как раз Чжао и сравнивает. И тонко намекает, что, возможно, пришло время вместе с этими маргиналами открыть и переосмыслить Америку заново. Просто чтобы понять: есть ли у нее будущее?
Временами кажется, постановщица готова нажать на педаль социальной критики и заклеймить капитализм, плодящий изгоев. Но она не Оливер Стоун, ей хватает вкуса не свалиться в левую пропаганду, которой сейчас в Голливуде полно. Чжао интересен более философский слой рефлексии по поводу того, отчего люди обрезают жизненные якоря и выбирают свободу. За что ей большое человеческое спасибо.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"