Последняя дуэль /рецензия/ The Last Duel
США, Великобритания (2021)
драма 18+
152 мин. / 02:32
|
|
Режиссер:
Ридли Скотт
Сценарий:
Николь Холофсенер, Бен Аффлек, Мэтт Деймон
В ролях:
Мэтт Деймон,
Бен Аффлек,
Адам Драйвер,
Джоди Комер,
Харриет Уолтер, Алекс Лоутер, Мартон Чокаш, Уильям Хьюстон, Оливер Коттон
|
Три точки зрения
на одно событие
Напомним, что дебютом режиссера Ридли Скотта в полном метре была бретерская драма «Дуэлянты» (1977). Что ж, круг замкнулся: на закате карьеры 83-летний постановщик возвращается к теме, давшей ему путевку в Канны и Голливуд, с историческим фильмом «Последняя дуэль»...
На поле чести
В основу картины легли факты, отраженные в хрониках. И они таковы: в 1386 году дама Маргарита де Карруж обвинила приближенного могущественного графа д'Алансона — Жака Ле Гри — в изнасиловании, пока ее муж Жан де Карруж был в отъезде. Ответчик, поддерживаемый покровителем, яростно отрицал вину.
Разразился скандал, который власти явно желали спустить на тормозах. Однако женщина стояла на своем, и в отсутствие свидетелей, подтверждавших слова обеих сторон, король Франции был вынужден санкционировать «божий суд» — дуэль до смерти между де Карружем и Ле Гри. Хотя уже тогда подобные поединки считались пережитком менее цивилизованной эпохи.
О том, кто победил и доказал тем свою правоту в глазах общества, вы можете узнать из Википедии. Мы же намерены избежать спойлеров, но хотим заметить, что отказавшаяся отозвать обвинения Маргарита страшно рисковала. Ведь на кону оказывались не только жизни сражавшихся на ристалище бойцов, в случае гибели супруга она попала бы на костер за лжесвидетельство. О том, как сложилась ее судьба после решения отстаивать свое доброе имя до конца, предлагаем все же узнать не из интернета, а из фильма мэтра.
В поисках истины
До сих пор историки не уверены, имело ли место изнасилование. Дело отягощалось имущественным» спорами де Карружа и Ле Гри, а также сложными интригами при дворе, так что истину установить сложно. Поэтому постановщик избрал очень интересное решение поочередно показать произошедшее глазами трех основных персонажей.
Первым вступает Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) — храбрый, искренний в делах и мыслях, но грубый, упрямый и не блещущий умом вояка. Он видит себя благородным защитником справедливости, поступает строго по кодексу чести, однако портит себе и другим жизнь чрезмерными честолюбием и обидчивостью. Потом слово получает Жак Ле Гри (Адам Драйвер) — умный, начитанный, куртуазный вельможа с большим политическим потенциалом, которого, увы, подводит неуемная страсть к разврату. И наконец мы увидим, как воспринимала развернувшиеся события Маргарита де Карруж (Джоди Комер) — аристократка с управленческим даром, задыхающаяся в тисках роли жены, бесправной вещи, которой мужчины пользуются, не принимая во внимание ее мечты и желания.
Необычный формат повествования, предлагающий зрителю ознакомиться с разными версиями ключевых сцен, и отличные актерские работы (помимо тройки главных героев отметим классного Бена Аффлека в образе распутного д'Алансона) делают «Последнюю дуэль» настоящей творческой удачей Ридли Скотта со времен «Марсианина» (2015). Замечательное кино!
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"