Дюна /рецензия/ Dune
США, Канада, Венгрия (2021)
фантастика 12+
155 мин. / 02:35
|
|
Режиссер:
Дени Вильнёв
Сценарий:
Джон Спэйтс, Дени Вильнёв, Эрик Рот
В ролях:
Тимоти Шаламе,
Ребекка Фергюсон,
Оскар Айзек,
Джош Бролин,
Джейсон Момоа, Зендея, Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем, Дэйв Батиста, Шарлотта Рэмплинг
|
В ожидании мессии
Когда Дени Вильнев объявил, что берется за адаптацию фантастической саги Фрэнка Герберта «Дюна», фанаты книги преисполнились великих надежд. Ибо кто, как не постановщик «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049», мог поднять такую глыбу и не запороть попытку? Но тогда никто еще не знал о пандемии...
На полдороге
Большое число персонажей и сложная сюжетная интрига с богатым визуалом и этнографическими нюансами поставили перед режиссером и студией Warner Bros, трудную задачу: без потерь перенести на экран историю аристократа Пола Атрейдеса, полностью изменившего себя и свою судьбу, чтобы стать мессией чужого народа и повелителем ключевой планеты в Галактике.
Было решено изложить события «Дюны» в двух больших фильмах — логичный, но, как оказалось, роковой шаг. Вильнев успел снять лишь первую часть, когда явился коронавирус и спутал все планы. Очевидно, что эпик стоимостью в $165 млн, сюжет которого обрывается на полуслове, не сможет окупиться в прокате в новых карантинных условиях. Да, «Уорнеры» обещали, что все равно дадут деньги на 2 серию. Но это было до того, как Голливуд сел на жесткую финансовую диету из-за локдауна.
Так что поклонники вселенной Герберта сейчас все на нервах. Первая «Дюна» завершается на том, что Пол, переживший гибель отца и падение своего дома, принимает наконец свое предназначение и примыкает к народу фрименов, дабы потом возглавить их борьбу с Империей. Промежуточный финал перед самой зрелищной частью истории. Которой, увы, мы можем не дождаться.
Эпос будущего
А дождаться очень хочется. Потому как то, что успел наснимать славный канадец, производит пусть не ошеломляющее, но все равно огромное впечатление. Вильнев по максимуму сохранил перипетии книги, сократив лишь те моменты, без которых действительно можно обойтись.
Актеры играют близко к тому, что написано в книге. И Пол (Тимоти Шаламе), и его отец герцог Лето I (Оскар Айзек), и мать героя леди Джессика (Ребекка Фергюсон) получились аутентичными. Правда, второплановые персонажи вышли поярче — оружейные мастера Дункан Айдахо (Джейсон Момоа) и Гурни Халлек (Джош Бролин), злодей барон Харконнен (Стеллан Скарсгард) и ментат Питер де Врийе (Дэвид Дастмалчян). Не экранного времени у них мало.
Что просто блестяще, так это декорации и спецэффекты. Совершенно монументальные и циклопические, они используются в кадре с умом и вкусом, благо режиссер — мастер композиции. Причем композиции лаконичной, где нет места случайным, лишним деталям. И, конечно, прекрасна музыка Ханса Циммера, задающая неспешный, величественный ритм размашистого фильма-эпоса.
Любителям боевиков «Дюна» может показаться скучноватой и бледной — динамичных сцен мало, виды пустынной планеты Арракис не балуют яркими цветами. Но это именно та, «правильная», передающая дух романа экранизация, которую мы так ждали. Скрестим пальцы, чтобы студия сдержала свое слово.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"