Довод /рецензия/ Tenet
США, Великобритания (2020)
фантастика, 16+
150 мин. / 02:30
|
|
Режиссер:
Кристофер Нолан
Сценарий:
Кристофер Нолан
В ролях:
Джон Дэвид Вашингтон,
Роберт Паттинсон,
Элизабет Дебики,
Аарон Тейлор-Джонсон,
Кеннет Брана, Клеманс Поэзи, Фиона Дуриф, Майкл Кейн, Химеш Патель, Эндрю Ховард
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Палиндром во времени
Кристофер Нолан обожает превращать свои фильмы в головоломки, сложность которых мешает зрителю вникать в сюжет «на ходу». Так устроены «Помни», «Начало» и «Интерстеллар». Но «Довод» превзошел предшественников: для полного понимания кино нужно пересматривать — и не раз...
Война с будущим
Шпионский триллер рассказывает о том, как безымянный агент ЦРУ (Джон Дэвид Вашингтон) на задании в Киеве едва не погибает, увидев нечто странное. Оклемавшись, он узнает, что существует тайная организация «Довод», чья миссия — спасти человечество.
Почему-то люди будущего ополчились на наше настоящее и готовят конец света с помощью темпоральной инверсии, позволяющей двигаться против течения времени. И герой, по крупицам собирая информацию, должен противостоять грядущей катастрофе. Для этого ему придется перестроить мышление на логику, в которой причины и следствия меняются местами. И планировать действия с учетом того, что часть текущих событий — итог вмешательства «инвертированных».
Разумеется, на этом пути перед протагонистом в полный рост встает вопрос: существует ли в мире обратного времени свобода воли — или все предопределено заранее? Не обойдется и без классического «парадокса дедушки», и проблемы уменьшения энтропии вопреки Второму началу термодинамики.
Момент «Престижа»
Где-то до половины фильма следить за изгибами сюжета просто, но затем начинается хардкор. Вслед за персонажем Вашингтона зрителю приходится напрягать мозги, дабы пробить логические цепочки от следствий к причинам и понять, что на экране происходит в реальном времени, а что в обратном.
Дешифровку усложняет появление новых лиц, вовлеченных в темпоральные игры: злого русского олигарха Андрея Сатора (Кеннет Брана), его отчаявшейся жены Кэт (Элизабет Дебики), загадочного соратника героя по имени Нил (Роберт Паттинсон) и командира инверсивного спецназа Айвза (Аарон Тейлор-Джонсон). При попытках постичь суть событий «Довода» голова идет кругом, но это приятное головокружение от искусства режиссера собирать ладно продуманные пазлы.
Конечно, Нолан жульничает, в духе фокусников из своего «Престижа», отвлекая внимание публики от нестыковок в повествовании. Но делает это мастерски: за руку поймать его сложно, да и не нужно. «Довод» — не то кино, что призвано сеять разумное, доброе, вечное. Это дивный аттракцион повышенной сложности, фильм-палиндром, замыкающийся сам на себя словно тугая петля времени.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"