Опасный элемент /рецензия/ Radioactive
Великобритания, Венгрия, Китай, Франция, США (2019)
биография, драма 16+
111 мин. / 01:51
|
|
Режиссер:
Маржан Сатрапи
Сценарий:
Джек Торн, Лорен Реднисс
В ролях:
Розамунд Пайк,
Сэм Райли,
Иветта Фойер,
Мирьям Новак, Ральф Белкин, Саймон Расселл Бил, Шан Брук, Дрю Джейкоби, Анайрин Барнард
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Жертва облучения
Мария Склодовская-Кюри была выдающимся физиком и химиком, ее заслуги перед наукой несомненны. И полученные ею две Нобелевские премии тому подтверждение. Тем удивительнее, что об этой женщине снято так мало фильмов: «Опасный элемент» — лишь третья ее кинобиография в истории...
Женщина, стоящая внимания
Любопытно, что новая лента о Склодовской-Кюри, которую убедительно играет Розамунд Пайк, основана не на самих фактах из жизни героини, а на излагающем их комиксе Лорен Реднисс. С учетом того, что режиссером проекта выступила Маржан Сатрапи, автор известного графического романа «Персеполис», решение понятное, однако спорное, упрощающее повествование.
Нет, все важные вехи карьеры и личной жизни физика показаны — открытие радия и полония, изучение радиоактивности, отношения с мужем Пьером Кюри, а также роман с Полем Ланжевеном после смерти супруга. И оформлено все интересно: как воспоминания умирающей Марии — с экскурсами в будущее, рассказывающими о последствиях ее изысканий, среди которых изобретение рентгенографии, атомная бомба, лучевая терапия и Чернобыльская катастрофа.
Скандальная слава
К сожалению, госпожа режиссер попыталась испортить свое детище солидной порцией настырного феминизма — и успешно. Для чего не постеснялась исказить легко проверяемые факты. Так, у нее Склодовская-Кюри всю дорогу страдает от мужского шовинизма, и даже Пьер норовит присвоить часть славы себе и едет получать их первую Нобелевку один. Что полное вранье — оба супруга в Швецию не поехали из-за занятости и ухудшения здоровья.
Да, у Марии были определенные проблемы с общественным мнением, но в основном из-за ее скандальной связи с женатым Ланжевеном. Среди профессионалов же реноме исследовательницы оставалось высоким, и лишь инцидент 1910 года, когда нашу героиню отказались принять во Французскую академию наук, можно считать явным проявлением дискриминации. А у Сатрапи женщина борется с предрассудками на каждом шагу, увязая и мелочной борьбе за свое достоинство.
Токсичная память
Вообще, хотя кино вполне достоверно в том, что касается открытий четы Кюри, сюжет чрезмерно фокусируется на личной жизни женщины, выпячивая ее сексуальную раскрепощенность и сильные душевные переживания. Если бы картина называлась «Клеопатра», вопросов бы не возникло. Но Мария Склодовская-Кюри все-таки в первую очередь была серьезным ученым с масштабным багажом достижений, а не звездой пикантных сплетен!
Иными словами, «Опасный элемент» хоть и дает представление о том, какой женщиной была Мария и чего она добилась в жизни, лента о ней получилась слишком конъюнктурной и плоской. Гамма-лучи свели Склодовскую-Кюри в могилу раньше времени, а вот лучи феминизма сделали кое-что похуже, превратив кинобиографию героини в приятные взору, но токсичные отходы.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"