Офицер и шпион /рецензия/ J'accuse
Франция, Италия (2019)
драма, история 16+
132 мин. / 02:12
|
|
Режиссер:
Роман Полански
Сценарий:
Роберт Харрис, Роман Полански
В ролях:
Жан Дюжарден,
Луи Гаррель,
Эмманюэль Сенье,
Грегори Гадебуа, Эрве Пьер, Владимир Иорданов, Дидье Сандр, Мельвиль Пупо, Эрик Руф, Матьё Амальрик
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Парижское дело
Пока великий и ужасный Роман Полянский (так правильно транскрибируется на русский его польская фамилия!) снимал камерные фильмы на двух-четырех актеров, его ненавистники как-то поутихли. Но стоило режиссеру вернуться к масштабному кино, как те опять замахали флагами, и его новый фильм прокатили на ряде кинофорумов. А меж тем историческая драма «Офицер и шпион» — лучший фильм Полянского со времен «Писателя-призрака».
Дело Дрейфуса
Картина рассказывает о деле Дрейфуса, которое на рубеже XIX-XX веков раскололо французское общество и оказало влияние на историю и Франции, и всей Европы. Итак, 5 января 1895 года капитан французской армии Альфред Дрейфус (Луи Гаррель) приговорен к гражданской казни и сослан на остров Дьявола за шпионаж в пользу Германии. Участвовавший в процессе офицер Жорж Пикар (Жан Дюжарден), одобривший осуждение бывшего ученика, обласкан начальством: он становится самым молодым полковником в армии и назначается главой одного из отделов разведки.
Жить бы Пикару да радоваться, но ему совсем не до радости — будучи честным человеком, он не может закрыть глаза на попавшие ему в руки документы, указывающие на то, что обвинение против Дрейфуса было сфабриковано. И даже давняя замужняя любовница Полин (Эммануэль Сенье) не в силах отвлечь полковника от мыслей о том, что его предвзятое отношение к подсудимому-еврею стало одной из причин того, что на остров Дьявола был отправлен невиновный...
Честь мундира
Французское заглавие фильма — «Я обвиняю»: так называлась статья Эмиля Золя, с которой он выступил в защиту Дрейфуса. Но в международный прокат лента вышла под названием «Офицер и шпион» — так называется роман Роберта Харриса, написанный специально для Полянского, с которым они сотрудничали на картине «Писатель-призрак».
И вновь режиссер поднимает вопросы отношений человека и власти, прихотливо выстраивая нелинейное повествование, наводящее на размышления о том, как система перемалывает людей, а у российского зрителя вызывающее неизбежные ассоциации с «московским делом».
Несмотря на то, что в деле Дрейфуса победила справедливость, фильм завершается на пессимистичной ноте. Выдающийся режиссер не испытывает радужных иллюзий и в финальной сцене показывает, что даже пострадавший от рук защитников «чести мундира» не испытывает благодарности к тому, кто ради его спасения не испугался позора и тюрьмы. И что есть одна вещь, которая способна сломить того, кого не сломила тюрьма. А именно — чистенький новенький мундир.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"