Kitoboy /рецензия/
Россия, Польша, Бельгия (2020)
драма, 16+
93 мин. / 01:33
|
|
Режиссер:
Филипп Юрьев
Сценарий:
Филипп Юрьев
В ролях:
Владимир Онохов,
Кристина Асмус,
Владимир Любимцев,
Мария Чупринская, Арье Вортхальтер, Лазиза Увайдуллаева, Николай Татато
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Путешествие в страну мертвых
Фильм «Kitoboy» — полнометражный дебют молодого постановщика Филиппа Юрьева. И дебют громкий: фильм недавно получил ряд премий на «Кинотавре» и один из второстепенных призов Венецианского кинофестиваля. Достаточное основание, чтобы присмотреться к этой картине повнимательней...
Хочу в Америку!
Начинается «Kitoboy» как неяркая провинциальная комедия. Бесхитростный чукотский юноша Лешка (Владимир Онохов) помогает охотникам добывать морского зверя, заботится о своем порывающемся пафосно помереть дедушке (Николай Татато), а на досуге валяет дурака с другом Коляном (Владимир Любимцев). Эта часть фильма полна забавных моментов, основанных на бытовом юморе.
Однако все меняется, когда Лешка увлекается красоткой из секс-видеочата под ником Hollysweet_999 (Кристина Асмус). Неопытный в любви парень из северной глубинки вскоре настолько шалеет от обуревающих его чувств, что всерьез собирается отправиться на свидание с предметом своей страсти. Вот только чаровница находится в американском Детройте, и наш герой не вполне отдает себе отчет, как это далеко от его дома. Ему кажется, стоит пересечь Берингов пролив, добраться до Аляски — и полдела сделано! Разумеется, реальность вскоре даст Лешке знать, какое гиблое предприятие он затеял.
Впрочем, дойдет это до чукотского донжуана не сразу, а лишь после ряда опасных приключений. Они уже не тянут на комические сценки: вокруг протагониста сгущается мрачная атмосфера, и в дело вступает суровый магический реализм шаманского извода. Усвоит ли герой урок или продолжит гнаться за химерой, ведущей его к гибели?..
Столица загробного мира
Снятый нарочито безыскусно, «Kitoboy» производит изрядное впечатление. В том числе тем, как плавно мутирует из реалистичной истории взросления в метафизическую драму на тему осознания человеком своего места в мире и понимания истинных ценностей жизни. А из дебютанта Онохова вышел просто конгениальный Лешка — неудивительно, что актер получил награду «Кинотавра» за лучшую мужскую роль, настолько он органичен в кадре.
И все же это первый большой фильм режиссера, и без огрехов не обошлось. Автору не всегда удается держать внимание зрителя. Даже при скромном хронометраже своего детища в полтора часа он затягивает многие сцены и допускает перебои с ритмом. А мораль подает малость «в лоб», проговаривая важное устами персонажей или вводя очень уж жирные визуальные маркеры, дабы донести свои мысли.
Нужно быть очень наивным зрителем, чтобы не понять: одиссея Лешки — это парафраз древнего сюжета о странствии героя в царство усопших (Асмус, словно неживая тень, не произносит с экрана ни слова; депрессивный Детройт как метафора загробного мира; мертвая американская еда маршмеллоу, которую парень сразу выплевывает). Можно было подать все гораздо тоньше. Но и так получилось очень даже неплохо.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"