Человек-невидимка /рецензия/ The Invisible Man
Австралия, США, Канада, Великобритания (2020)
триллер 18+
124 мин. / 02:04
|
|
Режиссер:
Ли Уоннелл
Сценарий:
Ли Уоннелл
В ролях:
Элизабет Мосс,
Оливер Джексон-Коэн,
Харриет Дайер, Элдис Ходж, Сторм Рейд, Майкл Дорман, Бенедикт Харди, Рени Лим, Брайан Миган
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Имеющий глаза да увидит
Проект возрождения «Вселенной монстров» студии «Юниверсал» уже стал похож на невидимку: все о нем слышали, но никто не видел. «Мумия» с Томом Крузом не оправдала ожиданий, так что студия решила перекроить формат своей «Темной вселенной» под малобюджетные страшилки с социальным подтекстом. И «первой летучей мышкой» стал новый фантастический триллер Ли Уоннелла «Человек-невидимка».
Растворившийся ужас
Итак, однажды ночью Сесилия (Элизабет Мосс) решается на побег из логова мужа-тирана Эдриана. Найдя приют в жилище друга-копа Джеймса (Алдис Ходж), Сеси никак не может прийти в себя и опасается выходить из дому. Но вот ее сестра Эмили (Гарриет Дайер) сообщает, что Эдриан покончил с собой. А встретившись с братом мужа Томом (Майкл Дорман), вдова узнает, что покойник завещал ей много миллионов.
Сеси радостно отмечает начало новой жизни и даже открывает счет на имя дочери Джеймса, Сидни (Сторм Рид), чтобы та могла учиться в колледже своей мечты. Но вскоре героине начинает казаться, что ее муж не умер, а растворился в окружающей действительности. Ведь Эдриан Гриффин был гениальным изобретателем и вполне мог открыть способ стать невидимкой! Или женщина просто съехала с катушек и медленно тонет в пучине паранойи?..
Между триллером и памфлетом
К литературной классике фильм отношения не имеет, и даже Герберт Уэллс в титрах не упоминается. Ли Уоннелл придумал самостоятельный сюжет, в котором от книги осталась лишь фамилия ученого да пара отсылок к экранизации 1933 года. И как триллер лента поначалу впечатляет: напряженная атмосфера, пугающие явления невидимки и отличная музыка Бенджамина Уоллфиша, выносящая мозг виолончельными соло. Упор сделан не на визуальные эффекты, а на грамотно выстроенный саспенс и социальный посыл.
Здесь-то и проблема — попытка раскрыть тему домашнего насилия выглядит нелепо. Тема важная и поднимать ее надо, но зритель, имеющий глаза увидит, что в данном контексте это не работает. Непонятны мотивы невидимки, резко переходящего от газлайтинга (человека вынуждают сомневаться в адекватности своего восприятия — Прим. ред.) к грубой агрессии.
Неясна и логика жертвы, которой не приходит в голову использовать, например, прибор ночного видения. Не вышло и представить страдания героини как метафору абьюзинга: не только женщину упекут в психушку за вопли о невидимках! Битых два часа фильм шарахается между параноидальным триллером и социальным памфлетом, а в результате выливается в глупую байку с неубедительным злодеем и нехаризматичной героиней, не вызывающей ни грамма симпатии.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"