Фестиваль Рифкина /рецензия/ Rifkin's Festival
Испания, США, Италия (2020)
фестивальный 16+
92 мин. / 01:32
|
|
Режиссер:
Вуди Аллен
Сценарий:
Вуди Аллен
В ролях:
Уоллес Шоун,
Джина Гершон,
Луи Гаррель,
Елена Анайя,
Серхи Лопес, Ричард Кайнд, Натали Поса, Стив Гуттенберг, Тэмми Бланчард, Кристоф Вальц
|
Полнота жизни
Комедия «Фестиваль Рифкина» — юбилейный, 50-й фильм Вуди Аллена. Поневоле ждешь от 85-летнего режиссера подведения в нем каких-то итогов и осмысления пройденного творческого пути. Нечто похожее в картине и правда есть. Но мэтр не любит ставить точки в конце. Зато любит ставить знаки вопроса...
Под небом Испании
Главный герой ленты — писатель Морт Рифкин (Уоллес Шоун), непривлекательный и старый интеллектуал, обремененный молодой и эффектной женой, пиарщицей Сью (Джина Гершон). Он летит вместе с супругой на кинофестиваль в Сан-Себастьяне — не столько составить компанию своей «половинке», сколько проверить теорию, что она спит с молодым режиссером Филиппом (Луи Гаррель), претенциозной и пустоголовой, однако крайне сексуальной знаменитостью, за пресс-поддержку каковой женщина отвечает.
Сам Морт считает себя неудачником и на фоне грустных мыслей, обостривших его возрастные болячки, попадает на прием к эффектной докторице (Елена Анайя). Которой внезапно увлекается на почве разделяемой обоими любви к классическому европейскому кинематографу. И пока Сью проводит время с красавцем Филиппом, наш герой упивается обществом интересной женщины, на роман с которой у него хоть и нет никакой надежды, зато с ней он вновь ощущает полноту жизни. И вспоминает грандиозные черно-белые фильмы прошлого, проникающие в его сны...
Великий и великие
Да, никакой жирной точки в финале, никакой черты под масштабной карьерой. 50-й фильм Вуди Аллена оказался уютной и вызывающе неамбициозной «осенней» комедией, в которой постановщик тепло (однако без преклонения) признается в любви к шедеврам европейского кино и ехидно прохаживается по нынешнему голливудскому ширпотребу.
Особенно интересны эпизоды сновидений Рифкина, забавно переосмысливающие известные сцены из фильмов Орсона Уэллса, Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Луиса Бунюэля, Федерико Феллини, Клода Лелуша и, конечно, обожаемого Алленом Ингмара Бергмана. Каждый — чудесный пастиш, в котором Вуди мягко пародирует манеру того или иного титана режиссуры.
Это милая и мудрая картина, где разменявший девятый десяток знаменитый ипохондрик, чьи искрометные неврозы наконец-то ослабли под грузом прожитых лет, спокойно и слегка насмешливо резюмирует: жизнь по-прежнему не имеет смысла, но ее хотя бы можно заполнить чем-то хорошим. И пока есть время, следует делать лучшее, что можешь, — и наслаждаться лучшим, что посылает судьба.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"