Дорогие товарищи! /рецензия/
Россия (2020)
драма, 16+
97 мин. / 01:37
|
|
Режиссер:
Андрей Кончаловский
Сценарий:
Елена Киселёва, Андрей Кончаловский
В ролях:
Юлия Высоцкая,
Сергей Эрлиш,
Юлия Бурова,
Андрей Гусев, Владислав Комаров, Дмитрий Костяев, Иван Мартынов, Вячеслав Пигарев, Анатолий Петрунин, Артём Крысин
|
Кризис веры
На днях было объявлено, что черно-белая драма Андрея Кончаловскрго «Дорогие товарищи!» выдвинута от России на «Оскар». И да, это решение выглядит весьма конъюнктурно. Хотя сам фильм о расстреле демонстрации в Новочеркасске летом 1962-го конъюнктурным не является — несмотря на заявленную тему...
Хрущевский эксцесс
Многие считают, что это попытка режиссера словить хайл на все еще интересной Западу истории злодеяний советской власти. И укоряют Кончаловского в том, что он ради буржуйских премий (кино, напомним, взяло спец-приз жюри в Венеции) пляшет на костях, растравливает раны, мажет грязью и т.д. Ничего подобного.
Воспроизводя события 1-3 июня 1962 года, постановщик фокусирует внимание все-таки не на них, а на вызванной ими личной трагедии героини Юлии Высоцкой, партработницы Людмилы. В центре его внимания — духовный кризис искренней сталинистки. Она прошла войну и всегда оправдывала жертвы необходимостью момента. Мол, когда наступит мир и советский народ вместо меча возьмется за плуг, гуманизм восторжествует и построение коммунизма оправдает все перегибы. Но реальность постепенно разрушает идеологическую броню. Дефицит продуктов, удорожание жизни, глупости в методичках ЦК, а теперь еще и расстрел рабочих, всего-то требовавших того, что им полагалось по закону, подтачивает веру Людмилы в светлое будущее...
Не мораль, но урок
Крах мировоззрения героини, похоже, отражает собственные метания режиссера. Он сам очевидно не обрел баланса в своих представлениях о справедливом общественном устройстве. Консерватор в нем заставляет Кончаловского сочувствовать наивным мечтам Людмилы о коммунизме, который видится ей эдакой бытовой утопией. А либерал в нем не упускает случая на примере случившейся гекатомбы показать бесчеловечность системы, основанной на жестко насаждаемой идеологии.
Режиссер не принимает однозначно ни одну из точек зрения. С одной стороны, у него среди рабочих полно провокаторов и криминального элемента. С другой, власти ведут себя бездарно и проваливают все попытки выйти из ситуации без жертв. То он вводит в сюжет явно придуманных снайперов КГБ, спровоцировавших бойню, то одним из положительных героев у него оказывается чекист Виктор (Андрей Гусев), поступающий не по инструкции, а по совести. Автор уклоняется в итоге от обличений и чтения морали. Никаких обобщений: просто в роковые моменты жизни одни люди пасуют, а другие остаются людьми. Урок закончен.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"