Варавва /рецензия/
Россия (2019)
Драма, мифология 12+
115 мин. / 01:55
|
|
Режиссер:
Евгений Емелин
Сценарий:
Евгений Емелин
В ролях:
Павел Крайнов,
Регина Хакимова,
Залим Мирзоев, Александр Лаптий, Елена Подкаминская, Константин Самоуков, Сергей Санаев, Альберт Филозов, Виталий Максименко, Светлана Агафошина
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Освобожденный,
или Страсти-мордасти по Варавве
Библейская драма — редкий зверь в лесах отечественного кино, евангельские мотивы в наших фильмах наличествуют все больше в виде дополнений к основным сюжетам. А так, чтобы от начала и до конца версия библейского сюжета — вспоминается только «Иуда» по повести Леонида Андреева. Теперь рядом с ним можно поставить года два где-то мариновавшуюся, но наконец вышедшую к Пасхе картину Евгения Емелина «Варавва».
История разбойника
На экране разворачивается история разбойника Вараввы (Павел Крайнов), осужденного на смерть, но по требованию народа помилованного Понтием Пилатом (Константин Самоуков) и решившего выяснить, кем же был распятый вместо него Иисус. В основе картины — роман английской беллетристки Марии Корелли, развивающий европейские апокрифические традиции, так что выпускать сей опус к православной Пасхе было не лучшей идеей. Причем использован перевод 1900 года — неудивительно, что речь персонажей зачастую неестественна и архаична.
Но главное — неестественно и нелогично все, что происходит на экране! Герои периодически обращаются друг к другу с заявлением: «Ты не знаешь всей правды», но после каждого обещания «открыть истину» все запутывается еще больше. Кроме того, режиссер-дебютант попросту не умеет снимать кино, используя примитивный набор мелодраматических штампов. Так, единственный известный ему способ подчеркнуть значимость момента — врубить пафосную музыку! И к тому же один и тот же мотив, от которого на третий раз уже тянет скривиться.
Что есть истина?
Вместо притчи на евангельскую тему на экране разворачивается мелодрама, где все вертится вокруг роковой красотки Юдифи (Регина Хакимова), сестры Иуды Искариота.
Это надо ж было выдумать Иуде сестру, дать ей имя ветхозаветной героини, да еще и величать Юдифь Искариот, будто Искариот — «это фамилие такое»! А стенания Юдифи над трупом Иуды с инцестуальными намеками и параллелями с Офелией — вообще за гранью добра и зла. Ощущение, что фильм снимали по принципу «сделайте нам красиво», не сильно задумываясь о смысле и логике. Плюс невыразительная игра неизвестных актеров, на фоне которых глотком свежего воздуха воспринимается появление ныне покойного Альберта Филозова в роли Иосифа Аримафейского.
Неинтересен и сам образ Вараввы. Его путь не одухотворен — он ищет истину как какой-нибудь герой индийского фильма. Надежда затеплилась, когда возникли намеки, что освобожденный Варавва проникнется духом распятого Христа и продолжит его дело. Но увы, проходив весь фильм с одним выражением лица, Варавва предпочитает мессианству вечный покой. В результате самым ярким персонажем оказывается даже не моложавый и статный Понтий Пилат, а Каиафа (Александр Лаптий), который выведен коварным интриганом-сластолюбцем. Но и он не спасает этот школярский опус, снятый скучно, мелодраматично и ни о чем.
Библейская мифология — основа для философских размышлений и поисков истины, и превращать ее в банальную мелодраму глупо. Тогда уж лучше в детектив — как это сделал Дамиано Дамиани в фильме «Расследование».
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"