Ван Гоги /рецензия/
Россия (2018)
Драма, фестивальный 16+
103 мин. / 01:43
|
|
Режиссер:
Сергей Ливнев
Сценарий:
Сергей Ливнев
В ролях:
Алексей Серебряков,
Даниэль Ольбрыхский,
Елена Коренева,
Полина Агуреева, Наталья Негода, Александр Сирин, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Ёла Санько, Евгений Ткачук
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Реквием по мечте,
или При чем здесь Ван Гог
В прогремевшей пару лет назад роуд-драме Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Евгений Ткачук сыграл непутевого сына, а Алексей Серебряков — его покалеченного отца. В новой драме/притче Сергея Ливнева «Ван Гоги» актеры незаурядным образом поменялись ролями: теперь Серебряков выступил в роли непутевого взрослого сына, а Ткачук сыграл его отца в молодости.
Иголка в черепе
Итак, давно уехавший в Израиль художник-авангардист Марк (Алексей Серебряков) возвращается в отчий дом в Риге и встречается со своим отцом — дирижером Виктором Гинзбургом (Даниэль Ольбрыхский). Сыну уже за 50, и он так и не нашел ни своего места в жизни — его скульптуры из веревок никому не нужны, ни личного счастья — любовь Маши (Полина Агуреева) его не греет. Он страдает от боли — физической, причиняемой засевшей в черепе иглой, и моральной, вызываемой полным внутренним раздраем из-за недолюбленности в детстве.
Ощущая себя живым трупом, Марк даже обращается к властям Швейцарии с просьбой об эвтаназии, но получает отказ. Мать Марка их давно бросила. А его отцу почти 80, и он, напротив, полон творческих сил, и даже смерть любимой жены, мачехи Марка, не сломила его. Но расплата приходит в виде старческой деменции, постепенно отнимающей у Виктора работу, радость, память. Осознание того, что же было главным в жизни, к обоим героям приходит слишком поздно...
Заноза в сердце
Сергей Ливнев заявил о себе как сценарист легендарной «АССЫ», а позже удивил как постановщик экзистенциальной притчи «Кикс». Но после второго режиссерского проекта «Серп и молот» Сергей надолго ушел в продюсирование. И вот вернулся в режиссуру, показав, что за четверть века не растерял ни мастерства, ни кинематографического почерка.
Сюжет и видеоряд полны выразительнейших метафор, а также цитат и аллюзий — включая трогательно обыгранную присказку про «птицына серого» из «Детства Никиты» Алексея Толстого. Бытовая история отношений отца и сына оборачивается философской притчей о смысле жизни, а иголка в черепе, которую вроде как воткнула желавшая избавиться от ребенка мать, становится занозой в сердце, оставленной отцом.
Одним из лучших стал эпизод встречи героя с самим собой — каким он мог бы стать, но не стал. Эта сцена, снятая буднично, без надрыва, производит сильнейшее впечатление, заставляя задуматься о собственных нереализованных возможностях. И звучащая лейтмотивом «Лакримоза» Моцарта становится истинным реквиемом по мечте. Но на сей раз Ливнев все-таки выводит фильм к светлому финалу. В котором, кстати, кроется и разгадка названия: герой, нашедший в себе силы развязать все узлы, выходит в реальную жизнь и сливается с Сашей Галицким — израильским художником, обучающим резьбе по дереву обитателей домов престарелых. И на финальных титрах фильма «Ван Гоги» авторские работы на основе «Портрета дядюшки Тангу» напоминают о волшебной силе искусства, способной помочь победить страх смерти, примириться с неизбежным и обрести мир в душе.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"