Солнцестояние /рецензия/ Midsommar
США (2019)
ужасы, драма 18+
147 мин. / 02:27
|
|
Режиссер:
Ари Астер
Сценарий:
Ари Астер
В ролях:
Флоренс Пью,
Джек Рейнор,
Вильхельм Бломгрен,
Уильям Джексон Харпер, Уилл Поултер, Эллора Торчия, Арчи Мадекве, Хенрик Норлен, Гуннель Фред, Изабель Грилл
Официальный сайт фильма:
N/A
|
На ярком солнце,
или Диссертация с того света
Жанр хоррор привычно ассоциируется с темнотой. Уж если зрителя собрались пугать, то на экране обязательно должен быть мрачный особняк, хижина в темном лесу, ночное кладбище или, на худой конец, темные коридоры заброшенной психушки. Можно ли представить ужастик, действие которого происходит на ярком солнце? Режиссер Ари Астер своим новым фильмом "Солнцестояние» доказал: еще как можно!
Почему так светло?
Итак, Дэни (Флоренс Пью) не может оправиться от страшной трагедии — ее сестра покончила с собой, заодно удушив газом родителей. Парень бедолаги Кристиан (Джек Рейнор) и рад бы бросить слетающую с катушек пассию, да совесть не позволяет. Она же не позволяет ему отказать, когда Дэни увязывается с ним и его друзьями Джошем (Уильям Джексон Харпер) и Марком (Уилл Поултер) в Швецию, куда их пригласил шведский друг Пелле (Вильгельм Бломгрен). И где молодых аспирантов-антропологов ждет идеальная тема для диссертации — праздник летнего солнцестояния, который проходит в закрытой коммуне Хорге.
Вот так проблемная девица и трое крутых парней оказываются в странном месте, где поздним вечером все еще светло как днем. Где знакомство начинают с «колес» под чаек из грибочков. Где в клетке посреди поселения сидит здоровенный медведь, которого все игнорируют. Где странные люди в белых одеждах проводят какие-то языческие обряды. Которые раз за разом становятся все более зловещими, омерзительными и кровавыми...
Полночное солнце
Главной «фишкой» картины стала концепция создания пугающей атмосферы среди пасторальных сельских просторов — нечто подобное пытался сотворить Фриц Кирш в «Детях кукурузы». Но швабский режиссер, не обладая талантом, пугал примитивно, «в лоб», а вот Ари Астер нашел верный подход. Он вызывает у зрителя чувство необъяснимого, иррационального ужаса не столько тревожными ожиданиями (сюжет как раз довольно предсказуем) и страшными образами (крови в ленте не так уж много), сколько завораживающим сочетанием яркого видеоряда и звукового сопровождения. Эти выносящие мозг скрипки и языческие песнопения полны какой-то животной жути, а ненавязчивые, не бросающиеся в глаза визуальные эффекты, искажающие пространство, усиливают ощущение расстройства сознания, которым манипулируют служители «полночного солнца».
Однако у картины имеются и недостатки. И главный из них — невыписанные персонажи: более-менее живыми смотрятся только центральная пара Дэни и Кристиан. Ну ладно образы сектантов — у них мозги промытые... Но очень странно видеть талантливого Уилла Поултера в роли героя, функция которого сводится к паре скабрезностей да плохой идее пописать на священное древо.
Как странно выглядит и то, что из всего числа сектантов только один столь болезненно реагирует на святотатство... В общем и целом, фильм способен заворожить ценителей незаурядных хорроров на этнокультурные мотивы в духе классического «Плетеного человека». Только после этой страшилки вы будете бояться не темных лесов, а залитых солнцем цветущих полей.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"