Нуреев. Белый ворон /рецензия/ The White Crow
Великобритания, Франция (2019)
Драма, биография 16+
127 мин. / 02:07
|
|
Режиссер:
Рэйф Файнс
Сценарий:
Дэвид Хэа, Джули Кэвэна
В ролях:
Олег Ивенко,
Рэйф Файнс,
Луис Хофманн,
Адель Экзаркопулос, Сергей Полунин, Оливье Рабурден, Рафаэль Персонас, Чулпан Хаматова, Зак Эйвери, Мар Содуп
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Прыжок к свободе,
или Зачем мечтать о другом мире
Актер и режиссер Рэйф Файнс никогда не был поклонником балета. Но история жизни легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева увлекла Рэйфа, искавшего материал для третьей режиссерской работы. Свой фильм он назвал просто «Белый ворон», но наши прокатчики решили добавить пояснение, о ком речь. И на сей раз — огромное им спасибо! Так как посмотрев биографическую драму «Нуреев. Белый ворон», зрители наконец-то запомнят, как правильно пишется и произносится эта татарская фамилия.
Расправить крылья
Итак, преподаватель Вагановского училища Александр Пушкин (эту роль Рэйф Файнс взял на себя и сыграл на русском языке!) от следователя (Виталий Коваленко) узнает, что его любимый ученик сбежал на Запад.
Тихий и кроткий Пушкин не может в это поверить — ведь тот никогда не интересовался политикой и мечтал только танцевать. И вот перед нами ретроспективно разворачивается история о том, что толкнуло звезду русского балета Рудольфа Нуреева (Олег Ивенко) на отчаянный шаг.
Начиная с нищего детства, где единственным светлым образом была его мама (Равшана Куркова), мы узнаем, как неуклюжий и ершистый парень из Уфы последовательно преодолевал свои страхи — через неудачи и успехи, травлю и травмы, эмоциональные срывы и схватки с властью (блестящее камео Надежды Маркиной в роли Фурцевой). Чтобы в конце концов расправить крылья и совершить легендарный «прыжок к свободе», превратившись из затравленной «белой вороны» в уникального Белого ворона мировой балетной сцены...
Дух прекрасен
Фильм заслужил полярные отзывы — а это говорит о том, что он как минимум интересен. Немного напрягают отдельные наивности английского сценария, но в целом обошлось без «клюквы». Да, местами в кадр лезут современные фонари и отсутствовавшая в те времена ограда Александровской колонны, зато мы можем полюбоваться аутентичными интерьерами — и не только Парижского аэропорта, но и Вагановки, и Гранд-опера.
Нелинейное повествование, с одной стороны, не лишено шаблонов, но с другой — выстроено грамотно, а местами даже очень удачно: впечатляет сочетание эпизода прихода Руди в Сент-Шапель с его детским криком «Папа!»
Авторы деликатно обошлись с темой сексуальной ориентации Нуреева — эпизоды с Кремке (Луис Хоффман) присутствуют, но лишь с намеком на их истинные отношения. Впрочем, поклон создателям ленты уже за то, что не стали тупо игнорировать эту тему, как авторы документалки «Рудольф Нуреев: Мятежный демон». Просто для фильма Файнса эта тема не главная — в конце концов, полностью осознать себя Нуреев смог лишь в эмиграции.
Полярные мнения можно прочитать и об исполнителе заглавной роли. Конечно, 22-летний украинский танцовщик Олег Ивенко как актер слабее, чем как танцор. Но он справился с главным: с ощущением духа Рудольфа Нуреева — мятежного и прекрасного. И очень странно читать о непохожести героя на оригинал — Ивенко как раз очень похож на Нуреева. Уж точно больше, чем сам Нуреев — на Рудольфа Валентино, которого сыграл в «безумном байопике» Кена Рассела!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"