Магазинные воришки /рецензия/ Manbiki kazoku (Shoplifters)
Япония (2019)
Драма, 16+
120 мин. / 02:00
|
|
Режиссер:
Хирокадзу Корээда
Сценарий:
Хирокадзу Корээда
В ролях:
Рири Фрэнки,
Сакура Андо,
Маю Мацуока,
Дзё Каири, Мию Сасаки, Кирин Кики, Сосукэ Икэмацу, Наото Огата, Ёко Моригути, Юки Ямада
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Младшая дочь,
или Родню не выбирают?
Гран-при престижнейшего Каннского кинофестиваля носит название «Золотая пальмовая ветвь». И хотя она золотая, иногда бывает такое ощущение, что ветер качает ее, как самую обычную ветку. Вот и награждают ею то подлинные киношедевры, то провокационные китчевые проекты вроде прошлогоднего «Квадрата». Достоин ли высокой награды лауреат этого года — социально-психологическая драма японского режиссера Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки»?
Дружная семья
Итак, где-то в токийских трущобах ютится дружная японская семья по фамилии Сибата. Почему-то в анонсах пишут, что живут домочадцы на бабушкину пенсию, но это не совсем так. Хотя пенсия бабушки Хацуэ (Кирин Кики) составляет основу семейного бюджета, глава семьи Осаму (Рири Фрэнки) числится разнорабочим, да и взрослая дочь Аки (Маю Мацуока) имеет доход, показывая свою красоту в пип-шоу. А чтобы не тратиться на всякую мелочь вроде чипсов, леденцов или шампуней, Осаму с сыном-подростком Сётой (Каири Дзё) успешно освоили стезю магазинных воришек.
Однажды холодным вечером, возвращаясь домой после очередной мелкой кражи, Осаму подбирает на улице продрогшую и голодную пятилетнюю девочку Юри (Мию Сасаки). И хотя жена Нобуё (Сакура Андо) поначалу не в восторге от лишнего рта, в конце концов она Соглашается принять малышку, убедившись, что ее родителям нет до нее дела. Даже увидев по телевизору, что девочку ищут, домочадцы решают не возвращать Юри — ведь она уже стала членом семьи. Никто из них и предположить не может, что своим появлением этот улыбчивый ангелочек невольно запустит процессы, которые приведут к раскрытию мрачных тайн и разрушению семьи...
Что связывает людей
Фильм цепляет с первых кадров, детально живописуя быт бедной, но дружной семьи, живущей по принципу «в тесноте, да не в обиде». Ютясь друг у друга на головах, домочадцы не только не озлобляются, но и всячески поддерживают друг друга, хотя каждый идет по жизни своим путем соответственно своему характеру. Кстати о характерах: хотя обычно японское кино отличается некоторой наигранностью, на сей раз актеры тонко передают личностные нюансы, играя сдержанно и убедительно. Особенно поражает сосредоточенная, не по возрасту серьезная Мию Сасаки в роли малышки Юри, за чьей внешней отстраненностью, даже как будто легкой аутичностыо, прячется распахнутая детская душа, жаждущая простого семейного тепла.
В целом картина производит впечатление этакой своеобразной японской версии вампиловского «Старшего сына». Только в показе того, как вроде бы чужие люди становятся родными, Хирокадзу Корээда идет еще дальше, ставя под вопрос старый постулат, что «родню не выбирают». Когда с появлением «младшей дочери» постепенно выясняется, что и у этой почти идиллической семьи японских Сарафановых есть свой скелет в шкафу (причем почти буквально!), мы все равно продолжаем воспринимать героев как родню. Потому что узы дружбы, любви, взаимопонимания я заботы друг о друге связывают людей гораздо крепче, чем узы крови.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"