Игры разумов /рецензия/ The Professor and the Madman
Ирландия (2018)
Драма, биография 18+
124 мин. / 02:04
|
|
Режиссер:
Фарад Сафиниа
Сценарий:
Джон Бурмен, Тодд Комарники, Фарад Сафиниа
В ролях:
Мэл Гибсон,
Шон Пенн,
Натали Дормер,
Джереми Ирвин, Дженнифер Эль, Стивен Диллэйн, Эдди Марсан, Стив Куган, Йоан Гриффит, Дэвид О’Хара
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Бородатая история
В советское время кино в нашем прокате про тандем мощно бородатых гениев XIX века могло быть только фильмом про Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Ну, сейчас другая эпоха, так что вот вам историческая драма «Игры разумов» про парочку составителей Оксфордского словаря английского языка. И да, она интересная...
Профессор и безумец
Прочтя книгу Саймона Винчестера «Хирург из Кроуторна» (1998), рассказывающую о малоизвестной странице создания многотомной языковой энциклопедии, Мел Гибсон тут же купил на нее права и потратил почти 20 лет на то, чтобы изложенная в ней необыкновенная история попала на экраны.
Движущей силой сюжета картины режиссера Фарада Сафиниа являются отношения профессора-филолога Джеймса Мюррея (невероятно бородатый Мел Гибсон) и бывшего врача Уильяма Майнора (быстро зарастающий по ходу фильма бородой Шон Пени), чей вклад в составление словаря стал определяющим. Да только на обоих подвижников научное сообщество смотрело косо. Мюррей был самоучкой, и «настоящие академики» относились к нему с изрядным предубеждением. С Майнором все обстояло еще хуже. Он являлся патентованным сумасшедшим — военным хирургом, убившим в приступе паранойи человека и помещенным в клинику для душевнобольных.
Таким образом, налицо «драма признания». Два маргинала упорно работают над трудом всей жизни, преодолевая всяческие интриги коллег, бюрократические рогатки и личные заморочки. И для них далеко не факт, что суд истории воздаст им по заслугам...
Сражаясь с материалом
Как ни крути, в филологических радостях мало «движухи», и потому такое кино должно держаться на актерских работах, а не на внутренней динамике. Поэтому Гибсон и Пени — особенно Пенн — понимая это, героически тянут фильм на себе. И они молодцы, прекрасно справляются. Проблема в том, что их экранное взаимодействие ограничено: в кадре Мюррей и Майнор встречаются считанные разы, общаются в основном по переписке и большую часть фильма действуют порознь.
Такая схема, разделяющая основных персонажей, хоть и соответствует историческим фактам, осложняет жизнь постановщику. Который, к тому же, дебютант и явно не может удержать материал под контролем. Видно, что лучше бы данному проекту состояться в формате мини-сериала: в виде двухчасового фильма он кажется несколько несфокусированным и распадающимся на главки, сшитые на живую нитку.
Однако даже с учетом вышеописанных шероховатостей «Игры разумов» производят впечатление. Не самый увлекательный для массового зрителя сюжет подается максимально выгодно и эффектно, несмотря на дефицит энергичных сцен. Гибсон и Пенн предстают в кадре самоотверженными исследователями, служащими высокой цели и сдерживающими одолевающих их личных демонов. Такие полные подвижнической страсти фильмы нынче редкость. Так стоит ли их пропускать?
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"