Юморист /рецензия/
Россия (2019)
Драма, 16+
100 мин. / 01:40
|
|
Режиссер:
Михаил Идов
Сценарий:
Михаил Идов, Лили Идова
В ролях:
Алексей Агранович,
Юрий Колокольников,
Алиса Хазанова,
Павел Ильин, Артем Волобуев, Полина Ауг, Семен Штейнберг, Вильма Кутавичюте, Ольга Дибцева, Даниэль Шифрин
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Космикомическая история
Кинодраматург Михаил Идов, написавший сценарии таких фильмов, как «Духless 2» (2015) и «Лето» (2018), недавно решил, что вполне созрел для того, чтобы самому делать кино в качестве постановщика. Правильно решил. Его ретродрама «Юморист» — один из наиболее достойных режиссерских дебютов последнего времени...
Холодное лето 84-го
Фильм рассказывает историю советского эстрадного юмориста Бориса Аркадьева. Не ищите это имя в Википедии — образ собирательный. Но очень точный. Такой типаж всем хорошо знаком: блестящий остроумец с непременной «фигой в кармане» — перед обожающей его публикой, страдающий от нереализованных амбиций неудачник — перед самим собой, национальность — «таки да».
Любимцу женщин и властей, ему многое позволено: увести бабу у приятеля (при том, что сам он человек семейный), дозированно хамить партийно-кагэбэшному начальству (в узком кругу, не публично). Для 1984 года, в августе которого разворачиваются события картины, карьера у героя, выступающего с популярным скетчем про обезьянку и фотографа, складывается завидная.
Другое дело, что Аркадьеву этого мало. Подобно многим интеллигентам времен застоя, он задыхается в безвоздушной атмосфере позднего СССР, глушит себя алкоголем, но избавиться от внутренней тоски не в состоянии. Единственное, что вызывает у него не привычный рефлекс в виде очередной остроты, а нормальную человеческую реакцию — разговор с космонавтом, у которого явно проблемы на орбите. Бориса вызывают в ЦУП, дабы тот подбодрил парня веселой историей. Однако разговор по душам с советским небоходцем прерывается на полуслове, и наш герой начинает «слетать с нарезки», выходя за пределы дозволенной фронды на опасную стезю публичного оскорбления власти...
О времени и о себе
Алексей Агранович, сыгравший Аркадьева, уверенно справляется с образом человека, при внешнем успехе хронически недовольного ни самим собой, ни окружающей реальностью. А Идов старается не пережимать с антисоветчиной, хотя как человек, заставший Советский Союз лишь в подростковом возрасте, путается в эпохах — и вялое царствование генсека Черненко у него отдает более серьезными страхами, характерными для сталинской эпохи.
А вообще, главными злодеями в фильме кажутся не чекисты и партийная элита (впрочем, они показаны на экране довольно отталкивающими). Сам герой свой злейший враг. Зрителю прозрачно намекают, что Аркадьев талантлив только как эстрадник, а его попытки написать великий роман оказались несостоятельны. В глубине души он понимает свою ограниченность, и это снедает его сильнее, чем должность шута при расписанном серпами и молотами троне.
Поэтому «Юморист» получился чем-то большим, чем типовое кино на тему «трепетный художник и бездушные власти», — фильмом, лишенным дурного обличительного пафоса, ушедшим от соблазна впасть в сатирический гротеск. И оттого попросту оказавшимся хорошей историей симпатичного, но все же далекого от совершенства человека. Которому не повезло ни со временем, ни с собой.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"